Конспект занятия на тему: Кукла-оберег «Анютка на счастье». Значение оберега. Лекала деталей, раскрой куклы.


Тема: Куклы-обереги. Кукла-оберег «Анютка на счастье». Значение оберега. Лекала деталей, раскрой куклы.
Задачи:
обучающие
* Расширять знания учающихся о народной игрушке - тряпичной кукле.
* Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
* Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
* Совершенствовать мелкую моторику.
* Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
*Дать возможность обучающемуся ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
развивающие
* Развивать у обучающихся творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
воспитательные
* Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность
Оборудование: тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы, мешочки с травой, оберег « Анютка на счастье» и «Кубышка».
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие педагога. Проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Лекция педагога.
Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её  "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда  появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик – единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на Троицу на видное место.
Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали  светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.
Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц – многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла – шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.
Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея – всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.
О куклах – оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса  сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"
Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Сегодня мы с вами сделаем куклу «Анютка на счастье».
Немного истории:
Куколка на счастье - это «девчоночья» кукла. Человек всю жизнь ищет свое счастье, в большинстве своем – методом проб и ошибок. Как тут не поискать себе помощника, советчика и просто друга. В русских сказках есть такая куколка-помощница, которая оберегает, помогает в делах и в поиске своего предназначения, счастья. Кукла на счастье единственная из народных кукол имеет своеобразные туфельки - лапоточки, которые помогают ей на пути поиска счастья, потому что путь бывает долгим, что наверно и символизирует длинная коса, превышающая рост самой куклы на счастье.
И так, что нам потребуется для работы. Оборудование и материалы:
Главное, не из чего вы делаете, а как вы это делаете, с какими мыслями!
•1 квадрат льняной (квадрат любой плотной х/б ткани) размером 10 на 10 см;
•1 квадрат светлой ткани (10 на 10 см);
•2 кружка (из квадратов 4 на 4 см);
•полоска цветной ткани 5 на 14 см;
•красная лента;
•красные нитки;
•игла, нитки;
•льняные нитки (пряжа, 12 прядей длиной 50 см);
•ножницы.
«Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, косынька, до пят,Все волосыньки в ряд.Расти, коса, не путайсяДочка, маму слушайся!»
Куколка Анюта на счастье – маленькая девочка, опирающаяся на свою длинную косу и с поднятыми вверх, к солнцу, ручками - это и помощница, и подружка, и берегиня, и талисман.
Этапы изготовления куклы « Анютка на счастье».1. закручиваем тугой жгут (по долевой нитке), зашиваем открытый край. Складываем пополам и обматываем красной нитью, закрепляем.
2. Шьем лапоточки!
3.Каждый из кружочков стягиваем.
4. Надеваем на ножки и пришиваем.
5. Формируем головку. 
6. Обматываем место головы синтепоном, оформляем шарик (большой).
7. Справа и слева складываем уголок ручки, формируем ладошку. Завязываем красной нитью. 
8. Сделать наряд для куклы.
 9. Нарезаем из пряжи коричневого цвета пряди волос и пришиваем по пробору.
10. Заплетаем тугую, плотную косу. Вплетаем ленту и коса закручивается.
В нее можно, играть, не опасаясь, что она раскрутиться, потому - что, она сшита. Дети могут носить такую куклу на счастье, как талисман, в качестве брелоков на сумках, мобильных телефонах.
Недаром говорит народная мудрость: «У кого влас, у того и власть...»
Физминутка. Приложение № 6
Практическая часть.
Давайте приступим к работе. Не забывайте о технике безопасности:
Напомнить правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Выполнение задания.
Технология изготовления куклы «Анютка на счастье».
Текущий инструктаж. Помощь педагога по мере необходимости.
Анализ выполненной работы.
Подведение итогов занятия.
Что нового Вы сегодня узнали, с чем познакомились?
Вам было легко выполнять работу, используя накопленный опыт?
Наше занятие окончено.