Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна,

Учебный предмет: русский язык 5 класс.
Раздел: Словобразование. Орфография
Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-.
Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний
Автор: Нечаева Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы Артемовского учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №11 им. Артема – многопрофильный лицей» Артемовского городского совета Донецкой области
Программа: Русский язык: программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (сост.: Е.П. Голобородько, Н.Г. Озерова, Г.А. Михайловская, В.И. Стативка, Л.В. Давидюк, Е.И. Быкова)
Оборудование: алгоритм, карточки-задания, Рудяков А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке» – К.: Грамота, 2013.
Цели и задачи:
- дать учащимся понятие о правописании слов с пол-, полу-;
- сформировать навык правильного написания слов по данному
правилу;
- способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы,
развивать навыки алгоритмизации;
- формировать умения и навыки связной речи, развивать интерес к
учению;
- формировать коммуникативную, информационную,
саморазвивающую и креативную компетенции;
- содействовать нравственному воспитанию.

Модель урока

I. Слово учителя о целях и задачах урока. Мотивация учебной деятельности.
В этот день я рада встрече со своими пятиклассниками и желаю, чтобы наша встреча прошла интересно, чтобы вы проявили свои способности, творчество. Давайте в полусерьезном, полушутливом тоне проведем урок под кодовым названием «Следствие ведут знатоки...»

II. Введение в тему урока
Каждый из вас на столе видит определенный предмет. Глядя на него, помогите определить мне тему урока. (На столах лежат предметы: поляблока, пол-ореха, пол-Европы, пол-Африки (вырезаны из карты), полконфеты, полмандарина, пол-лимона, пол-листа, отдельно сидит ученик, на столе которого лежит поллитровка(банка)).

III. Работа по теме урока
Уч-ся называют предметы, учитель записывает слова в четыре столбика и просит обратить внимание на то, как записаны эти слова:

Пол-лимона пол-яблока пол-Европы полконфеты
Пол-листа пол-ореха пол-Африки полмандарина
Поллитровка (искл.)
В моем обращении к вам я употребила слова с полу-. Запишем их: полусерьезно, полушутливо. Обратить внимание, как пишутся слова с полу-

2. Составление алгоритма
Алгоритм
1. Если слово начинается с полу-,

пиши слитно: полушубок
2. Если слово начинается с пол-, посмотри, есть ли после этого слова гласная,
Л или прописная буква:


есть Л, гласная, прописная - нет


пиши через дефис: пиши слитно:
пол-яблока, пол-лимона, полмандарина
пол-Европы. Исключения: поллитровка, но пол-литра.

3. Работа с учебником, упражнение № 487 (1)
- Сделайте выводы, правильно ли мы сформулировали правило и подтвердил ли наши выводы учебник?

4. Чтобы закрепить и запомнить правило, выполните задание № 2 упражнения № 487, прочитав шуточное стихотворение А. Хайта.

5. Составьте диалог с соседом по парте на изученное правило (взаимопроверка).

IV. Рефлексия:
1. Выполнение упражнения № 488 (устно) методом «Микрофон».
2. Выборочный диктант (по вариантам).
I вариант: выписать сова, которые пишутся слитно;
II вариант: - через дефис.
Пол-ананаса, полбанана, полвосьмого, пол-одиннадцатого, пол-Японии, полугодовой, полторта, полусапожки, полстены, пол-литра, пол-листа, полгорода, пол-Артемовска, пол чайной ложки.
3. Этимологическая работа.
Полушка - древнерусское слово, от полуха - половина, образованного посредством - уха от поль - «половина» - «мелкая медная монета в четверть копейки».
4. Словарный диктант - кроссворд. (По лексическому значению слова
уч-ся должны определить слово с пол- или полу- и правильно его
записать.)
1 .Закрытые туфли на шнурках, пуговицах (полуботинки).
Слабое освещение (полусвет).
Очень дешево (полцены).
Емкость в 500куб.см (пол-литра).
Легкая еда между обедом и ужином (полдник).
Тусклое, слабое освещение (полутьма).
Зачитать, объяснить написание.
На карточках записаны опорные слова.
5. Творческие задания (работа в группах).
Уч-ся получают конверты с заданиями по написанию сочинений разных жанров.
Сочинить лингвистическую сказку по данному правилу, используя начало: «В царстве-государстве под названием Грамматика жили-были слова, которые имели значение «половина» и начинались с пол- или полу-. Несчастная была у них судьба».
Сочинить юмористический рассказ «Как я собираюсь в школу», используя слова:
(полу)сонный, (пол)пасты, (полу)одетый, (полу)ботинки, (пол)чашки, (пол)котлеты, (пол)восьмого, (полу)пальто.
3. Сочинить рассказ-ужас, используя опорные слова: (пол)ночь, (полу)мгла, (полу)маска, (полу)свет, (полу)темный, (полу)тень, (пол)стены, (полу)живой), (пол)беды.
4. Сочинить рассказ-путешествие «В тропическом лесу», используя данные слова:
(Пол)года, (пол)страны, (полу)мрак, (полу)раздетый, (пол)кокоса, (пол) банана, (пол)реки.
Проверка творческих работ.

V. Подведение итогов урока.
1. Выполнение упражнения № 492 (2,3) «Четвертый лишний»

2. Заполнение индивидуальной карточки (Рефлексия).

Приобрел (а) знания
+

Сформировал (а) умения
+


1. Теоретические знания о написании слов с пол-, полу
2.Умение создавать алгоритм по применению правила.


1. Находить слова на данное правило.

2. Правильно писать слова с пол-, полу-.

Создавать творческие высказывания с использованием слов по применению данного правила.



Самооценка






Оценка работы в группе






Общий бал






Оценка учителя







VI. Домашнее задание: закрепить материал по учебнику на стр. 186 и алгоритму, выучить стихотворение А. Хайта, упр. № 490; творческое задание: составить шуточное стихотворение с использованием слов, начинающихся с пол-, полу-.
15