Конкурс знатоков русского языка Люби и знай русский язык.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Конкурс знатоков русского языка
"Люби и знай русский язык".
Подготовила и провела учитель начальных классов Демченко Ирина Федоровна
2016 год
Цель: совершенствовать знания, умения и навыки владения русской речью.
Задачи:
1. способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости
2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.
3. Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.
4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.
5. Формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде.
6. Совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка.
Оборудование: проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, медальки для награждения.
Ход конкурса
Вступительное слово учителя
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Как будто целый мир тебе знаком,Когда владеешь русским языком.Вот почему всем близок чистый, ясный,Народа русского язык прекрасный.
Сегодня отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. Вам предстоит пройти несколько этапов.
Давайте познакомимся с нашими командами.
Представление команд.
Умники и умницы.
«Нет ошибкам! – наш девиз.
Мы грамотны – и это лучший приз!
Знатоки.
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!
I этап Разминка (вопросы задаются командам по очереди)
1.Раздел языкознания, изучающий части речи.2. Предложение, в котором нет второстепенных членов.3. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.4. Слова с противоположным значением.
5. Что изучает синтаксис?
6. Новые слова, возникающие в языке.
7. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?
8. Слова, имеющие два корня.9.Слова, имеющие одно лексическое значение.
10. Что изучает фонетика?11. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
12. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.
13. Что изучает морфемика?
14. Слова, имеющие несколько лексических значений.
15. Может ли слог состоять из одного согласного звука?
16. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу
17. Как пишутся предлоги с другими словами?
18. Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?
19. Сколько букв в русском алфавите?
20. Сколько слогов в слове дорога?
21. Как пишутся имена собственные?
22. Как называется слово, которое обозначает действие?
23. Какая буква не обозначает звука?
24. Как пишется первое слово в предложении?
25. Главный член предложения, который обозначает действие называется… 26. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
II этап. Орфоэпическая дуэль
Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:
- Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.
Расставьте ударения в словах
Свекла Торты Досуг Квартал Балуясь Звонит Щавель Каучук Красивее Начатый Вы правы Она начала
III этап. Орфографическая дуэль
- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Александр Иванович. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.
1.Бул..он кур..ный2. К..тлеты св..ные3. П..льмени4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе5. К..мпот груш..вый6. К..сель клюкв..ый7. П..рожное б..сквитное8. Пиро..ки с печ..нкойБульон куриный
Котлеты свиные
Пельмени
Шампиньоны в масляном соусе
Компот грушевый
Кисель клюквенный
Пирожное бисквитное
Пирожки с печёнкой
III этап Фразеология
А) 3б. его советуют искать в поле (1 попытка);
2б. он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (2 попытка);
1 б. на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).
Отгадка: ветер
Б) 3б. его вешают, приходя в уныние;
2б. его задирают, зазнаваясь;
1б. его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Отгадка: нос
В) 2б. Не цветы, а вянут
1б. не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Отгадка: уши
Г) 2б. За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться
1б. Его проглатывают
Отгадка: язык
IV этап Лексика
Первый конкурс – «Устаревшие слова»
Недаром Владимир Иванович Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?
Око – глаз
Чело – лоб
Выя – шея
Чрево – живот
Перст – палец
Перси – грудь
Вежды – веки
Ланиты – щеки
Уста – губы
Рамо – плечо
Длань – ладонь
Шуйца – левая рука
Десница – правая рука
Чресла - поясница, бедра
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
Рыло – нос
Пясть – ладонь с пальцами
Второй конкурс - «Отгадай пословицу»
Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.
1) что не вырубишь топором? (Что написано пером).
2) чем долг красен? (Платежом).
3) где черти водятся? (В тихом омуте).
4) что любят деньги? (Счет).
5) что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).
6) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).
V этап Секреты морфологии
1. Задание. “Волшебный круг”.
Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.
(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)
VI этап Синтаксис
Задание
Известный русский лингвист, академик Щерба, однажды, объясняя студентам, что даже без понимания лексического значения слов можно выяснить их грамматическое значение, привел в пример одно предложение, которое вы должны разобрать по членам и определить, какой частью речи является каждое слово в нем.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
Подведение итогов игры. Награждение победителей медальками «Знатоку русского языка».
Чтец 1
Выучи русский языкЕсли ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,-Выучи русский язык!
Чтец 2
Он твой наставник великий, могучий,Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи-Выучи русский язык!
Чтец 3
Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!
Учитель: Завершая нашу игру, я хочу сказать, что язык – самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Русский язык является одним из мировых языков, язык межнационального общения.