Познакомиться с понятием прямоугольный параллелепипед, его составными частями, их свойствами, нахождением периметра и площадями их составных частей


Технологическая карта урока по математике в 5 классе
Учитель Балкарова Н.А.
Тема урока:  Объем прямоугольного  параллелепипеда. Единицы  объема.
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной  информации.
Цели по содержанию:
-обучающие:  обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.                                                                         -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Задачи: получить новые знание по теме  объем прямоугольного  параллелепипеда; учиться работать самостоятельно, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.       
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.
Учебно-методическое обеспечение: учебник  «Математика. 5 класс» автора С.М. Никольского.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
 
 
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент  
3 мин Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.  Создать благоприятный психологический настрой на работу.
 
 
Ну-ка проверь дружокТы готов начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получать,Только лишь оценку «5».Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас!Пожелаем же удачи –За работу, в добрый час!
 
 
-Вспомните,  с  чем вы знакомились на прошлых уроках?
 
- Почему  в  различные   прямоугольные  параллелепипеды  ( а это  коробки для  печенья) помещается   разное  количество  печенья?
 
                    
-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее.
Сегодня мы нам предстоит пройти три этапа урока:
1.      Все, что знаю, – расскажу.
2.      Что умею – применю.
     3. Сам себя оценю. Включаются в деловой ритм урока.
 
 
 
 
 
Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.
Цели урока:
-изучить формулу и научиться находить объем прямоугольного параллелепипеда;
-развивать внимание, логическое мышление,  грамотную математическую речь.
-воспитывать аккуратность при записи примеров и задач .
 
 
 
 
 
- Ответы  учеников( их  предположения). Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и умений 5мин  
 
Переходим к 1 этапу урока.
Предлагаю вам рассмотреть модели прямоугольного параллелепипеда, куба, которые есть у вас на столах и ответить на вопросы.
1) Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? (6 граней, 12 ребер, 8 вершин)
2) Что можно сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда? (Они равны)
3) Что можно сказать о гранях куба? (равные квадраты  .
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Личностные:  оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные:  умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.                                     
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
 Познавательные: структурирование собственных знаний.
 
3. Практическая работа.
  8 мин  
1.      Переходим ко второму этапу. «Что умею – применю.»
Изучение формулы для  v прямоугольного параллелепипеда  и  куба и единицы их  измерения.
РАБОТА. Измерь длину, ширину, высоту модели  (фигур) и запиши их.
2. Вычисли  объем каждой из  них.
 
3. Сделайте вывод.
 
   
Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы. Вывод прочитывается  по тетрадям при подведении итогов практической работы.
                                        
 
4.Постановка проблемы 6  мин  
Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала.
Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г.
Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для  обучающихся в классах следующие: 18-20 °, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа.
В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника-  достигает 4 куб. м. 
Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?
   
 
 
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
Надо знать сколько обучающихся в классе.
Сколько воздуха находится в классной комнате?
Объём воздуха в классе надо вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
Проблему обучающиеся записывают в тетрадь.
 
   
   . Регулятивные: контроль и коррекция.
Познавательные: поиск решения с опорой на приобретенные знания.
Личностные: стремление найти выход из нестандартной ситуации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Физкультминутка 2 мин Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
  Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.  
6 Первичное закрепление 8 мин -Далее я предлагаю  вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 512 а), стр. 114
 
- Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.
-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске  одного  ученика.   Он работает за  доской.
 
 
 
 
 
 
    
Выполняют задания  , слушают ответы одноклассников, исправляют допущенные ошибки. Регулятивные:
осуществление констатирующий и прогнозирующий 
контроль по результату .  Познавательные: - умение
  ориентироваться в системе своих  знаний,
Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.
 
7
Работа в парах по  заданию  на  мультимедийной  доске.  
6 мин  
 
1) Найти объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 3см, 5 см и 8 см.
2) Чему равны объем и площадь поверхности куба, ребро которого 6 см?
   
Выполняют работу, обмениваются тетрадями и проверяют выполненные  задания.  ( решение   задания  показывает учитель на  доске  с  заранее  подготовленные на слайде)
 Оценивают  одноклассников.  
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
 
 
8
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  
 
2 мин  
 
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правило нахождения   объема  прямоугольного  параллелепипеда  и  куба.
   
 
 
Учащихся формулируют правило   нахождения  объема  фигур.  
 
 
 
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:;
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Регулятивные: умение самостоятель-
но анализировать правильность выполнения
действий и вносить  необходи-
мые коррективы.
9.
Рефлексия (подведение итогов урока) 3 мин  
Было трудно …
Было интересно …
Я научился …
Меня удивило …
У меня……….настроение?  
  Учащихся отвечают на вопросы.
Высказывают свои мнения. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение анализировать
собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.
Познавательные: рефлексия.
10.
Информация о домашнем задании 2 мин  Сообщает домашнее задание:
Прочитать теоретический материал п.2.11  на стр.112-113.
Выполнить письменно
№1513,   №514б)  Дополнительное  задание  №516а).,     Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.