План-конспект занятия по творчеству В. И.Белова

План конспект занятия
«Осенняя песнь»
(по творчеству Василия Ивановича Белова).

Цель: познакомить студентов с жизнью и творчеством В.И. Белова

Задачи:
- пробудить любовь к своей малой родине;
- показать, что главное для человека – полнота бытия.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты стихов, рассказов В.Белова, оформление кабинета русского языка.

Содержание мероприятия:

Слово преподавателя:
Эпиграф:

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Л.Толстой
Презентация о природе.
Слово преподавателя:
Осознанно и глубоко чувствую ощущение счастья. Откуда оно, счастье, когда Не надо спрашивать. Может быть, счастье сквозит в лесной осенней свежести или источает его янтарь болотной морошки. Я беру ягоды, сидя во мху, как в цыганских перинах, набираю горстями, пригоршнями и поглощаю эту благодатную янтарную плоть. Говорят, что умирающий Пушкин просил сбегать в лавочку за моченой морошкой. Вспомнил об этом, и теперь ягоды уже словно не ягоды. Пригоршня оранжевых слез Чернику в болоте я тоже поглощаю горстями - разве это не счастье? Чернику горстями Одни комары мешают великому счастью в лесной солнечной тишине. Становится жаль своих дорогих и близких людей, стыдно набивать рот горстями черники, ведь они-то не имеют сейчас этой возможности. В корзину ее, в корзину! Разве это не счастье? Выйду ли из леса, и корова уставится на тебя удивленно и простодушно: мол, кто и откуда? Вздохнет глубоко и шумно, подобно кузнечным мехам, и по глупости не уступит тебе дорогу. Как приятно, как отрадно это коровье упрямство. А там, в деревне, стоит у ворот сарая с девичьей душой женщина, глядит в мою сторону, ждет, когда я подойду ближе. Я знаю, чего она ждет и глядит. Ей до зарезу хочется знать, кто идет по дороге. Приближусь на нужное расстояние, узнает, что это я, и сразу стыдливо исчезнет. Разве не радость, разве не счастье? Великое счастье иметь просто друзей, а у меня, кроме этой музыки и этой зеленой родины, есть мать, жена и дочь, и сестры, и братья. Пусть они далеко от меня, но они рядом, я слышу и вижу всех. Затоплю баню после усталой ходьбы, как затопили свои бани трое соседей. Я настолько счастлив, что по запаху различаю сосновый, березовый и ольховый дым
Или бодрит меня спокойствие предзимних полей? Станица перелетных гусей стремится на юг. Давно исчезла в лесу золотая морошка. Курлыкают журавли, ночующие в холодном поле, а в моем доме звучит бессмертная "Осенняя песнь".
Музыка, которую вы сейчас услышали, написал композитор Чайковский. Она так и называется «Осенняя песнь»
А эти замечательные строки из книги Василия Белова «Душа бессмертна» актуальны сегодня как иногда. Сегодня большинство людей не в том ищут счастье.
Творчество писателя Василия Белова учить нас понимать, что главное для человека – полнота бытия. Это занятие мы посвятим с вами вологодскому писателю-«деревенщику» Василию Ивановичу Белову. Познакомимся с его стихами, рассказами. Широкую известность Белову принесла повесть «Привычное дело» (1966), Сборник очерков о народной эстетике «Лад» (1982), сборник рассказов «Душа бессмертна» Умер писатель в 2012 году в Вологде.
Стихотворение Вологда
Презентация о Вологде
ВОЛОГДА
Вологда зеленый городок,
Севера ольхового столица,
Ты прости, что раньше я не мог
У тебя навек остановиться.
Все искал чего-то вдалеке,
По земле мотался вкривь и вкось,.
А теперь вот в тихом городке
Все, что надо, все почти нашлось. ..
Бьется сердце радостное глухо
Оттого, что юность коротка.
...Чуть левее речка Золотуха,
Чуть правее Вологда-река.
Купола старинного собора
Синевой затоплены неяркой.
По мосту идут не зимогоры,
Лесорубы ходят и доярки.
Покупают булки и калоши,
Примеряют ситчики к плечу...
Я себя от желчи нехорошей
Этими покупками лечу.
Мне целебен здешний говорок,
И не даст вовеки заблудиться
Вологда, зеленый городок,
Севера ольхового столица.
Лишь тревожным быть не перестал
Шалопутный парень-вологжанин:
Слишком много дедовским местам
Мы с тобою, сердце, задолжали.
О писателе можно узнать из его автобиографии:
