Программа индивидуального развития младшего школьника. Из опыта работы классного руководителя 3 класса МБОУ «СОШ №3» Кузнецовой Ларисы Валерьевны
Краснодарский край
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2014 года протокол № 8
Председатель ________ Ильченко Т.А.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Программа
индивидуального развития младшего школьника
Из опыта работы
классного руководителя
3 класса МБОУ «СОШ №3»
Кузнецовой Ларисы Валерьевны
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий - целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.
Цель программы:
формирование здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определенную гражданскую позицию.
Устранение пробелов в знаниях ребёнка в связи с переменой места жительства.
Определение дальнейшего маршрута обучения
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.
5. Составление графика дополнительных занятий для дальнейшего успешного обучения и определения маршрута обучения.
Для достижения цели работа строится по следующим направлениям:
1. «Интеллект»
Вид работы классного руководителя:
формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Формы внеклассной работы:
· интеллектуальные конкурсы, викторины;
· индивидуальные занятия.
2. «Здоровье»
Вид работы классного руководителя:
показать значимость физического и психического здоровья
Формы внеклассной работы:
· спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;
· Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;
· дни здоровья.
3. «Гражданин»
Вид работы классного руководителя:
формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах
Формы внеклассной работы:
· Конкурсы, викторины по правовой тематике;
4. «Общение»
Вид работы классного руководителя:
передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .
Формы внеклассной работы:
· тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
· Тренинги общения учащихся и их родителей;
· Праздники, конкурсы.
5. «Нравственность»
Вид работы классного руководителя:
помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.
Формы внеклассной работы:
· Тренинги нравственного самосовершенствования;
· классные часы по теме нравственность.
6. «Досуг»
Вид работы классного руководителя:
создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Формы внеклассной работы:
· Посещение разных кружков;
· Празднование памятных дат календаря.
7. «Экология»
Вид работы классного руководителя:
формирование экологического мировоззрения.
Формы внеклассной работы:
· Благоустройство нашей улицы;
· Работа на пришкольной территории, на клумбах;
· Изготовление скворечников, кормушек.
8. «Семья»
Вид работы классного руководителя:
максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
Формы внеклассной работы:
· Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;
· Тренинги родительского взаимодействия.
Виды деятельности учащегося:
Учебная деятельность;
Познавательная деятельность;
Общественно-полезная деятельность;
Творческая деятельность;
Спортивно - оздоровительная;
Экологическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
· физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;
· компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;
· культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;
· творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;
· гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;
Этапы индивидуального развития ребенка:
1 этап - Информационно – аналитический
Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:
· метод анализа документов;
· метод независимых характеристик;
· наблюдение;
· беседа.
По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.
Общие сведения об ученике
Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
Взаимодействие с классом:
Учебная деятельность
Направленность личности учащегося и специальные способности:
Здоровье школьника:
Характеристика
Шепелев Максим Андреевич родилась 2 февраля 2005 года. Проживает в х. Северин, Тбилисского района. Прибыл в 3 класс в августе 2014 года из Украины. Отец устроился на работу шофёром. Мать – безработная. Семья состоит из 3 человек. Снимаю жильё. Взаимоотношения в семье доброжелательные. Максим не всегда участвует в домашнем труде. Соблюдает режим дня. У него нет друзей и в классе, и вне школы. Максим регулярно посещает учебные занятия, систематически готовит домашние задания только под руководством матери. На уроках мало отвечает, руки не поднимает, ответы даёт однозначные, полные – только повторяя за учителем. Имеет много пробелов в знаниях. Он не умеет самостоятельно организовать свой учебный труд. Часто отказывается выполнять задания учителя. Максим – вежливый мальчик. Культуру поведения соблюдает. Любит рисовать, не хотел посещать кружок спортивных танцев. В классе друзей найти пока не смог, замкнут, плохо знает одноклассников по именам. Поручения выполняет не добросовестно. Уклоняется от мероприятий, проводимых в классе и школе. К нему учащиеся обращаются доброжелательно.
Октябрь 2014 г.
2 этап. Диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:
· диагностика познавательной деятельности учащихся;
· исследования эмоционально-личностной сферы;
· диагностика межличностных отношений;
· диагностика психологического здоровья;
2. Компьютеризация полученных результатов.
Карта личностного развития ученика.
1.Здоровье
Группа здоровья (заполняет медсестра)
Хронические заболевания(заполняет медсестра)
Количество дней, пропущенных по болезни
Особенности функционирования нервной системы
2. Успеваемость -
3. Внешкольные занятия - кружки в школе.
4. Развитие познавательных способностей (заполняется после наблюдений)
Способы познания (зритель, слушатель, деятель)
Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение)
Прочность усвоения знаний и умений
Легкость усвоения знаний
5.Социально- личностное развитие (заполняется после наблюдений)
Патриотизм
Товарищество
Уважение старших
Доброта
Честность
Трудолюбие
Бережливость
Дисциплинированность
Прилежание
Любознательность
Любовь к прекрасному
Стремление быть сильным, ловким, закаленным
Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:
3 балла - высокий
2 балла – средний
1 балл - низки.
Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2014-2015 учебный год по следующим направлениям:
Умственное
Физическое
Нравственное
Эстетическое
Экономическое
Экологическое
Правовое
Умственное
Трудовое
Физическое, здоровье
Нравственное
Эстетическое
Экологическое
Правовое
Организация индивидуальных занятии.
Беседа «Без труда и рыбки из пруда»
Помощь в уборке кабинета
Уборка территории вокруг школы
Посещение кружка «Сильные, ловкие, смелые»
Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы
Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен»
Беседы по этическим темам
Привитие привычки бережно относиться к другим людям.
Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность
Чтение художественной литературы
Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам
Уборка территории вокруг школы
Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь»
Соблюдение «Правил для учащихся» и
«Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня.
В конце 1 полугодия 2014-2015 учебного года получены следующие результаты:
Месяц
Развитие интеллектуальных способностей и
любознательности
Воспитание патриотизма
Воспитание товарищества
Воспитание
честности
Воспитание бережливости
Воспитание прилежания, аккуратности
Воспитание дисциплинированности
Воспитание любви
к прекрасному
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
В конце 2 полугодия 2014-2015 учебного года получены следующие результаты:
Месяц
Развитие интеллектуальных способностей и
любознательности
Воспитание патриотизма
Воспитание товарищества
Воспитание
честности
Воспитание бережливости
Воспитание прилежания, аккуратности
Воспитание дисциплинированности
Воспитание любви
к прекрасному
январь
февраль
март
апрель
В мае 2015 года подводится итог, чтобы поставить задачи на следующий год.
Литература.
1.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.: Просвещение, 1991.
2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.-М.: Просвещение,1991.3. Материалы к родительскому собранию по теме “ Самооценка наших детей”. В газете “ Школьный психолог” №36, 1998.4. Изучение школьной тревоги младших подростков. В газете “ Школьный психолог” № 42, 1998..5. Хмелев Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов. В журнале “Воспитание школьника” № 8,
6. Управление качеством образования. Сборник методических материалов. Сост. О.Е. Лебедев. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002г.
7. Тенденции развития образования: проблемы управления.Материалы.Первой конференции Центра изучения образовательной политики. М.: «Университетская книга», 2005г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ «СОШ № 3»
от 15 мая 2014 года № 6
_____________ Ющенко М.В.
Подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ Пономарева А.А.
подпись Ф.И.О. _____________________2014 г.
Заголовок 215