Итоговое занятие для дошколят «В некотором царстве, в некотором государстве»
Открытое занятие для дошколят «В некотором царстве, в некотором государстве»
Цель:
Коммуникация: упражнять детей в составлении рассказов по опорным словам
Интеллектуальное развитие: развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление;
Здоровье: развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора, мелкую моторику рук.
Социализация: воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу.
Материалы и оборудование: ковер-самолет (один на доске и 10 на партах), геометрические фигуры, игра «пазлы», карточки- скороговорки.
Ход занятия:
(играет сказочная музыка, бабушка открывает ставни)
- В некотором царстве, в некотором государстве.
Ой, а ту ли я сказку начала?
Учитель: - Ту, бабушка, ту. Продолжай.
Бабушка: Так вот жили - были детки. Ходили они целый год в это царство. Учились сидеть, рисовать, писать, читать. Были среди них Никитки, Степаны, Насти, Оли, Миши, Матвеи, Валеры, Дианы.. Много их было. Но вот пришла страшная весть. Закрыли путь в это царство им. Сегодня истекает срок – последнее посещение.
Учитель: Что-то ты уж больно страшную историю начала, бабушка. Вовсе всё не так. Сегодня мы с вами отправляемся в наше главное путешествие, итоговое путешествие. А чтобы подстраховать себя, мы в дорогу возьмём родителей. Ведь они главные помощники в нашей жизни. Итак, вы готовы к путешествию?
Дети: Да!
Учитель: Тогда в путь! (играет сказочная музыка). Какое бы средство передвижения нам бы пожелать. Дети, а вы какие виды транспорта знаете, на которых можно передвигаться группой. По–другому, их называют общественным видом транспорта (ответ детей).
Бабушка: Машину я вам не дам, а вот ковёр – самолёт, пожалуй, предложу.(бабушка открывают доску , а там ковёр с дырками.)
Учитель: Ой, ребята, его погрызли мыши. Упражнение «Помогите починить ковёр».
(На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра, у каждого на столе свой коврик).Учитель: Назовите те фигуры, которые вам понадобились.
Дети называют.
– Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится.
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Вот подсказка:
Стоит в Омске теремок-теремок.
Он не низок не высок - не высок.
Кто в него заходит, тот умным выходит.
Дети : Школа.
Учитель: Правильно, школа (музыка сказочная, потом аварийная). Что-то случилось опять с нашим ковром - мы приземлились у сказочного камня. По какой же дороге пойти? Где наш теремок найти?
Бабушка: А давайте я вам помогу (бросает клубок в сторону с указателем «Сюда иди – счет пойми»).
Учитель: Что же у нас здесь? Удочка, рыбки. А вы знаете сказки, где встречается рыбка? А вот кто же пойдёт ловить рыбку по сказочному, мы узнаем, поймав свою рыбку.
Упражнение «Графический диктант»
Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас поиграем в другую игру - вам надо будет поймать рыбку, выполнить задание, которое предложено на ней.
Выходим по двое – вдруг рыбу поймаете тяжёлую.
Упражнение «Поймай рыбку» - 10 рыбок с заданиями
Учитель: Хоть и не по той дорожке пошли, но много знаний обрели.
Учитель 2 : Возвращаемся к камню, может, сейчас найдём путь в наш теремок. Вы , наверное ,устали? Ну, тогда все дружно встали (физминутка Жираф)
Учитель 2: По какой же дорожке пойти? Бабушка, ты нам помоги.
(бабушка бросает клубок в сторону с указателем : «Кто налево пойдёт – ума наберёт»).Учитель 2: Здесь какой-то мешочек, а в нём буквы. Не знаю даже, справимся мы с этим заданием или нет. Нужно на ощупь определить , какая это буква (набор букв).
Упражнение «Угадай букву»
Учитель 2: А ещё в мешочке загадочные картинки, по которым надо вспомнить скороговорки (набор картинок).
Упражнение «Скороговорки»
Блок «Работа с родителями»
Учитель 2: Помочь выполнить следующее задание мы попросим родителей.
Упражнение «Придумай рассказ»
Сейчас на каждый стол я раздам заготовки – листочек со словами. Задание выдается на 4 человека – 2 родителей и 2 детей. Ваша задача – из предложенных слов составить небольшой рассказ из 3-4 предложений. Затем ребенок, не взрослый, представит нам коллективное творчество.
Варианты заготовок:
Иван – царевич, нехоженые тропы, сумрак, страх, темный лес, книга.
Василиса Прекрасная, счастье, рушник, цветы, каравай хлеба, бананы.
Василиса Премудрая, грусть, клубок ниток, зеркало, интернет, ленты.
Баба Яга, салон красоты, радость, метла, игра, апельсин.
Кощей Бессмертный, библиотека, река, цветочная клумба, парашют.
Лиса Патрикеевна, Учитель: Пора возвращаться к камню - указателю. Давайте отдохнём - вы устали (разминка «Большие танцы»).
Перерыв
Сказочная музыка. Бабушка кидает клубок на следующий указатель : «Сходи туда – познай себя».
(звучит музыка и перед нами сказочные герои из многих сказок).
Учитель: Какие интересные герои перед нами. Вы их помните? А сейчас мы спросим родителей, знают ли они сказки. Дети, а как вы думаете, родителям надо знать сказки? Для чего? (ответ детей)
Упражнение «Разминка»
Вопросы для родителей:
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (Нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц».)
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга.)
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева.)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)
Учитель 2: Ребята, наши родители справились с заданием? Молодцы, родители!
Учитель 1: А теперь я предлагаю вам самим поставить сказку.