Рассказывает студент
Презентация о Белове
Родился я в октябре 1932 года в д. Тимониха, Вологодской обл., в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. Я был записан лишь в колхозной книге по учету выработанных трудодней и то ошибочно: 1933 годом. День моего рождения также в точности не известен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы или неделю спустя. При получении свидетельства о рождении в 1949 году было поставлено приблизительное число – 23 октября.
Когда началась Великая Отечественная война, я перешел во второй класс Сохотской начальной школы. Учились мы в здании бывшей Никольской церкви.
Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я перечитал все книжки дома и в деревенской библиотеке. Мое "книжное голодание", начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я воровал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали. В поисках книг я забрался однажды и в жилой дом...
Отец учил нас столярничать, мы соревновались с братом, у кого лучше получится табуретка.
Школу-семилетку я закончил в 1947 году. Все эти годы, да и последующие, связаны с физическими и нравственными лишениями. Простудился и умер мой дружок и одноклассник Толя Стулёнков, с которым пять лет сидели на одной парте. От болезни, связанной с голодом, умерла бабушка по отцу. Умер крестный Иван Михайлович. В 1943 году на войне погиб отец. Голод продолжался вплоть до начала 50-х годов. Ели толченую солому, замешанную на картофеле, ели кору, мох, даже дохлую конину.
Голод и тяжелая жизнь не позволяли закончить десятилетку, так как надо было уезжать, а средств не было. Однако я решил уехать учиться. На общем собрании меня долго не отпускали. В сельсовете не давали справку на паспорт. Метриков не было. И все же я покинул деревню и родину. Это было в марте 1949 года.
Осенью этого же года нас послали в деревню Васильевку на реке Монзе. Человек восемьдесят учащихся, нас поселили в заброшенной церкви. Начали копать под фундамент пилорамы яму прямо на кладбище. Выбрасывали черепа и кости. Большая часть "фэзеошников" разбежалась, но пилораму поставили. Завезли в церковь станки и установили электростанцию. Потом и в армии я столкнусь с осквернением могил. В армии было очень тяжело, там я прочитал множество книг, многие из нас писали стихи, чтобы выжить. Я много раз пробовал печататься в газетах, но не выходило. Писал письмо поэту Асееву, мне не ответили. Все это время было много трудностей с работой, с личной жизнью, с писательской деятельностью, но матери надо было помогать по-прежнему. Наконец, в 1956 году, я был правдам и неправдами оформлен литсотрудником районной газеты. На моих глазах происходили все эксперименты, связанные с сельским хозяйством. Деревня еще жила в те годы, но ее эксплуатация и уничтожение шло полным ходом.
С1959 по 1964 год я учился в Москве в Литературном институте. В те же годы стал членом Союза писателей СССР.
С 1964 года живу в г. Вологде, деля свое время между нею, Москвой и деревней Тимонихой. Издано много книг: прозы, публицистики, драматургии.
А позже, в 1998 году в автобиографии появилось добавление: за восемь лет реформ родная деревня Тимониха практически вся вымерла, что и обусловило мое активное участие в публицистике.
Слово преподавателя:
На русском севере затеряна в лесах Вологодской области деревня Тимониха. Одна из тех русских деревень, что ничем не прославила своего имени. Но именно на них всегда лежала основная тяжесть истории нарда и государства.
Коль работать идешь
Рукава засучи,
В одиночку поешь
И в строю не молчи.
Поле вспахано сей,
Потянулся бери,
Замахнулся, так бей,
Намекнул говори!
Есть лишь правда и ложь,
Кто не здесь, значит там,
Не с друзьями идешь,
Значит служишь врагам.
Хорошо, коль дожил
Ты до поздних седин
Презирающим гниль
Золотых середин!
Автора отличает близкое знание быта, забот, характеров, кровный интерес к жизни современного крестьянина, к его духовному и душевному миру. Стихотворение из сборника «Деревенька моя лесная»
Озноб пробежал по плечам,
Морозны лесные просторы,
Но знойная песнь косача
Слышна у соснового бора.

