АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По технологии Направление «Технология ведения дома», курса внеурочной деятельности «Интерьер дома» для учащихся 5 класса


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ольховатская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
ШМО учителей здоровьесберегающего цикла МКОУ Ольховатская СОШ
от « 29 » августа 2014 г. Протокол № 1
Утверждаю
Директор МКОУ Ольховатская СОШ
Н. И. Бердник
Приказ от « 29 » августа 2014 г. № 36/1- 0
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии
Направление «Технология ведения дома», курса внеурочной деятельности
«Интерьер дома»
для учащихся 5 класса
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с примерными программами общеобразовательных учреждений по курсу технологии: примерные программы/сост. Л.И.Хатунцева, Л.И.Афиногенова- Воронеж:ВОИПК и ПРО, 2011г.
Рабочая программа подготовлена
Учителем технологии
Л.И. Лозовая
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии в 5 классах разработана на основе следующих документов:
1.Примерной авторской программы основного общего образования, по курсу внеурочной деятельности « Интерьер дома» автор – составитель Л.И.Лозовая.2014 год.
2.Учебного плана МКОУ Ольховатская СОШ на 2014-2015 учебный год. Выбор данной программы обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять, защищать свои идеи, давать определения понятий. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.
В структуру программы включены следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности.
Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на
2014-2015 учебный год
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
технологии на ступени основного общего образования.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Сам себе дизайнер» в 6 классах
Тематическое планирование уроков в 5 классах
Система оценки достижения планируемых результатов
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа ориентирована на УМК:
1. Технология. Обслуживающий труд. Учебник для 5 класса О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая; под ред. О.А. Кожиной. – М. : Дрофа, 2013.

2. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности по технологии на ступени, основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды. Отбор содержания проведен с учетом сочетания соответствующий конкретной области деятельности научно-технических знаний, квалификационных умений исполнителей, машин, приборов, инструментов и оборудования, инфраструктуры, которые необходимы для желаемых преобразований предмета труда.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии строится с учетом следующих содержательных линий: сущностных и структурных позиций, может рассматриваться как  методология  любой деятельности, которая  гарантирует достижение запланированного результата.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим темам, путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности. Создать условия для формирования интереса к профессии дизайнера. Воспитать культуру восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. Научить применять полученные знания при оформлении жилища. Создать условия для развития художественно-творческих способностей учащихся. Поэтому немаловажное занятие в формировании настроения и желания заниматься творческой работой имеет интерьер нашего дома.
Создать комфорт в жилище, снизить трудовые затраты в быту, обеспечить благоприятные условия можно, если при проектировании максимально учесть все хозяйственно-бытовые процессы и создать условия их осуществления.
3.Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2014-2015 учебный год
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения «технологии» в 5 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. Из них 34 часов отводится на изучение предмета «технология»: 8 часов отведено на курс «лоскутная пластика», 8 часов отведено на курс «интерьер дома»; 16 часов отведено на курс «занимательные уроки кулинарии». Данные курсы вынесены в рамки внеурочной деятельности по предмету «технология» С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» это должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение технологии в школе, на ступени основного общего образования, на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения технологии на ступени основного общего образования
Личностные результаты:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве дляудовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления приорганизации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технического труда.
Метапредметные результаты:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовойдеятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного изних;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач
в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ посозданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и
технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов пообоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение
в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания
объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-
технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды,
а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математическогоцикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов дляобоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья,
материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной
карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и
технологической информации и знаковых систем в соответствии скоммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования втехнологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
6. Содержание учебного курса «Интерьер дома» в 5 классах
Модуль «Интерьер дома »
Тема. Интерьер кухни, столовой
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
7. Тематическое планирование внеурочной деятельности по технологии в 5 классе.
«Интерьер дома»
№п/п Наименование разделов, тем Тип
урока Количество часов Дата Планируемые результаты(УУД)
план факт Интерьер дома 8 часов
1 Понятие об интерьере. Требования к интерьеру. Урок открытия нового знания
2 Предметные:
- дизайнерское проектирование изделия.
Метапредметные:
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
Личностные:
-прививать любовь к искусству
2 Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни, оборудование, отделка и украшение Урок открытия нового знания
2 Предметные:
- дизайнерское проектирование изделия.
Метапредметные:
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
Личностные:
-прививать любовь к искусству
3 Варианты декоративного украшения кухни изделиями собственного изготовления. Урок отработки умений и рефлексии 2 Предметные:
- дизайнерское проектирование изделия.
Метапредметные:
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
Личностные:
-прививать любовь к искусству
4 Интерьер и планировка кухни- столовой . Урок отработки умений и рефлексии 2 Предметные:
- дизайнерское проектирование изделия.
Метапредметные:
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
Личностные:
-прививать любовь к искусству
8. Система оценки достижения планируемых результатов
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф, 2009. – 192 с.: ил.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
Технология. Обслуживающий труд. Учебник для 5 класса О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая; под ред. О.А. Кожиной. – М. : Дрофа, 2013.