Игра «Юные актеры»
Учитель 1: А как называют тех людей, которые играют в театре? (актёры). Значит, вы будете актёрами (учитель раздаёт роли и реквизиты). Сегодня мы сами поставим сказку.
Оборудование. Костюмы для действующих лиц (достаточно будет подготовить по одному элементу костюма для каждого сказочного героя. Так у Царя и Царицы это могут быть картонные короны,
у Царевны – головной платочек или кокошник с прикрепленной сзади косой, у Ивана-царевича – картонный меч,
у Серого волка и мухи – полумаски,
у Соловья-разбойника – черная повязка на глазу и серьга из фольги). На площадке, где разыгрывается сказка, надо поставить несколько стульев. Можно использовать музыкальные фонозаписи.
Действующие лиц:
Рассказчик (ведущий)
Царь
Царица
Царевна
Разбойники
Раки
Серый Волк
Муха
Три дерева
Соловей разбойник
Продолжительность - 20 минут
Рекомендации к проведению:
Ребята. Сегодня мы с вами будем слушать сказку про Ивана-царевича. Но вам придется не только слушать сказку, но и показывать ее вместе со мной.
Давайте сначала выберем исполнителей главных ролей. Нам понадобятся Царь и Царица – пожалуйста, кто будет играть эти роли. Вручаю вам знаки царского достоинства – короны. Теперь прошу Царя и Царицу пройти ко мне и сесть рядом на стулья.
Следующие персонажи – Царевна и Иван-царевич. Вот ваши элементы костюмов. Пока вы можете сидеть на местах, а по ходу сюжета вы сами поймете ваши действия. Серый волк и Муха – тоже получите свои полумаски. Выберем, кто исполнит роль Соловья-разбойника и его помощников-разбойников. А рядом с площадкой, где будет разыгрываться основное действие, попрошу встать еще трех человек – это будут три заповедных дерева. Ну вот, основных персонажей мы выбрали. Но и все остальные ребята не останутся у нас без дела – они будут одновременно и зрителями и раками. Итак, сказка начинается.
Звучит тихая загадочная музыка. Ведущий читает сказку, ребята-артисты разыгрывают по ролям экспромтом всё, о чем читает ведущий.
Жили-были Царь и Царица. Жили они, поживали в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, звали ее царевна, которую они очень любили.
Царевна выходит и садится рядом с родителями.
Царь и Царица часто гладили Царевну по голове и никогда не бранили ее. А у Царевны был жених – Иван-царевич.
Иван-царевич выходит вперед и гордо прохаживается перед зрителями.
Был он парень бравый, сильный, героический. Он часто приезжал в гости к своей невесте-Царевне верхом на Сером волке.
Иван-царевич «верхом» на Сером волке приезжает к Царевне и садится рядом.
Сядет, бывало, Иван-царевич рядом с Царевной, глядит на неё - не наглядится. Возьмет Царевну за белы рученьки, смотрит на неё – не насмотрится. Часто Иван-царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически. Поговорит он вот так, порасскажет, а потом домой уедет.
Иван-царевич «уезжает» на Сером волке.
Но вот, однажды, ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими друзьями-разбойниками.
С гигиканьем врывается банда разбойников. Они окружают Царя, Царицу, Царевну и пугают их.
Разбойники сначала напугали всех, а потом похитили Царевну – схватили ее и утащили в дремучий лес.
Идет сцена похищения
Царевна долго сопротивлялась и визжала. Но разбойники увели ее к трем заповедным деревьям и посадили на верхушку самого высокого дерева.
Разбойники приводят Царевну к трем заповедным деревьям и прячут за ними.
Иван-царевич, ни о чем не подозревая, прискакал на Сером Волке во дворец Царя, а там родители рыдают навзрыд. Спросил Иван-царевич, что случилось и где его ненаглядная Царевна. Тогда родители рассказали ему о своем горе и поведали обо всем, что случилось. Узнав о трагедии, Иван-царевич поклялся догнать разбойников и освободить свою красавицу невесту. Он сел на Серого Волка и поскакал в дремучий лес искать Царевну. Иван-царевич скачет к 3 деревьям.
В лесу он долго искал Соловья-разбойника, но в конце концов устал, лег на травку и задремал. Вдруг какая-то муха, которая сидела за деревом, вылетела и укусила Ивана- царевича.
Вылетает муха, кружится, жужжит и кусает Ивана- царевича.
Иван-царевич проснулся, стремительно оседлал Серого Волка, поскакал и увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них и показал, где раки зимуют (обводит рукой всех сидящих в зале).
Разбойники испугались и убежали. Затем Иван-царевич снял Царевну с дерева, взял за руку, сел вместе с ней на Серого Волка и поскакал в Царский дворец. Прискакал, вручил Царевну родителям. Царь и Царица обрадовались, стали обнимать дочку и Ивана- царевича. А Царь потом сказал Ивану-царевичу: «Раз ты её спас, то и женись!» И устроили они пир на весь мир.
Бабушка- сказочница: Тут и сказке конец, а кто её поставил – молодец!
Все артисты выходят на поклон.
Учитель 1: А нам пора возвращаться к камню. Посмотрите, здесь появилась ещё одна дорога – эта дорога в тот терем, который нам нужен. Но по этой дороге вы пойдёте 1 сентября и будете идти по ней долгих 11 лет, получая новые знания. А на сегодняшний день вы прошли хорошую подготовку и мы рады вручить вам памятные листы об окончании этой подготовки и совсем не сказочные.
Учитель 2: Дорогие родители! Я желаю Вам, чтобы за лето дети загорели, отдохнули. Не забывайте и летом продолжать интеллектуально развивать наших будущих обучающихся: читать, пересказывать, расширять кругозор. Ну, а мы ждем всех 1 сентября. Спасибо за ваш труд, за терпение.