Еще под ногами ледок,
Еще не звенят жаворонки,
Спешу я на утренний ток
На чудо родимой сторонки.

Сидят косачи на снегу,
Толкуют гортанные речи,
И я, задыхаясь, бегу
Веселой ораве навстречу.

Но птицы замолкнут и враз
Потушат любовную ярость,
Гляжу на подтаявший наст –
От них и следа не осталось.

Невесел покинутый ток,
Скучают березки и ели.
Обиженный сядешь под стог:
Зачем косачи улетели?

Ну что же, пускай, не беда.
Жую стебелек краснотала. ...
Вот так же девчина одна
Всегда от меня улетала.

Ничуть не похожа, ей-ей,
Она на пугливую пташку,
А просто не нравились ей
Пальто и душа нараспашку.
Слово преподавателя:
Стихи В. Белова печатались в вологодских альманахах, в журналах «Нева», «Молодая гвардия», «Москва», «Звезда». Сборник «Деревенька моя лесная» первая книжка поэта. Ребята подготовили некоторые из них.
Стихотворение «Трое», «Соперники»
СОПЕРНИКИ
Оле
После многих и долгих месяцев,
И с дороги не бритый пусть,
Поднимаюсь по школьной лестнице
И к учительской тороплюсь.

Ты листаешь листки тетрадочек,.
Хмуришь брови при виде клякс.
Я, тебя не окликнув, крадучись
Прохожу в твой любимый класс.

Вот они, в рубашонках ситцевых
Мальчуганы из деревень.
За ребячьими этими лицами
Вижу завтрашний светлый день.

Смотрят будущие коперники
Изучающе на меня.
Дорогие мои соперники,
Светлобровая ребятня!

Расскажите, чему же учит вас
Здесь учительница одна,
И заметно ли, что соскучилась
Хоть немного по мне она?

Впрочем, вам еще не положено
Говорить о таких делах.
Но горит огонек восторженный
У ребят в озорных глазах.

Хитрецы! И уже доверенно
Я киваю им. Вдруг звонок.
Тише! Ольга идет Сергеевна,
Строгий шествует педагог.


Слово преподавателя:
Пишет о деревне, бережно и трепетно относится к духовному началу русского народа. В его рассказах сливаются воедино смешное и трагическое, лирика и эпос.

Инсценировка рассказа «Прежние годы» из сборника «Душа бессмертна».

Слово преподавателя:
Вывод
Будничные заботы не вытесняют из сердца человека интереса к миру, что раскинулся вокруг, не мешают способности ощутить, как прекрасен этот мир.
«Белов – это целая эпоха. Он один из первых советских авторов начал поднимать вопрос об исчезающей деревне и разрушении жизненного уклада крестьян. Впоследствии к нему присоединились другие писатели-деревенщики, и вместе они составили золотой фонд русской прозы второй половины ХХ века. Читательская любовь и авторитет среди собратьев по перу – вот лучшая оценка его творчества и гражданской позиции.
Прославленный вологжанин всей своей нелёгкой жизнью, всем творчеством заслужил право говорить от имени России»


15