Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии












Из опыта работы
учителя технологии
МБОУ СОШ№18
им. Н.П. Симоняка
Глазуновой М.Б.





2015 год
ст. Темижбеская, Кавказский район, Краснодарский край
Школа и здоровье учащихся.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу из здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя и школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника не меньше, чем врач.
Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается предмет «технология», поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращает стрессы. Но вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены, здоровью детей может быть нанесен вред. Ниже приводится комплекс упражнений, который используют на уроках рукоделия.
Гимнастика для глаз.
Выполнять без напряжения, медленно. Каждое упражнение по 5-7 раз.
Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
Повороты головы вправо и влево до упора.
Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед. Голова запрокинута назад.

Профилактика нарушения осанки.
Исходное положения – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и занести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и занести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отнести назад, подбородок подтянуть и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперед, согнуты в локтях, за головой)

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах".
При изучении кулинарии можно коснуться темы правильного питания. Нельзя забывать и о здоровом образе жизни.
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности- тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением Здоровья учащихся.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так например, при изучении «Раскрой деталей на ткани», ученики долгое время стоят, наклонившись вперед, что приводит к болям в спине, поэтому учитель предлагает во время физкультминутки выполнить упражнения по профилактике нарушения осанки. Обязательно нужно включать в физкультминутку простейшие упражнения для глаз.

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этих предметов.
На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемости учащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
-физкультминутки.

2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
-воздушно-тепловой режим;
-световой режим;
-режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формируется здоровый образ жизни.

Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.
Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе. Сам процесс обучения. Одно из очевидных условий осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса – индивидуализация педагогических воздействий учителя. Большинство учителей эмпирическим путем оценивают психологические особенности каждого своего ученика и на этой основе строят индивидуальную траекторию педагогических воздействий.
Для конкретизации и уточнения своего мнения об ученике, помимо наблюдений и опыта работы, учителю целесообразно познакомиться с классификацией характеров и мысленно разделить своих учеников на группы по проявлениям характера. Разделение учащихся на три типа: синтетический, аналитический и кинетический – позволяет индивидуализировать приемы и методы работы на уроке.
Для учеников СИНТЕТИЧЕСКОГО ТИПА (правое полушарие доминирует над левым, художественный тип, образное мышление) характерно обучение посредством общения, передачи знаний через человека, от общего к частному. В работе с этими детьми предпочтительны методики развивающего обучения: открытые вопросы с развернутыми ответами, обсуждениями; возможность проявить творческие способности; использование в обучении методов мозгового штурма, свободного обсуждения.
Для обучения школьников АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (левое полушарие доминирует над правым, словестно – логическое мышление), которые учатся при помощи книг, чертежей, инструкций, №один на один», анализируют, используют пошаговое обучение, предпочтение может быть отдано традиционным методикам. Им можно предложить что-то сравнит, составить, сделать выводы, прочесть текст, выделить что-то в тексте; дать вопросы с выбором ответов.

Для учащихся КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО ТИПА (мыслить руками, наглядно – действенное мышление, учиться посредством «проб и ошибок», через взаимодействие с людьми, «вручную»; требует много времени на усвоение материала, зато запоминает надолго, предпочтение в обучении должно отдаваться по закону и повторениям, соревнованиям, ролевым играм, демонстрациям, работой с учебными карточками. Усвоение у них лучше всего идет «на ощупь»: показ и повтор, «пока не проверю – не поверю».

Ученик должен не просто слушать, но слышать учителя, понимать и воспринимать его слова. Учителю необходимо знать, как именно воспринимает ученик информацию. В связи с этим учащихся можно условно разделить на три группы.

ВИЗУАЛЫ – это зрители. У них главный канал восприятия мира – визуальный. Человек визуального типа обычно говорит быстро, высоким голосом, проглатывая слова. Такие ученики лучше всего воспринимают новую для них информацию зрительно. Им лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Покажите визуалу схему процесса. Нарисованную в виде прямоугольников и стрелок, и он сразу поймет, как этот процесс происходит. Визуал должен увидеть зримый результат своей работы, ее наглядное воплощение. Для такого ребенка важен зрительный контакт с учителем, чисто слуховую информацию он может не понять.

АУДИАЛЫ – это слушатели. Для них важно воспринимать информацию на слух. Речь их неспешна, обстоятельна, нередко они прибегают к жестам, например, постукивают карандашом по столу. Ученик – аудиал может не смотреть на учителя во время объяснения нового материала, а только слушать его. Взгляд его блуждает по стене или по потолку. Но это не значает отсутствия внимания. Аудиал воспринимает информацию порционно: начав слушать, он сначала ее воспринимает, а потом наступает пауза для ее обработки. В это время ученик как бы ни слышит, что ему говорят. Чтобы привлечь внимание аудиала, надо обратиться к нкму со словами, на которые он быстро отреагирует, - с ключевыми словами. Окрик или повышенный тон учителя вызывают у таких учеников стресс.

КИНЕСТЕТИКИ – это деятели. Разговаривают они медленно, несколько монотонно. Кинестетик воспринимает мир чувственно, для него важно потрогать неизвестный предмет, пощупать его, покрутить в руках, ощупать его фактуру, вес и форму. Такой способ познания для него наиболее ограничен. Прежде чем ответить, он смотрит в окно, себе под ноги, как бы нащупывает мысль. Легче всего привлечь внимание ученика – кинестетика, просто прикоснувшись к нему, например, похлопать по плечу. Кинестетики любят гримасничать. Кроме того, они очень эмоциональны и обидчивы.

В жизни редко встречаются чистые визуалы, аудиалы или кинестетики, чаще всего в детях смешаны все три типа. Например, в одних ситуациях ученик ведет себя как визуал, а в других – как кинестетик.

Учителю нужно понять, на каком этапе восприятия, переработки и выдачи информации у школьника возникают трудности, и использовать различные педагогические приемы и способы воздействия, обязательно имеющие здоровье сберегающую направленность.