План-конспект урока русского языка по теме Буква Ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Гимназия №1 имени К.И. Щёлкина» города Белогорска Республика Крым
Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
План- конспект урока русского языка в 1 классе
Горбунова Н.В. – учитель начальных классов;
пед. стаж- 26 лет
Белогорск,2016
Тема урока. Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
Цели:
Предметные:
-расширить представление о понятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой роли буквы Ь;
- письмо буквы мягкий знак.
Метапредметные:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников; воспитывать бережное отношение к природе.
- регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать результат своих действий и вносить коррективы; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать; анализировать модели слов, иллюстрации.
- коммуникативные: принимать участие в работе парами; допускать существование различных точек зрения; договариваться; осуществлять взаимопроверку.
Задачи урока:
1. Расширить представление о понятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой роли Ь.
2. Уметь устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звуко -буквенный анализ).
3. Понимать задания к текстовому материалу, анализировать содержание предложений, текста в стихотворной форме.
4.Понимать лексическое значение слов.
5. Письмо буквы мягкий знак
Оборудование
Иллюстрации с изображением лося, лосят; таблицы с образцами написания букв. Диск « Обучение грамоте 1 класс»/приложение к учебнику « Азбука» Горецкий В.Г. /
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
II. Самоопределение к деятельности.
Учитель вывешивает на доску букву Р и сообщает , что изучение написания этой буквы и будет темой урока.
*** Дети удивлены, ведь эту букву они уже изучили.
-1-
Учитель: - Р переверните, букву назовите!
*** Ученик переворачивает букву Р.
Учитель: - Так какую букву мы будем изучать на уроке?
- Какие задания Вы считаете необходимым выполнить, чтобы научиться писать букву Ь?
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.) Введение в тему.
Учитель: Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Зимой часто происходит волшебство. Но сегодня чудеса будут происходит не только в природе, а и в словах…
2.) Значение буквы ь- Зимой холодно, и во многих домах топят камины, печи. В ведре заносим «угол»…
***Слово «угол» записывается на доске.
Учитель: - Всёли правильно записано.
/Дети говорят, что слово записано неверно. Заносят уголь, нужно дописать ь./
Учитель: Мягкий знак - хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему же слово « угол»
Превратилось сразу в «уголь»
Без пожара, просто так?
Это буква - мягкий знак!
3.) Анализ написания буквы
Учитель: Внимательно посмотрите на образец написания буквы./Диск « Обучение грамоте 1 класс» № 5,6,7,8/
- На какую букву похожа письменная буква ь?
- Вы увидели два образца написания? Для чего нужен второй вариант написания?
- С какого элемента начнём писать?
-2-
4 ) Работа в тетради с печатной основой.
А) Письмо буквы, выполнение упражнений для развития руки.
Учитель: Обратите внимание на грустного мальчика, который сидит на пеньке.
Наш Илья сел на пень.
Одолела его лень.
- А вы как будете работать?
- Я уверена, что у Вас всё получится!
-В каких словах из стихотворения нужно писать букву ь?
- Давайте напишем элементы буквы в воздухе под счёт.
- Обведите букву.
- Для развития руки необходимо изобразить веревочку. Повторите узор, в который она сложилась.
- Сейчас вы самостоятельно напишите букву ь. Какого расстояния между буквами вы будете придерживаться?
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
Вращения « Восьмёрка».
Б) Письмо слов и предложений. Работа со звуковыми моделями.
- Чтение слов «лось», «соль».
- Как связаны по смыслу эти слова? Составьте об этом предложение./Лоси любят соль/
- Рассмотрите иллюстрацию.
Это лесники принесли для маленьких лосят соль. Они заботятся о животных.
-3-
- Анализ звуковой модели слова «лось».
- Подойдёт ли эта модель к слову « соль»? Почему?/Один слог; начинается со слияния твёрдого согласного и гласного; заканчивается согласным мягким. В слове 4 буквы, 3 звука, так как мягкий знак звука не обозначает/.
- Письмо слов по образцу./Учитель записывает на доске/
- Чтение предложения: Лось был в лесу.
Учитель:
- Это предложение? Почему? Сколько слов в этом предложении? Как связаны слова в предложении? Почему слово лось записано с большой буквы? Какой разделительный знак нужно писать в конце предложения? Почему?
- Запись учеником предложения с комментированием на доске. Дети пишут в тетрадях.
Взаимопроверка. Работа в парах.
- Кто заметил ошибку и предложил товарищу её исправить?
- Кто ошибок в работе своего товарища не нашёл?
- Поблагодарите друг - друга за работу и помощь.
В) Разучивание стихотворения.
Что за лось идёт большой
Да с рогатой головой? 34728154445
Это лось лесной тропой
Возвращается домой.
Учитель: И люди, и звери хотят вернуться в родной дом, где их ждут родные.
-4-
Г) Задание « Словечко потерялось».
- Необходимо дописать предложение, закончив его словом, соответствующим звуковой модели.
Цветными карандашами обозначаем звуки./зелёным цветом - согласный мягкий, синим- согласный твёрдый.
Дети принесли ему соль.
Учитель: Видимо. Ребята часто бывают в охотничьем хозяйстве и помогают лесникам.
Ребятам предлагается изображать действия лося.
Лось по кочкам ходит,
Лось рогами водит,
Головой мотает,
Глазками моргает.
Лось копытом стук- стук,
Лось рогами тук- тук!
IV. Закрепление.
А) Задание: Прочтите слова : мел_, хор_, мол_.
Всё ли правильно написано? Какую букву нужно дописать? Почему?
Сколько букв во всех словах?
А сколько звуков? Почему? /Мягкий знак звука не обозначает/
Б) А теперь задание на карточках выполните самостоятельно.
Пен _, д _ н_, медвед _, гус _.
- Какую букву вставили в каждом слове? Почему?
- Какая буква отсутствовала во втором слове? / -е/
- Какую работу она выполняет?
- А какой у Вас сегодня день по успешности?
V. Рефлексия.
- Какую букву мы сегодня учились писать ?- У кого её написание не вызвало затруднений?
-5-
- Кто хорошо понял значение буквы ь?
- Какие ещё буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?- Кто доволен своей работой, особенно самостоятельной?
- Кто рад, что помог товарищу?
- Так как скоро новогодний праздник, то прошу Вас раскрасить новогодний шарик цветом, передающим Ваше настроение в конце урока. Объясните своё решение.
-Учитель. Я также дарю Вам шарики с улыбкой, потому что довольна вашей работой. Мне приятно осознавать, что, только благодаря нашей дружной работе, всё получилось.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: - Разве только о букве ь мы сегодня говорили?
- Какую очень важную тему мы затронули?
- Да, мы говорили о природе, которая нас окружает, о том, как люди помогают животным
Всё - от старой сосны у забора
До большого тёмного бора.
И от озера до пруда-
Окружающая среда.
А ещё медведь, и лось,
И котёнок Васька ,небось,
Даже муха - вот это да!
Окружающая среда!
То, что нас окружает,
То, что нас вдохновляет-
О природе ведём мы речь.
Её будем все вместе беречь!
Это и будет нашим девизом.
-6-