Познакомиться с понятием прямоугольный параллелепипед, его составными частями, их свойствами, нахождением периметра и площадями их составных частей
Технологическая карта урока по математике в 5 классе
Учитель Балкарова Н.А.
Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
-обучающие: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Задачи: получить новые знание по теме объем прямоугольного параллелепипеда; учиться работать самостоятельно, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора С.М. Никольского.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент
3 мин Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Ну-ка проверь дружокТы готов начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получать,Только лишь оценку «5».Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас!Пожелаем же удачи –За работу, в добрый час!
-Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках?
- Почему в различные прямоугольные параллелепипеды ( а это коробки для печенья) помещается разное количество печенья?
-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее.
Сегодня мы нам предстоит пройти три этапа урока:
1. Все, что знаю, – расскажу.
2. Что умею – применю.
3. Сам себя оценю. Включаются в деловой ритм урока.
Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.
Цели урока:
-изучить формулу и научиться находить объем прямоугольного параллелепипеда;
-развивать внимание, логическое мышление, грамотную математическую речь.
-воспитывать аккуратность при записи примеров и задач .
- Ответы учеников( их предположения). Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и умений 5мин
Переходим к 1 этапу урока.
Предлагаю вам рассмотреть модели прямоугольного параллелепипеда, куба, которые есть у вас на столах и ответить на вопросы.
1) Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? (6 граней, 12 ребер, 8 вершин)
2) Что можно сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда? (Они равны)
3) Что можно сказать о гранях куба? (равные квадраты .
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
3. Практическая работа.
8 мин
1. Переходим ко второму этапу. «Что умею – применю.»
Изучение формулы для v прямоугольного параллелепипеда и куба и единицы их измерения.
РАБОТА. Измерь длину, ширину, высоту модели (фигур) и запиши их.
2. Вычисли объем каждой из них.
3. Сделайте вывод.
Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы. Вывод прочитывается по тетрадям при подведении итогов практической работы.
4.Постановка проблемы 6 мин
Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала.
Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г.
Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 °, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа.
В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м.
Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
Надо знать сколько обучающихся в классе.
Сколько воздуха находится в классной комнате?
Объём воздуха в классе надо вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
Проблему обучающиеся записывают в тетрадь.
. Регулятивные: контроль и коррекция.
Познавательные: поиск решения с опорой на приобретенные знания.
Личностные: стремление найти выход из нестандартной ситуации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Физкультминутка 2 мин Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
6 Первичное закрепление 8 мин -Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 512 а), стр. 114
- Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.
-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске одного ученика. Он работает за доской.
Выполняют задания , слушают ответы одноклассников, исправляют допущенные ошибки. Регулятивные:
осуществление констатирующий и прогнозирующий
контроль по результату . Познавательные: - умение
ориентироваться в системе своих знаний,
Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.
7
Работа в парах по заданию на мультимедийной доске.
6 мин
1) Найти объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 3см, 5 см и 8 см.
2) Чему равны объем и площадь поверхности куба, ребро которого 6 см?
Выполняют работу, обмениваются тетрадями и проверяют выполненные задания. ( решение задания показывает учитель на доске с заранее подготовленные на слайде)
Оценивают одноклассников.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
8
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
2 мин
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правило нахождения объема прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащихся формулируют правило нахождения объема фигур.
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:;
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Регулятивные: умение самостоятель-
но анализировать правильность выполнения
действий и вносить необходи-
мые коррективы.
9.
Рефлексия (подведение итогов урока) 3 мин
Было трудно …
Было интересно …
Я научился …
Меня удивило …
У меня……….настроение?
Учащихся отвечают на вопросы.
Высказывают свои мнения. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение анализировать
собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.
Познавательные: рефлексия.
10.
Информация о домашнем задании 2 мин Сообщает домашнее задание:
Прочитать теоретический материал п.2.11 на стр.112-113.
Выполнить письменно
№1513, №514б) Дополнительное задание №516а)., Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.