Конспект урока по обучению грамоте по теме Буква мягкий знак ( ь ) в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласных звуков.


Тема урока: "Буква мягкий знак ( ь ) в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласных звуков".
Цели урока:
 - продолжить работу с буквой Ь как показателем мягкости предшествующих согласных;
 - развивать самостоятельно поисковую деятельность и творческие возможности;
 - развивать умение сравнивать произношение и написание слов;
 - развивать наблюдательность, внимание, речь;
 - расширять словарный запас;
 - формировать умение работать в паре;
 - воспитывать в детях уважение к труду;
Формируемые УУД :
1. Познавательные УУД:
 - наблюдать за произношением слов с Ь;
 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме;
 - формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
 -развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве.
2. Регулятивные УУД:
 - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока;
 - развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; проявлять инициативность и самостоятельности, проявлять контроль и коррекцию.
3. Личностные УУД:
 - способность к самооценке;
 - развивать чувство уверенности в своих возможностях;
 - участвовать в учебном сотрудничестве
4. Коммуникативные УУД:
 - формировать умение договариваться, находить общее решение;
 - формировать собственное мнение;
Характеристика учебной деятельности учащихся:
-доказывать обоснованность своего выбора;
-рассуждать при ответе на вопросы;
-изменять слова по образцу;
-комментировать ход своих рассуждений;
-проверять работу друг друга;
-учиться соблюдать гигиенические требования при письме.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, учебник «Азбука», карточки моделей звуков, таблица с изображением буквы «мягкий знак».
Тип урока:  закрепление знаний.
Ι. Организационный момент.
Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.
- Трудимся ли мы на уроках? Трудно ли приобретать знания? Чему вы учитесь на уроках обучения грамоте? Все ли у вас получается? Что нужно, чтобы все получалось?
Сегодня на уроке нам снова придется потрудиться. А помощниками вам будут:
Внимание
Находчивость
Смекалка
II .Актуализация знаний.
1.Загадка.
  - Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
    Может только показать,
       Как согласную читать.  (Мягкий знак)
2. Беседа.
- Расскажите, что вы знаете о букве «Ь».
(Буква мягкий знак не имеет собственного звука, указывает на мягкость согласного, не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы, изменяет смысл слова.)
III. Постановка целей и определение темы урока.
Беседа.
- Сегодня на уроки вы будете в роли маленьких исследователей.
- Знаете ли вы кто такие исследователи, какую работу они выполняют?
Исследователь – человек, занимающий исследованием.
Исследовать– изучать.
-Начинаем исследовательскую работу.
 - Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают?
- На сколько групп можно разделить эти слова? Почему?
БАНЬКА, МОЛ, ПЕНКИ, УГОЛЬКИ, БАНКА, МОЛЬ, ПЕНЬКИ, УГОЛКИ.
 
- Совершенно верно! Данные слова можно разделить на две группы. - Кто желает разделить слова на группы у доски?
 
-В первой группе слова без мягкого знака.
МОЛ
БАНКА
УГОЛКИ
ПЕНКИ
 
-Во второй группе слова с мягким знаком в середине.
МОЛЬ
БАНЬКА
УГОЛЬКИ
ПЕНЬКИ
 
- Сформулируйте тему урока.
Тема. «Мягкий знак в конце и в середине слова».
 
 - Чему вы будете учиться?
- А теперь ещё раз посмотрите внимательно на эти слова и картинки к ним.
-Какой вывод исследователи могут сделать о работе ь? (Меняет значение слова)


IV. Развитие речевого аппарата.
- Перед работой по теме урока необходимо поработать над развитием речевого аппарата.
1. Дыхательная гимнастика.
Упражнение "Свеча": встаньте, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
2. Работа над дикцией.
-Чистоговорка:
Ась-ась-ась - в речке плавает карась.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ель-ель-ель - мы купили карамель.
Ерь-ерь-ерь - волк опасный очень зверь.
-Чтение с доски:
ань инь ень яньабьобь ибь альоль ильельарь орь ирьярь увьетьудьV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
-Работа над скороговоркой на с. 13.
2. Игра.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки.
Ел, ель, ели, брать, брат, мель, мел, роль, хорьки, шить, письмо.
- Вернёмся к работе по учебнику.
3. Продолжение работы по учебнику.
- Прочитайте текст в нижней части страницы 13. Озаглавьте его. ("Письмо", "Ольга получила письмо", "Письмо подруге".)
-Люди каких профессий помогают письму дойти до адресата? Что вы знаете об этих профессиях?
4. Развитие речи. (Просмотр мультфильма из электронного приложения к учебнику. Вычленение слов с ь. Пересказ.)
VI. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Составление слого - звуковой модели слова письмо. (Работа в парах. Одна пара работает у доски.)
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте верхний текст на с. 14 "Азбуки". Озаглавьте.
-Почему гуси погнались за Петей?
- За какой проступок гуси хотели его наказать?
- Сделайте вывод.
VIII. Подведение итогов урока.
- Откройте "Азбуку" на с. 15 и посмотрите на ленту букв.
- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
- Где может находиться ь с словах?
- Игра "Микрофон". Продолжить фразу: "Сегодня на уроке я узнал..."

Самоанализ урока

Данный урок проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием по обучению грамоте. Тема урока: "Буква мягкий знак ( ь ) в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласных звуков". Тип урока - урок закрепления знаний. Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому на уроке я использовала электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В. А. «Азбука 1 класс».
По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. Учитывая тип урока и цели, я использовала различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, сотрудничество, работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем. Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. В целях предупреждения утомления на  уроке проведены физминутки. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись практически.
Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, старалась прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком выполнены. Обратная связь осуществлялась в течение всего урока. Учащиеся показали высокую работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный. Я считаю, что урок целей достиг и имел логическое завершение.