Знакомство с составными задачами 1 класс
Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в начальной школе Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова. Орфоэпический словарик. – М.: Дрофа, 2006. – 142 с. Неусыпова Н. М., Стригина О. М. Учусь понимать слова. Толковый словарик. – М.: Дрофа, 2010. – 302 с. Львов М. Р. Учусь различать слова и их значения. Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. - М.: Дрофа, 2003. – 160 с. Курочкина И. В., Сдобнова А. П. Учусь правильно образовывать слова. Словообразовательный словарик. – М.: Дрофа, 2010. – 144 с. Катлинская Л. П. Учусь проникать в тайны происхождения слов. Этимологический словарик. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с. Ставская Г. М. Учусь понимать образные выражения. Фразеологический словарик. – М.: Дрофа, 2006. – 224 с. Примеры упражнений, нацеленных на работу с лингвистическими словарями:Орфоэпический словарь «Учусь правильно произносить слова» 1. Поработайте редактором. В каких словах неверно поставлено ударение? Исправьте ошибки, проверьте слова по словарю «Учусь говорить правильно». АлфавИт, докумЕнт, катАлог, жАлюзи, киломЕтр, квАртал, позвОним, красИвее, раскУпорить, разбАловаться, зАнято, нАчался, облегчИм, включИм, досУг, затОченный (карандаш), икОнопись, кухОнный, мастерскИ, добрый мОлодец, нефтепровОд. 2. Прочитайте предложения. Почему они показались вам смешными? Исправьте ошибки, используя словарь «Учусь правильно произносить слова». Запишите пары слов, обращая внимание на ударение.У теленка выросли маленькие рожкИ.В тишине раздался одиночный хлОпок.Мне нравится, как пахнут цветА.Я подготовил связнОй рассказ.Бабушка приготовила жАркое из говядины.На циферблате главное – стрелкИ. Толковый словарь «Учусь понимать слова» Прочитайте текст. С помощью толкового словаря «Учусь понимать слова» определите значения слов: пестреет, дрок, горит, пунцовый, блещет, неугомонные, трескотня. Укажите слова, которые употреблены в переносном значении.Степь весноюСтепь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни. Все блещет и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках еще лежат влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Словарь «Учусь различать слова и их значения» 1. Прочитайте фрагменты из художественных произведений. Найдите слова, близкие по значению (синонимы). Проверьте по словарю «Учусь различать слова и их значения».Ваня худенький, кашляет… погляди: тринадцать лет ему, а вид у него, точно у десятилетнего. (А. Чехов)У него была странная внешность – острый, кривой нос, острый кадык на длинной шее, седеющие волосы, падающие на лоб, глубоко сидящие, вспыхивающие глаза. (В. Каверин)Опишу тебе сперва его наружность. Он небольшого роста, хорошо сложён: черты лица у него правильные. (И. Тургенев) 2. Определите значения подчеркнутых слов в следующих предложениях. При выполнении задания пользуйтесь словарем «Учусь различать слова и их значения» раздел «Паронимы».1) Мальчик надел куртку.2) Мама одела ребенка.3) Вкусный рыбный суп сварила бабушка.4) Рыбий хвост был очень красивым.5) У друга скрытный характер.6) В словах ее я чувствовал скрытую улыбку снисхождения к людям. 3. Из слов, заключенных в скобки, выберите нужное:1) Родители купили Мише (абонемент – абонент) в бассейн.2) (Черепаший – черепаховый) шаг – это очень медленный шаг.3) На мебель (одели – надели) чехлы. 4) На карнизе (повешены – подвешены) занавески. 4.Прочитайте предложения. Поставьте правильное ударение в выделенных словах, используя раздел «Омонимы» в словаре «Учусь различать слова и их значения».Стоял красивый и высокий замок. На дверь повесили замок. В магазине продается мука. В глазах были заметны грусть и мука.Скользкий как атлас. На стене висел атлас. 5. Из данных слов найдите и выпишите парами те, которые имеют противоположный смысл (антонимы). Проверь по словарю «Учусь различать слова и их значения» в разделе «Антонимы».Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, вёдро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.Какие слова "лишние"? Почему? Выпиши их отдельно. Фразеологический словарь «Учусь понимать образные выражения» Найдите в тексте фразеологизмы, используя фразеологический словарь «Учусь понимать образные выражения. Попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями. Мой друг.Мой друг Саша живет в двух шагах от моего дома. Мы с ним – не разлей вода! У Саши золотые руки – он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятерки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг. Орфографический словарь «Учусь грамотно писать» Прочитайте отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Багаж». Вставьте пропущенные буквы. Справиться с этим заданием нам поможет орфографический словарь «Учусь грамотно писать». Дама сдавала в б…га…Д…ван,Ч…модан,Саквояж,К…ртину,К…рзину,К…ртонкуи маленькую с…бачонку. С.Я. Маршак Этимологический словарик «Учусь проникать в тайны происхождения слов» Спишите стихотворение А. С. Пушкина. Найдите в предложениях иноязычные слова. Пользуясь словарем «Учусь проникать в тайны происхождения слов», объясните их значение. Составьте с ними новые предложения.Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! Варианты знакомства со словарями - Приглашаю вас, друзья, В гости к славным словарям.Много вам они расскажут,Как слова писать покажут.Все задания у вас, Вам не выполнить без нас.С кем-то вы уже знакомы, А вот с кем-то первый разПознакомитесь сейчас. Памятка работы со словарем 1. Прочитай слово.2. Определи, на какую букву начинается слово.3. Найди в оглавлении, на какой странице эта буква. 4. Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. Я – Орфографический словарь,Всем орфограммам - государь.Про нормы и правила письменной речиВам расскажу, друзья. Словарных слов не перечесть,Так окажите вы мне честь,В меня скорей вы загляните И правильно слова пишите. Я - Толковый ваш словарь,Я тайнам слова - государь!Я верным другом буду вам.Значения слов узнаем вместе.Толковый словарь поможет намУпотребить слова на месте.Конечно, тайны языкаНе все откроются пока. Я – Иностранных слов словарь,Для иноземцев – государь!Я исполнить прошу вас любой мой каприз,Я – сэр, сеньора, мистер и мисс.Я – абажур, швейцар, метро.Слова запомнить нелегко.Все иностранные словаДля вас открою только я. Я - Антонимов словарь,Богатой речи – государь!Как много слов противоположныхНа моих страницах расположены. Вот враг и друг, там север – юг, Открой скорей словарь, мой друг.Найдёшь антонимы ты тут,Здесь дружно все они живут. Я – Синонимов словарь,Красивой речи – государь!Слова, которые собрались у меня,Близкие значения имеют ведь не зря.Чтоб речь твоя была богата,Собрал синонимы для вас, ребята. Я – Фразеологический словарь,Устойчивым выражениям – государь.Звёзд с неба не хватаешь,У моря погоды не ждёшь,Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь.Украсить нам родной язык помогут обороты,К которым с детства ты привык.