Работа ученицы 8 класса по истории Казахстана преподаватель истории Жакенова Кунсулу Ж
Духовная культура тюркских народов V-XII веков План I. Духовная культура.II. Духовная культура тюркских народов V-XII веков.1. Язык и письменность а) Изменение лингвистической карты Казахстана. б) Развитие письменности.2. Доисламская литература и устное творчество.3. Литература исламского периода. а) Кутатгу Билик. б) Религиозная литература.4. Развитие науки. а) Аль-Фараби б) Ал-Кашгари5. Религиозные представления. а) Тенгрианство. б) Распространение различных религиозных систем.III. Заключение. I. Духовная культура К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. II.ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и канлов от Иртыша на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский.Вторая группа -часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки хунну. Кыпчаки К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский . Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же среде имелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском и арабском. Арабы Развитие письменности. Памятник Куль-Тегину В середине первого тысячелетия нашей эры тюрко- язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков . Орхоно-енисейская письменность ДОИСЛАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Приведем примеры устного творчества. Пословицы о труде:«Труд не пропадет даром», «Камень разбивает голову, труд дробит камень»Бытовые поговорки:«Мышь, рожденная на мельнице, грома не боится», «Человек с кошмой мокрым не станет», «Выпущенная стрела не вернется обратно», «Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов» и другие.Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое влияние на развитие устной поэзии того времени. В их числе он упоминает имя древнего сказителя Чоже. Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках – «Коркыт Ата» «0гыз-наме». ЛИТЕРАТУРА ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу билик» Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Религиозная литература Наиболее крупным проповедником ислама в XI-XII вв был Ходжа Ахмет Яссави. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости). «Дивани Хикмет» - сборник стихов прежде всего религиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости . Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени «Хибат ул-Хакайк» (Подарок истины) - единственная книга Азиб Ахмета Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас. Основные ее мысли - польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается лишь один раз. Таким образом, в книге Югнеки отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана. РАЗВИТИЕ НАУКИ В городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов . Особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма,Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью. Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки . Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). «Диуани лугат ат- тюрк» - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической терминологии и многом другом. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Тенгрианство- эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. Следующим по значению, было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Кроме того, Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам Умай-она Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.В конце IX-начале X вв. началась исламизация тюрко-язычных этносов Казахстана. Литература: 1. История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы.Астана, 1999г.2. История КазССР в 5 томах под редакцией А.Н.Нусупбекова. Алматы, 1977г.