Методическая разработка урока по ОРКСЭ Будда и его Учение
Основы буддийской культуры
Методическая разработка урока «Будда и его Учение»
МОУ «Лицей № 1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»
Учитель общественных дисциплин Голубева Е. Я.
Тема урока № 3: «Будда и его Учение»
Цель урока: сформировать представление о древнейшей мировой религии – буддизме и истории её возникновения (слайд 3-4).
Ход урока:
I. Организация класса
II. Актуализация и мотивация темы
Ребята, совсем немного осталось до летних каникул. Скоро заканчивается учебный год. Любите ли вы путешествовать?
Сейчас мы с вами составим карту путешествий 4 «а» класса «Кто где побывал» (вывешиваются фотографии).
Опережающее задание: оформить на листе А4 фотографию своего путешествия с названием города или страны.
В сентябре этого года, мы с ребятами из 7 «а» побывали в путешествии. Мы посетили республику Калмыкия, соседей Астраханской области (слайд 5,6,7,8).
Ребята, что интересного вы увидели на этих фотографиях? Видели ли вы в нашем городе или в Астрахани похожие строения (нет)? А все потому, что жители Калмыкии являются буддистами, то есть следуют учению великого мудреца Будды.
Сегодня на уроке мы познакомимся с Буддой, его учением, и узнаем, как возникла самая древняя мировая религия буддизм.
III. Работа по теме урока
А я предлагаю вам продолжить наше путешествие и перенестись во времени и пространстве, это мы сделаем с помощью буддийского барабана исполнения желаний. Во времени на 2500 лет назад, а в пространстве на далекий полуостров Индостан в чудесную страну Индию (слайд 9).
Именно здесь на севере Индии, как рассказывают нам легенды и придания, и зародился буддизм. Давайте познакомимся с этим подробнее.
Рассказ учителя, работа с текстом учебника.
Царь Шудходан Гаутама Царица Махамайя Сын Сиддхартх
(исполняющий все желания)
Сон матери Сиддхартха.
Отшельник - человек, живущий один, вдалеке от людей, подвергающий себя различным испытаниям.
Жизнь во дворце и путешествие царевича (слайд 10).
(работа учащихся с текстом учебника)
Задание: найти и выделить слова, характеризующие жизнь принца во дворце у отца и что он открыл для себя во время путешествия.
Беседа по тексту.
Какая истина открылась для царевича во время путешествия (стр. 11)?
Как вы думаете почему Сиддхартх заметил старика и больного среди толпы людей?
Что понял царевич возратясь из путешествия, о чем размышлял?
Как изменилась жизнь царевича в 29 лет, кем он стал?
Ответ на какой вопрос он пытался найти?
Задание: опишите жизнь Сиддхартха после ухода из дворца.
Аскет – человек ведущий очень строгий образ жизни, избегает удовольствий.
Просветление под деревом бодхи.
Медитация – сосредоточение, отрешение от всех земных проблем, уход в себя.
Кто такой Будда (слайд 11)?
Будда – это не имя человека или Бога, а состояние человека, который избавился от всех недостатков и обрел все достоинства.
Сиддхартха Гаутама стали называть Будда Шакьямуни – мудрей из рода Шакьев. Всех, кто последовал его учению стали называть буддистами.
Так 2500 лет тому назад возникла самая древняя религия Буддизм. Последователей учения Будды живут по всей земле, поэтому её называют мировой религией (слайд 12).
Будде Шакьямуне открылись четыре благородные истины. Это и есть учение Будды. О них мы и поговорим на следующем уроке.
IV. Рефлексия.
С какой мировой религией мы сегодня познакомились?
Что вам показалось самым необычным, самым интересным, самым познавательным на сегодняшнем уроке?
Какая первая истина открылась Будде? (существуют страдания)
А как вы думаете, что могло открыться Будде в последующих трех истинах? (слайд 13)