КонспектИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ВВЕДЕНИЕ
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизненноценностных ориентаций.
Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Согласно этому необходимо четко определять и дифференцировать понятия «инновационные образовательные технологии» и «инновационное образование». Таким образом:
Инновационные образовательные технологии и программы – это любые образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности педагогов, создавших и развивших их;
Инновационное образование – это только те инновационные образовательные технологии и программы, где результатом инновационной деятельности педагогов является создание (генерация) инновационных идей обучаемыми.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения.
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:
1) изменение в целях;
2) изменение в содержании образования;
3) новые средства обучения;
4) новые идеи воспитания;
5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и т.д.
В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:
1) в содержании образования;
2) в технологии;
3) в организации;
4) в системе и управлении;
5) в образовательной экологии.
Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности.
Научноисследовательские работы учащихся занимают особое место при внедрении инновационных технологий обучения. Это вызвано следующими причинами:
- необходимостью внедрения индивидуально-ориентированного обучения, направленного в первую очередь на отдельно взятую личность обучаемого с учетом всех его умственных и психофизиологических особенностей и выбранной специализации дальнейшего обучения;
- приобщения учащихся к современным методам проведения физических экспериментов, таких, например как компьютерное моделирование физических явлений и использование современных вычислительных средств для измерения различных физических величин;
- развития интеллекта ученика, его творческого и научного мышления, формирование научного мировоззрения.
Следующей работой в данном направлении стала работа:
Модель инновационноинформационного научно-методического сопровождения учебного процесса – совокупность дидактических компьютерных информационных материалов и системы методических рекомендаций по их использования в образовательном процессе.
В данной работе была предложена для рассмотрения следующая схема организации учебного процесса, с точки зрения применения инновационноинформационных технологий обучения:
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Компьютерные демонстрации Компьютерные демонстрации
Электронные учебники Компьютерное тестирование
Электронные учебники Компьютерное тестирование самоконтроля Компьютерные лабораторные работы
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента Компьютерные лабораторные работы Творческий экзамен с применением компьютерных технологий
Компьютерные лабораторные работы Компьютерные программы моделирования Компьютерные научноисследовательские работы учащихся В соответствии с предложенной моделью, проводилась работа в следующих направлениях:
1. Систематизация имеющихся компьютерных информационных материалов.
2. Создание собственных компьютерных информационных материалов.
3. Разработка и апробация методических приемов использования компьютерных информационных материалов.
4. Образование и использование связей между указанными компонентами.
Следует отметить, путь к построению данной системы, проходил через количественный метод, приобретения, накопления и создания вышеуказанных материалов.
Результатом проводимой работы и внедрения данной системы явилось:
Повышение эффективности обучения.
Повышение заинтересованности большей части учащихся к изучению предмета.
Образование тесных взаимных связей между компонентами модели и использование результатов работы по одному из компонентов для реализации задач других компонентов.
Повышение успеваемости по физике и информатике.
ЭЛЕКТИВНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ
Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования на мой взгляд, является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных и факультативных курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, таким образом, в какой-то мере можно говорить о социальном заказе общества. Выполняя такой заказ, сбора и анализа пожеланий учеников, мной были разработаны следующие курсы:
«История физики»
«Углубление физики через решение задач»
«Подготовка к сдаче ЕГЭ»
"Физика и техника"
«За страницами учебника физики»
«Углубленное изучение физики через решение задач»
«Решение логических задач»
"Физика и методы научного познания"
Как элемент системы инновационного образования, элективные и факультативные курсы, кроме личносто-ориентированного подхода к обучению позволяют решить следующие задачи при изучении физики:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Следующим этапом моих научных исследований стало изучение, анализ и оценка возможности применения в своей работе компетентностного подхода при обучении физике.
Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.
Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения:
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
5994405080 6470655080 5708655080 4756155080
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КООПЕРАТИВНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ
Электронные учебники Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента Компьютерные научно исследовательские работы учащихся Компьютерные научно исследовательские работы учащихся
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента Компьютерные лабораторные работы Компьютерные лабораторные работы Компьютерные лабораторные работы
Компьютерные лабораторные работы Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся Электронные учебники Творческий экзамен с применением компьютерных технологий
Компьютерные демонстрации Творческий экзамен с применением компьютерных технологий Компьютерное тестирование
Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций.
Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.
Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны начале рассмотрения данной проблемы.
Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:
В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.
Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.
Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.
Закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике.
Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.
В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.
Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.
Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
;