Игра по математике В царстве смекалки
«В царстве смекалки»
Цель: повысить интерес детей к изучению математики.
Задачи:
1) уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации;
2) способствовать развитию логики, мышления, пространственных представлений и воображения;
3) учить делать самостоятельные выводы, преодолевать трудности и добиваться успехов, работать в группах.
Ход занятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник, посвящённый Математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
Наши команды уже готовы? Это лучшие математики, которые не ун6ывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно. Капитанов прошу представить свои команды.
Конкурс 1. «Представление команд»
Ученики каждой команды представляют капитана, девиз, объясняют название команды и высказывают пожелания другой команде.
Конкурс 2. «Разминка»
Ведущий задаёт вопросы командам.
Команда «Цифры»
Разность, каких двух чисел равна нулю? (Одинаковых)
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – позади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой)
Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, которая на ней сидит? (Надо подождать, когда птица улетит)
Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша)
Команда «Знаки»
Какие два числа надо сложить, чтобы получить число 1? (0 +1)
Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (Столько же – 4 кг)
За чем пьют чай? (За столом)
На что похожа половина персика? (На другую половину)
Назовите 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Конкурс 3. «Кроссворд»
Команды получают одинаковые кроссворды – они должны показать знание математических понятий.
По горизонтали: 2. Знак математического действия. 4. Высказывание, содержащее знак « = ». 5. Число, из которого вычитают. 8. Часть прямой, соединяющая две точки.
По вертикали: 1. Запись, состоящая из одной или нескольких цифр. 3. Результат вычитания. 6. Наименьшее двузначное число. 7. Знаки, указывающие на порядок выполнения действий.
Ответы. По горизонтали: 2. Плюс. 4. Равенство. 5. Уменьшаемое. 8.Отрезок. По вертикали:1. Число. 3. Разность. 6. Десять. 7. Скобки.
Группы поддержки в это время отвечают на вопросы устного счёта.
5 6 7 8 Группа поддержки команды «Цифры»
На сколько надо увеличить 30, чтобы получить 70? (На 40)
Уменьшаемое –7 десятков, вычитаемое –7 единиц. Найдите разность. (70–7=63)
Увеличьте 67 на 3. (67+3=70)
Какое число меньше 15 на 7? (15-7=8)
Какое число надо прибавить к 38, чтобы получить 40? (40-38=2)
Группа поддержки команды «Знаки»
Назовите число, в котором 4 десятка и 8 единиц. (48) Уменьшите его на 2 десятка. (28)
Первое слагаемое – 23, второе – 3. Найдите сумму. (23+3=26)
Найдите разность 57 и 30. (57-30=27)
Сумма двух слагаемых равна 90. Первое слагаемое – 40. Чему равно второе слагаемое? (90-40=50)
Какое число надо увеличить на 2, чтобы получить 26? (26-2=24)
Услышав слово сто, дети хлопают руками над головой.
У простого сторожа – непросторный дом.
Часто в нём стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто!
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять!
Конкурс 4. «Разгадай загадку»
К доске выходят по два участника от каждой команды (один – от команды и один – от группы поддержки). Участник от группы поддержки разгадывает загадку, а от команды – находит математический ответ.
Задания для команды «Цифры»
Расставьте по порядку фигуры так, чтобы каждое следующее число было на 6 меньше предыдущего.
Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут. Угадайте, что это? (Облака)
Задания для команды «Знаки»
Расставьте по порядку фигуры так, чтобы каждое следующее число было на 7 больше предыдущего.
50 А
Притаилась у куста и проходу не даёт –
Всех кусает без разбора, никого не признаёт.
Угадайте, что это? (Крапива)
Пока участники у доски выполняют задание, учитель показывает математический фокус всем остальным.
Учитель: Загадайте любое число в интервале от 10 до 19. Затем вычтите из задуманного числа сумму его цифр – и я узнаю, столько, у вас получилось. Это 9!
Конкурс 5. «Разгадай ребус»
Каждая команда и группа поддержки получают по три ребуса, в которых есть числа. Разгаданное слово записывается на листе.
Команды: советы, одиннадцать, пятно.
Конкурс 6. «Одинаковые числа»
Расставьте знаки, чтобы получился заданный результат.
18 = 2 2 2 2 (18 = 22 – 2 – 2)
65 = 5 5 5 5 (65 = 55 + 5+5)
Конкурс 7. «Капитаны, вперёд!»
Посчитайте по-японски.
1 (идти) 2 (ни) 3 (сан) 4 (си) 5 (го)
6 (року) 7 (нети) 8 (хати) 9 (ку) 10 (дзю)
Команда « Цифры »
Мама купила дзю яблок. Двое её детей съели по си яблок. Сколько яблок осталось у мамы? (10 – (4+ 4) = 2(яблока))
Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножек, чтобы сделать для Буратино, Пьеро и Мальвины по одному стульчику? (Да, и ещё останется 1 ножка)
Лестница состоит из 11 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? (На шестую)
Команда «Знаки »Мама купила дзю яблок. Её дети Таня и Андрей съели: Таня – ни яблок, а Андрей – сан яблок. Сколько яблок осталось у мамы? (10 – ( 2+ 3) = 5)
В большой клетке 6 волнистых попугайчиков, а в маленькой – 5. Из большой клетки в маленькую пересадили 1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков стало
в клетках? (Нет)
Раньше монету в 20 копеек называли двугривенным. А сколько копеек содержит гривенник? (10 копеек)
В это время капитаны группы поддержки должны нарисовать обеими руками одновременно разные геометрические фигуры.
Ведущий: Дорогие ребята! Вы все сегодня показали , что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные!. Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов!