Урок литературы в 8 классе по рассказу К. Паустовского «Телеграмма» «Пока не стало поздно»
Урок литературы в 8 классе по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
«Пока не стало поздно».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: понимание главной проблемы произведения- содержание моральных ценностей( милосердие, совести, доброты, человечности ; умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портрет; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к анализируемому произведению и оценка его; создание самостоятельного устного высказывания на предложенные вопросы; выявление художественной ёмкости слова писателя, изобразительно-выразительной силы деталей.
Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; структурирование материала; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; самостоятельная организация работы с текстовым материалом, её отбор, оценка, систематизация, анализ.
Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание моральных качеств; формирование целостного мировоззрения.
Виды учебной деятельности:
Репродуктивная: осмысление содержания произведения, изображённых в нём событий и характеров;
Продуктивная творческая: характеристика героев произведения, развёрнутый монологический ответ на поставленные вопросы с элементами цитирования.
Поисковая: самостоятельный поиск материалов для ответа.
Урок построен в форме ролевой игры. Перед прочтением текста домашним заданием надо было разбиться на группы, которым дано задание воплотиться в своих избранных героев и смоделировать, прочувствовать ситуацию, в которой они находятся, высказывания, мысли. Авторскую позицию также представляет учащийся(заранее проговорены и составлены вопросы автора и соавтора-учителя. Ученик-автор самостоятельно продумывает свои вопросы)
Наглядность: эпиграфы, иллюстрации.
Эпиграфы (высказывания на доске или на интерактивной доске)
Закон, живущий в нас, называется совестью. И.Кант.
Красота человека- не только внешность, но и его сердце-«живое», доброе и страдающее. А.Франс.
Милосердие-это активная доброта. И.Шевелев.
Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать. М.Горький.
Ход урока.
Учитель: Прочитайте высказывания, которые написаны на доске. О чём они?
(ответы учащихся- зрителей ЗР)
Какова тема урока? Какие вопросы мы сегодня затронем?
Формулируем проблемные вопросы, например, как в рассказе Паустовского разрешается проблема милосердия, человечности? Способен ли человек пройти путь исцеления, преодолеть эгоизм и чёрствость?
Учитель: Все описываемые события происходят холодной осенью. Прочитайте начало рассказа. Почему осень?
ЗР (выражение состояния человека)
Учитель: Какими деталями автор передаёт одиночество Катерины Петровны (КП)?
ЗР ( -видит одно и то же; доживала свой век , а не жила; всё время сидит на диване и ждёт, что приедет дочь: ночи долгие, бессонные: не с кем поговорить, жила одна; нюхала деньги, присланные дочерью; постоянно думала о дочери, редко ей писала, чтобы не мешать, плакала)
Учитель: Катерина Петровна, о чём вы думали, что чувствовали, когда от Насти приходили почтовые переводы и несколько слов?
К.П (я тосковала по ней, думала о ней, как о единственном человеке, когда услышала стук в калитку , у меня появилась надежда, что это дочь (калитка была несколько лет заколочена. Увидела клён, он такой одинокий, облетевший, озябший. Звёзды позабытые. И я поняла, что недолго мне осталось на свете, села я и написала письмо.) чтение письма.
Автор (А) (зрителям) Вас ничего не удивило в письме?
ЗР – спокойный тон о смерти.
–воспоминания о саде
Учитель: Описание осени, сада, клёна подчеркивают состояние пожилого, беспомощного человека и ещё больше усиливают ощущение одиночества и печали. Человек страдает, и природа сочувствует ему. Катерина Петровна ждёт. А у Насти в Ленинграде жизнь бежит . «Работы было много. Устройство выставок, конкурсов- всё проходило через её руки. Она секретарь в Союзе художников.» Настя, что вы почувствовали, когда получили письмо от матери?
Настя (Н). Письмо- значит жива. Я не думала, что матери так плохо, но все письма вызывали беспокойство.
Автор: Почему же сразу не прочитали письмо?
Н. Работы было много. (рассказ о скульпторе Тимофееве) Я решила ему помочь.
Учитель: Какие качества проявила Настя в организации выставки художника Тимофеева?
(ЗР) -настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, упорство.
- внимание к судьбе художника.
Автор: Вернувшись домой, прочитали письмо. Мать просила приехать. Почему вы не откликнулись на её просьбу?
Н : Подумала о переполненных поездах.
Учитель: Как же случилось, что Настя проявила столько участия к художнику, а с другой стороны не откликнулась на письмо. Почему? Какие качества проявились в Насте?
ЗР- Она злая. Эгоистка, думает только о себе.
- Но она отдаёт все силы работе, и делает её от всего сердца
- Она забыла о матери. Она черствая.
Учитель: О последнем письме матери было забыто. Настя занималась устройством выставки. И вот выставка открылась. Как оценили деятельность Насти художники?
ЗР – говорили, что выставка открылась благодаря Насте
- говорили о внимании к человеку. О заботе.
Учитель: Когда Першин выступал и говорил, что «забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», принесли телеграмму. Вы, Настя, прочитали, скомкали её и нахмурились. Почему?
Н Это было не вовремя. Мне было стыдно, что я совсем забыла о матери.
Автор: А как бы вы смогли прокомментировать этот эпизод и слова Насти о телеграмме: «Это так…от одной знакомой..»?
ЗР- недобрая
- она сама себя оправдывает
- это предательство по отношению к матери.
Автор: В поведении Насти после прочтения телеграммы что-то изменилось. Что с ней стало происходить?
