Конспект урока кулинарии на тему Блюда из круп (5 класс)


Урок технологии в 5 классе
Будехина Ольга Германовна
учитель технологии МБОУ СОШ №8 г. Конаково

Кулинария
Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Цель: научить готовить блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с разнообразием видов крупяных изделий; сформировать представление о пищевой ценности круп и способах их хранения;
- обучить первичной обработке круп;
- представить разновидности каш, ознакомить с правилами приготовления каш различных консистенций;
- сформировать представление о видах и пищевой ценности бобовых;
- ознакомить с видами макаронных изделий, дать информацию о рецептуре блюд из них;
- сформировать представление о способах варки макарон.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  умение анализировать, сравнивать; умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями,  распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Личностные УУД:
воспитание патриотизма, гордость за историю русского народа, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Регулятивные УУД:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент
Приветствие
Проверка присутствия учащихся
Приветствие
Организация рабочего места
Мотивация и актуализация
Игровой момент «Золушка»
На партах расположены пустые тарелки и контейнер, в котором перемешаны различные крупы, бобовые, макаронные изделия.
Учитель делит на группы детей и дает задание:
- Рассортировать и разложить по тарелкам содержимое контейнера.
- Что лежит у вас на тарелках?
-1901190163195
-181229090170
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Что у вас сегодня было на завтрак?
- Какие продукты предпочитают на завтрак ваши члены семьи?
Многие по утрам делают бутерброды, вместо того, чтобы сварить кашу. Ведь любая каша – питательный и ценный продукт. С кашей вы получите заряд бодрости на весь день.
Перебирают и сортируют крупу
Предполагаемые ответы: крупы, бобовые, макаронные изделия.
Тема урока звучит так: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий».
Предполагаемые ответы:
Каша, бутерброд, сыр, колбаса, отварное яйцо, яичница, чай,
какао, кофе, сок.
Первичное усвоение новых знаний
203200107950
Виды круп
- Из чего можно сварить кашу?
- Какие крупы вы знаете?
- Из каких растений получают эти крупы?
Предполагаемые ответы:
Гречиха, рис, просо, овёс, ячмень
Запись в тетрадь:
Гречневая – гречиха
Рис – рис
Пшено – просо
Овсяная – овёс
Перловая - ячмень
4951730154940490918510795016802101041403288665107950
3340735196851739900133351517656350
16802101054108572514795543180106045
17456158255
Питательная ценность круп
- Какие полезные вещества содержатся в крупах?
Предполагаемый ответ:
Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.
Запись в тетрадь:
Крупы – это съедобные семена культурных злаков. В своем составе крупы содержат значительное количество витаминов В1, В2, РР.
Крупы – это съедобные семена культурных злаков. Зерна злаков используются как в целом виде (рис), так и в расплющенном (овсяные хлопья) или в виде муки. Из злаков также получают готовые завтраки – воздушные рис, кукурузу, пшеницу. В своем составе крупы содержат значительное количество витаминов В1, В2, РР. Овсяная содержит до 16,3% белка, манная – 12,7%, гречневая – 12,5%, пшено – 12%. Содержание крахмала от 69 до 88%. Содержание жира от 0,5% (в манной) до 8,6% (в овсяной).
Лабораторная работа «Требования к качеству круп»
Рассмотреть образцы в тарелках.
- Как вы думаете, как узнать, качественная у вас крупа или нет?
Предполагаемые ответы:
Посмотреть, понюхать
Внешний вид - недробленая крупа состоит из целых, обрушенных зерен, допускается незначительное количество необрушенных битых зерен или крупинок других злаков. Не допускается наличие вредителей или следов зараженности ими. Вкус - без привкуса горечи, кислоты и каких-либо других посторонних привкусов. Запах - не затхлый и не плесневелый.
Первичное закрепление
130810946157366037465
- В русском языке много пословиц и поговорок о еде.
Какие пословицы, поговорки о кашах вы знаете?
Объясните, почему так говорят:
Предположительные ответы:
Мало каши ел.
Кашка сладенька, да чашка маленька.
Каша-то густа, да чашка пуста.
Русского мужика без каши не накормишь.
Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
Каша – кормилица наша.
Кашу маслом не испортишь.
Щи да каша – радость наша.
Где щи да каша – там и наши.
Каша-это очень древнее кушанье. Крупу первоначально не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать огонь, стало легче, кушанье получалось вкуснее.
Говорят, что каша появилась раньше хлеба. Варил как-то древний кашевар кашу и насыпал крупы больше, чем надо. Ошибка обернулась лепешкой, новое блюдо понравилось всем. Так из каши появился хлеб. Отсюда и русская пословица: Каша-мать наша.
На Руси каша была основным блюдом, как для богатых, так и бедных людей.
Существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: С ним каши не сваришь, (если не получалось договориться).
Каша - традиционное блюдо русской кухни. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. В давние времена кашу готовили в русской печи в глиняных горшках, и без нее не обходилось ни одно праздничное застолье на Руси.
Каша – самое распространенное русское блюдо. На Руси каши делались в трех видах в зависимости от состояния зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овоще, ягод. Кашу подавали к столу и великим персонам, так например кашу очень любил царь Петр.
Кашей на Руси считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные - из сухарей, рыбные, гороховые, морковные, репные.
Теперь вы можете ответить на вопрос
- Почему русские люди любили каши?
- Какие меры предосторожности нужно соблюдать при хранении круп?
Физкультминутка
Первичное усвоение новых знаний
51435113030
1308106985
Классификация каш
- Какие бывают каши по консистенции?

