Выступление на тему: Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода. Проектная деятелность на уроках русского языка и литературы.
Р.Х. Зиннатуллина, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории
МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района РТ

Метод проектов в российской и зарубежной педагогике известен с прошлого века. О занятиях по методу проекта, на которых ученики работают над намечаемыми для них заданиями и в определенный срок отчитываются о выполнении работы, писали как отечественные (А. В. Текучев, С. Т. Шацкий и др.), так и зарубежные ученые (Дж. Дьюи, С. Френе и др.). Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.
Проективный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В 1905 году в России педагог Станислав Теофилович Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Было несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:
- не было учителей способных работать с проектами;
- не было разработанной методики проектной деятельности;
- «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ» и т.д.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. Он прижился и в Европе - в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран - и не стоял на месте. Суть его остаётся прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка и литературы он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется. Учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе и русскому языку в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.
Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Целью проектной деятельности является:
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам 5 – 9 и 10 – х классов. Однако в нашей гимназии эта практика вводится уже в начальном звене.
Исходя из моей методической темы «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода», я должна научить детей использовать на уроках русского языка и литературы ИКТ (информационно-компьютерные (коммуникационных) технологии), научить применять их в процессе своей деятельности на уроках и во внеклассных мероприятиях. С этой целью я обратила внимание на такой вид деятельности как метод проектов.
Работа по созданию проектов по литературе и русскому языку ведется уже несколько лет. В старших классах отводится на нее, как правило, третья четверть. Учащиеся готовят различные проекты, например, такие как «Людей неинтересных в мире нет» (о жизни и творчестве В.Пелевина и А. Костюнина) 9,10 кл., «Жанр сказки в русской литературе и в фольклоре» 5 кл., «Человек и власть в русской литературе» (по произведениям писателей 19 в.) 10кл., «По Пушкинским местам Поволжья» (НРК) 8 кл., «Пути постижения духовной истины в литературе» (по творчеству Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Ф.М.Достоевского), «Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку» (для подготовки к ЕГЭ) 8-10 кл.
Основные этапы проектной деятельности:
1 этап - выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); 2 этап - сбор материала по своей теме, использование различных источникиков ( интернет-ресурсы, печатные материалы, мультимедиа – энциклопедии).
3 этап – работа над проектами, подготовка сообщения, доклада и
исследовательских работ, составление презентаций по своей теме.
4 этап – защита проектных работ.
В 5-м классе создание проектов не является самоцелью, учащиеся создают небольшие мультимедийные презентации-проекты к определенному уроку.
В 6, 7 классах в работу учащихся начинаю вводить исследовательскую деятельность, в ходе которой они создают исследовательские работы, а также учащиеся составляют презентации-тесты, викторины. В 8-10 классах ребята претворяют в жизнь уже объемные исследовательские работы с использованием мультимедийных проектов.
Особенно эффективным является использование мультимедийных проектов вместе с интерактивными технологиями.
Результаты моей работы:
Дети неплохо умеют работать с источниками информации.
2. Расширяют свой кругозор.
3. Получают опыт публичного выступления.
4. Овладевают рядом практических умений и навыков.


















15