Конспект урока русского языка на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.


Цели урока:
Образовательные:
расширить знания детей о служебных частях речи
углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
воспитание культуры учебного труда
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
развитие работоспособности и профилактика утомления
развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
развивать внимание и память учащихся
развивать умение слушать товарищей
развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование:
Таблица с глаголами-исключениями.
В.Волина “Весёлая грамматика”.
Пословицы.
Лист ватмана, фломастеры.
С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”.
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я , друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и отличной работы.
Мобилизующий этап.

1. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.
Учитель - Вам интересно, почему я держусь за голову? Сейчас поймёте сами! Вот записка, переданная мне одним учеником (конечно не из нашего класса). После её прочтения, голова у меня и заболела. Посмотрите что в ней написано.
Кот пушок - бальшой праказник. Он себе устроил празник. Утром кот зобрался в банку, Сел у бабке всю смитанку.
Учитель - Вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать где надо проверочные слова.
Дети находят орфограммы, исправляют ошибки и объясняют правила правописания.
Минута чистописания.
Исследуйте слова 1 предложения. Какая буква повторяется чаще других. Установите закономерность и продолжите ряд.
Ооа Ооб Оов
Актуализация знаний учащихся.
Повторим части речи:
Учитель - С орфограммами справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевлённой и неодушевлённой. ( Учащиеся находят в тексте имена существительные).
Учитель – Как называется эта часть речи?
Учитель – О какой части речи говорят, что она не называет предметы, а только указывает  на них? Есть ли эта часть речи в тексте?
Учитель – А знаете ли вы часть речи, которая служит для связи слов в предложении? Приведите пример из текста.
Учитель – Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета?
Учитель – Найдите в этом тексте часть речи, которая изменяется по временам? Дети называют глаголы: устроил, забрался , съел, определяют их время. Что указывает на время глаголов?
Учитель – Расскажите мне всё, что знаете о глаголах
Формулирование темы и целей урока.
Частица не и глагол.
Учитель- Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он( Отвечайте мне только глаголами.
Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.
учил                не       учил думал             не        думал слушал             не     слушал трудился          не     трудился работал            не      работал
Учитель – Почему же ученик допустил столько ошибок? (На доске появляется второй столбик). Как же написать глаголы с не ? Определите тему сегодняшнего урока. Какие цели поставите перед собой?
Учитель – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы второго столбика отрицают действие).
Учитель – Что указывает на отрицание действий?(Маленькое слово не).Чем является не? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Какие источники нам помогут?
Работа по учебнику с. 114.
Учитель – Это маленькое слово называется частица.
Гимнастика для глаз.
Упражнение  «Сова».
 Глазами нарисовать 5 кругов по часовой стрелке и 5 кругов против часовой стрелки. 

Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?
Учитель – Что вы знаете о служебных частях речи?
Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.              Они не являются членами предложения.              К ним нельзя поставить вопрос.
Правописание не с глаголами.
Учитель Как пишется частица НЕ с глаголами?
1.Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”,а она ему “Не люблю”. Он признавался “Верю”, а она ему: “НЕ верю”. Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”. Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.
2.. Работа с пословицами.
Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите! Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает,                     (не) сидеть на печи.
Есть калачи -                   торопись делом.
(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.
Учитель – Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки.
Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
Учитель – Как написали эти слова, почему?
Физкультминутка. Игра «Девочки- мальчики»
Если глагол с частицей не- приседают мальчики, если без частицы не- приседают девочки.
Не завтракал, помогать, не дежурил, найдешь, уважать, не работает, не ужинал. знаю, рисует, не морозил.
Письмо по памяти. Вспомнить и записать глаголы с частицей не , которые были использованы. Что это за слова?
Закрепление изученного материала.
Учитель – Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах .
1 группа.
Дети на большом листе ватмана фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.
НЕ опаздывать в школу. НЕ разговаривать на уроке. НЕ мешать своему соседу по парте. НЕ рисовать на партах. НЕ дергать девочек за косички. НЕ жевать после звонка.
2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы.
_____________ (не) доходят.
____________ воли (не) давай.
__________ (не) ударял.
___________носа (не) подточит
Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар
3 группа
.(Не) сердись, (не) скучай,
(не) дерись,(не) спеши!
Не с глаголами ________________ пиши!

Учитель – Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?
Дети – Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно.
VI. Глаголы –исключения.
Учитель – Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно, отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Учитель – Прочитайте эти глаголы (На доске таблица с глаголами- исключениями).
Неволить, недомогать, ненавидеть, негодовать, недоумевать.
Учитель – Объясните значение слова негодовать.
Дети - Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.
Учитель - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:
Дети - растеряться,
не понимать,
теряться в догадках,
ума не приложить.
 
Учитель - Каким действием человек иногда показывает своё недоумение?
Дети – Чешет затылок,
пожимает плечами,
округляет глаза.
Учитель – Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами?
Дети – Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.
Учитель – Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.
Дети записывают глаголы- исключения в тетради.
А с этими глаголами мы будем знакомиться на следующем уроке.

VII. Заключение.
Учитель – Ребята, каждый урок мы пытаемся добраться до планеты “Открытий”, узнать   что-то новое для себя. Кому-то везёт и он открывает для себя это новое, кому-то нет.
Кому повезло сегодня? Кто попал на планету “Открытий” и узнал новое? Дополните предложения:

Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я научился
У меня получилось
Я смог
- Напишите пожелания друг другу, учителю, родителям на бумажных листиках, используя глаголы с частицей не, наклейте эти пожелания на наше «Дерево желаний».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Домашнее задание.1) Составить несколько предложений на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей не.
2) Запишите 5-6 предложений частицей не из басен И.А. Крылова.

15