- От чего зависит жидкая или рассыпчатая каша получилась?
- Как сварить кашу?
Записать в тетрадь:
По консистенции каши бывают рассыпчатые, вязкие и жидкие.
Работа с кулинарными книгами, книгами рецептов, журналами
Работа с учебником
стр.55
1593857556579375-19050 Бобовые
К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%. Записать в тетрадь:
Бобовые: горох, фасоль, бобы, чечевица
Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.
Макаронные изделия
- Отгадайте, что это такое?
Мы порой как будто ушки,
Бантики, рожки, ракушки.
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
-177419090170-1865630635Будет настоящий пир.
-18592801208405 Макаронные изделия - питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.
-179133566040
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной.
I способ варки применяют для гарниров;
II способ - для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:
1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;
2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные
изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
-Почему макаронные изделия опускают только в кипящую воду?
- Как определить готовность макаронных изделий?
Предполагаемый ответ:
Макароны
Записать в тетрадь:
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной.
Работа с учебником стр.57
Предполагаемый ответ:
Чтобы макаронинки заварились
и не склеились между собой
Предполагаемый ответ:
Готовность макаронных изделий определяют, попробовав их
Применение полученных знаний
Практическая работа №4 стр.57
«Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»
Вводный инструктаж:
Выполняем практическую работу
Задачи:
Подготовить посуду и инвентарь: кастрюли, тарелки, дуршлаг;
Выбрать продукты соответственно рецепту;
Выполнить работу.
Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).
Заключительный инструктаж. Самостоятельная работа учащихся.
Домашнее задание на выбор:
1.В выходной день приготовить макаронные изделия для всей семьи, пользуясь учебником, чтобы порадовать близких. Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку.
2.Подготовить сообщение «Гурьевкая каша». Какую кашу так называют? Как её готовят? Почему так называется каша? Рефлексия
78105144145
14033558420
я познакомилась с ...
было непросто ...
я добилась ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Дополнительная информация
Гурьевская каша — каша, приготовляемая из манной крупы на молоке с добавлением орехов (лещины, грецких, миндаля), каймака (сливочных пенок), сухофруктов. Считается традиционным блюдом русской кухни, но было изобретено лишь в начале XIX века.
- Название каши происходит от имени графа Дмитрия Гурьева, министра финансов и члена Государственного совета Российской империи. Изобретена была Захаром Кузьминым, крепостным поваром отставного майора Оренбургского драгунского полка Георгия Юрисовского, у которого гостил Гурьев. Впоследствии Гурьев выкупил Кузьмина с семьёй и сделал штатным поваром своего двора.
- По другой версии, сам Гурьев придумал рецепт каши.
- Это блюдо было самым любимым в меню императора Александра III. Перед крушением поезда в 1888 году императору подавали на десерт именно это блюдо. Когда к императору подошёл официант, чтобы подлить сливок, произошёл страшный удар, и поезд сошел с рельсов.
Рецепт
Гурьевская каша готовится с использованием каймака или пенок, снимаемых с налитых в широкую сковороду сливок. Получившиеся пенки выкладывают слоями в широкий сотейник поочерёдно со сваренной густой манной кашей, перемешанной с толчёными орехами, и доводят до готовности на слабом огне в духовке, после чего сверху украшают сухофруктами или поливают вареньем.
Орехи перед добавлением в сваренную манную кашу следует очистить от кожицы и прокалить, иначе каша приобретает серую окраску и теряет во вкусе.