ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Образцова Татьяна Ивановна, преподаватель информатики ГАПОУ МО ЕПЭТ Г. Егорьевск
В Концепции российского образования в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования планируется обеспечить в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» развитие дистанционного образования. Что же такое дистанционное обучение? Существует несколько определений, вот одно из них: Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между преподавателем и обучающимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ. Образовательный Интернет-ресурс «Якласс». 19 ноября 2014 года в техникуме состоялся образовательный форум юго-восточного Подмосковья «Мобильная среда обучения», который провёл руководитель образовательного проекта «Гарант качества знаний» Яковлев Юрий Борисович. Мероприятие прошло в рамках открытого образовательного проекта «Гарант качества знаний» и было организовано администрацией техникума и Комитетом по образованию администрации Егорьевского муниципального района. Сервис ЯКласс отобран в числе девяти самых перспективных проектов для участия в программе совместной акселерации Фонда развития Интернет - инициатив (ФРИИ) и Microsoft. Акселерация - программа поддержки инновационного бизнеса. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный Интернет-ресурс для обучающихся и преподавателей. Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начал свою работу в марте 2013 года. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] помогает преподавателю проводить проверочные, тестовые и контрольные работы, избавляет от списывания, помогает проводить диагностику знаний обучающихся, а также занятия в компьютерном классе. На данный момент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предлагает теоретические материалы, практические задания и проверочные работы (тесты) по следующим предметам: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выпускники могут готовиться к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Все материалы на сайте ЯКласс соответствуют программе образования Российской Федерации. Главная особенность проекта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заключается в том, что все задания и тестовые работы создаются в специальной программе, которая генерирует задания с разными вариантами, что позволяет уменьшить возможность списывания. В базе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уже 2000000 вариантов заданий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предлагает для преподавателей: проводить контрольные, тестовые и диагностирующие работы в компьютерном классе; задавать домашнюю работу в Интернете; проводить консультации; контролировать результаты выполнения заданий каждого ученика; избавиться от списывания. Зарегистрировавшись на ЯКласс, преподаватель может создать проверочную работу и выслать её своим ученикам всего за пять минут. Все задания в базе ЯКласс - в полном распоряжении педагогов. На ЯКласс родители могут активно участвовать в учебном процессе своего ребёнка. Чтобы следить за прогрессом своего ребёнка на ЯКласс, родителю тоже необходимо зарегистрироваться. Необходимо узнать у преподавателя, что сейчас проходит Ваш ребёнок, где у него пробелы по предмету, и помочь ему выбрать материалы для тренировки. Партнёрами портала являются: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - дистанционный репетитор, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - издательство электронных учебников, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - фонд поддержки молодых специалистов и предпринимателей, работающих в сфере информационных технологий и др. Наша работа на портале. 1 декабря прошло собрание группы, на котором я предложила обучающимся принять участие в апробации работы на ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ребята, у которых есть ПК, телефоны, планшеты с возможностью подключения к Интернет и электронная почта, записались в группу (8 человек). Позднее подключились ещё 2 обучающихся. 3 декабря прошло занятие мастер-класс для преподавателей, регистрация и подключение по карте услуги Я+. 5 декабря я провела с ребятами обучающее занятие «Первые шаги в портале Якласс» - регистрация, ознакомление с разделами и применением элементов программы, подключение обучающихся к услуге Я+. С 05.12 по 31.12 ребята активно работали на ЯКласс.рф. Выбирали предмет, класс, тему. Изучали теорию. Отвечали на вопросы тестов (по подтемам). Выполняли итоговую тестовую работу по всей теме. Если ошибались, внимательно разбирали образец правильного решения, затем снова возвращались назад и отвечали ещё раз на другой вопрос по той же тематике. Для каждого задания есть ответы и подробные шаги решения, поэтому учиться получается легко и быстро. Используя раздел «Учебные заведения – Моя школа – Управление пользователями – Освоение предмета – Освоение темы» я проверяла результаты обучающихся по информатике за неделю, распечатывала готовую ведомость и выставляла в журнал оценки. Также контролировала результаты выполнения заданий каждым обучающимся по конкретной теме. По результатам (количество предпринятых попыток, процент выполнения, затраченное время на каждое задание) было видно с какими вопросами он справился, а какие вызвали затруднение. Проводила соответствующую диагностику. Затем разбирала определённую тему либо на уроке со всей группой и проводила итоговое тестирование со всеми обучающимися, либо в индивидуальном порядке разбирала отдельные темы и задания с обучающимся на консультации. Ребятам нравилось работать, потому что у них была возможность заниматься в удобное для них время, в своём ритме. Интерес также был связан с повышением оценок по предметам в конце семестра. Работа на портале Якласс за месяц помогла обучающимся, пропустившим занятия, ликвидировать пробелы в знаниях по отдельным темам учебных предметов, подготовить доклады и презентации, используя теоретический материал. В топе групп техникума мы стали первые из 6 групп. Результат техникума за месяц - 52 место (на тот момент было 11246 ОУ). За неделю до окончания полугодия я объявила ребятам о проведении конкурса по информатике «Пятёрка у тебя в кармане» среди обучающихся групп Сл-410, П-411 (18 человек) по результатам работы с 15 по 25 декабря. Условие: большее количество баллов получено за выполнение тестов (по своему выбору) по предмету «Информатика» за 9-10 классы. По итогам конкурса определились 3 победителя из группы Сл-410. Возможности с ЯКласс: изучение темы: проработка теории всей группой (вывод на экран теории по определённой теме); закрепление темы: решение всей группой задания ЯКласс; проверка знаний, полученных в ходе урока: задание обучающимся самостоятельно решать на своих технических средствах упражнения ЯКласс; совершенствование полученных в ходе урока знаний: задание обучающимся на дом определённых вопросов по пройденной теме. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся. Необходимость в таком методе обучения информатике и ИКТ обусловлена различными факторами: потребность в интерактивном взаимодействии обучающихся и преподавателя; работа с обучающимися часто болеющими; создание творческих работ (проектов, рефератов); работа с одарёнными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); увлекательные задания с целью повторения на уроке (кроссворды, ребусы и др.), а также во внеурочной работе. Конечно, дистанционное образование не решает всех проблем образования, однако в ряде случаев посредством новых информационных технологий ДО позволяет решить ряд важных проблем полного общего образования в профессиональных образовательных учреждениях.
Литература Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному. – М., 2000. Давыдов И.П., Лебедев М.Б., Мылов И.Б. и др. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: а,– СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с. Хуторской А.В. Основы дистанционного образования. [Электронный ресурс]. Версия 1.2. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. - 329 Кб