ЗР –заплакала, поняла, что никто её так не любил, как мать
- вспомнила письмо
- побежала на вокзал.
Автор: А если бы кассирша не проявила сочувствие, так и ушли бы, не взяв билет?
Н. Да.
Учитель: Настя едет, а мы перенесёмся в старый, опустевший дом. Каково ваше состояние, Катерина Петровна?
К.П. Я очень слаба, но я жду, надеюсь, что дочь приедет проведать мать. И это поддерживает мои силы. Приходила Маня, а мне казалось, что это Настя.
Учитель: Очень мало автор говорит о людях, которые помогают Катерине Петровне. Расскажите о себе.
Маняша (М.) Я дочь сапожника. Я прибегаю к Катерине Петровне каждый день, чтобы помочь ей по хозяйству. Уже несколько суток, не раздеваясь, сплю на диване, когда Катерине Петровне стало совсем худо. Мне очень жалко её.
Тихон (Т.) Я сторож, Катерину Петровну знаю давно. Я также помогаю ей. Постоянно спрашиваю , есть ли вести от Насти. Я сочувствую Катерине Петровне, поэтому решил дать телеграмму её дочери.
Автор: Тихон, почему вы от имени дочери послали телеграмму, ведь это обман?
Т. Я никогда не обманывал , да и не умею это делать. Но я не мог видеть, как страдает и умирает Катерина Петровна, а дочь забыла мать.
(Чтение по ролям эпизода: от слов «Пришёл Тихон….» до « не будь пустельгой.»)
Учитель: (зрителям) Как вы понимаете слово «пустельга»?
Автор: Катерина Петровна, вы догадались об обмане?
К.П. Конечно, такими словами Настя не могла написать.
Автор: Когда хоронили Катерину Петровну, встретилась молодая учительница и пошла вслед. Почему вы пошли за гробом?
Учительница: Вспомнила свою маму , она также волнуется за меня. И эта старушка так похожа на мою старенькую мать.
Учитель: В Заборье Настя приехала на вторые сутки после похорон. Чувствуете ли вы свою вину ,Настя?
Н. Я проплакала всю ночь в холодном, пустом доме. Я понимала, что никто, кроме моей матери, не мог снять чувство вины.Да, мне было тяжело и стыдно. Так, прячась от всех, я и уехала.
Автор зрителям: Так в чём вина Насти?
ЗР Мать могла бы простить «забывчивость» дочери, но её уже нет и теперь до конца жизни Настя может испытывать чувство вины перед матерью, что так и не смогла её повидать.
Учитель: Почему рассказ называется «Телеграмма»? Здесь две телеграммы: настоящая и фиктивная. Какую телеграмму автор имел в виду и почему?
ЗР Тихон проявил настоящую человеческую чуткость, милосердие. Он чужой человек Катерине Петровне, а заботился, жалел, сострадал и был добрее, чем родная дочь. Да и Маняше преподнёс нравственный урок «не быть пустельгой».
Учитель: Какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы «не быть пустельгой»?
Перед вами таблица на соответствие нравственных качеств и их лексические значения. И какие качества мы должны искоренять в себе? Поработайте и скажите мне эти понятия.
Сосредоточиться, проникнуться заботой к кому-либо Надежда
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Внимание
Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного Благородство
Чуждый мягкости, сердечности в отношении с людьми, жестокий Доброта
Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Забота
Заботливое, чуткое отношение к кому-либо Чуткость
Высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью Сострадание
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Бессердечие
Внимание, уход Совесть
Отзывчивость, сочувствие Сочувствие
Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека Милосердие
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других. Чувство вины
Способность осознавать, переживать, понимать вину на основе ощущений, впечатлений. Человечность
Что вы вынесли для себя? Какие чувства вы испытали, участвуя в обсуждении рассказа?
Готовая таблица:
Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного Надежда
Сосредоточиться, проникнуться заботой к кому-либо Внимание
Высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью Благородство
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта
Внимание, уход Забота
Отзывчивость, сочувствие Чуткость
Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека Сострадание
Чуждый мягкости, сердечности в отношении с людьми, жестокий Бессердечие
Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других. Сочувствие
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Милосердие
Способность осознавать, переживать, понимать вину на основе ощущений, впечатлений. Чувство вины
Заботливое, чуткое отношение к кому-либо Человечность
Что вы вынесли для себя? Какие чувства вы испытали, участвуя в обсуждении рассказа?
Учитель: Какими качествами обладали Тихон, Маняша, учительница? И какими Настя?
Прочитайте на доске афоризмы, подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение на уроке? Что вы вынесли для себя? Запишите свои мысли в последней графе.
Тема нашего урока «Пока не стало поздно». Какие слова из текста могли бы предложить вы?
ЗР: - За добро плати добром.
- Спасибо за доброе слово.
- А вина-то осталась.
Учитель: Хорошие, поучительные слова сказал Тихон: «За добро плати добром». И пока не стало поздно, посмотрите на себя, загляните в себя и подумайте о близких людях : всегда ли вы внимательны к ним, цените ли материнскую заботу о вас, благодарите ли, не обижаете ли грубым словом, помогаете ли ? И пока не стало поздно, платите добром, заботой, чуткостью за любовь, которую даёт вам мать. И пока не стало поздно, задайтесь вопросом: «А я-то не пустельга?»
Дом задание на выбор:
1 Написать отзыв на рассказ.
2 Мини-сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю»