Тема: Правописание не с глаголами. Цели: Образовательная: Обучение навыкам правописания не с глаголами. Развивающая: Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом рассуждения правописания не с глаголами. Ожидаемые результаты: Ученик, имеющи


Родина



Тема: Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство.
Цель урока: дать учащимся о дополнении как второстепенном члене предложения; научить ставить вопросы к ним; выработать навыки употребления дополнений и обстоятельств в речи; развивать память, мышление; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; пополнять их словарный запас; воспитывать любовь к Родине.
 Второстепенные члены предложения : Дополнение ОбстоятельствоОпределение

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Выражается существительным или местоимением в косвенном падеже.Косвенные падежи:Родительный падеж кого? чего?Дательный падеж кому? чему?Винительный падеж кого? что?Творительный падеж кем? чем?Предложный падеж о ком? о чем? Например: интересуюсь (чем?) книгой, был (у кого?) у него, сообщать (о чём?) о радостном событии. 
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Способы выражения дополнения:Имя существительное в творительном падеже без предлога в значении орудия действия. Например: писать ручкой, рубить топором.Имя существительное в творительном падеже с предлогом с в значении совместности действия. Например: шагать с мамой, играть с малышом.Имя существительное в творительном и предложном падеже для обозначения объекта занятий. Например: заниматься музыкой, говорить о книге.Имя существительное в родительном падеже множественного числа в сочетании со словами много, мало для обозначения количества предметов.Например: много тетрадей,много машин, мало страниц, мало оценок. 




Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы : «где?» «куда?» «откуда?» «когда?» «как?».Например: преподаватель (где?) в школе, расцвести (где?) под окном, разбирать (как?) быстро.
Способы выражения обстоятельства:Имя существительное в творительном падеже с предлогами за, перед, под, над для обозначения положения предмета по отношению к другому. Например: спрятаться под деревом, находиться за речкой, смотреть перед собой, пролететь над полем.Имя существительное в дательном падеже с предлогом к для обозначения направления действия.Например: приближаться к дому, идти к школу.


Задание 1. Укажите предложения, в которых есть дополнение.1. Шлют птицы прощальный привет разным местам.2. Отправилась осень в поле, в луга.3. Большая власть дана слову.4. Товарищ за товарища в огонь бросается.Задание 2. Укажите предложения, в которых есть обстоятельства1. В поле созрели ранние сорта пшеницы.2. На берегу моря отдыхали туристы.3. Светит ласковое солнышко.4. Лес пахнет дубом и сосной.5. Бой продолжался с ночью.





Задание 3. Определите, какое слово является дополнением в каждом из предложений.В лесу дед рубил дрова.А) дедБ) в лесуВ) рубилГ) дроваДети увлеченно говорили с предстоящей поездке.А) детиБ) увлеченноВ) говорилиГ) о поездкеПервого января Денис получил много подарков.А) получилБ) подарковВ) первогоГ) января Задание 4. Дополните предложения нужными по смыслу словами (впишите выбранные слова вместо вопросов) Листок оторвался (от чего?).Беркут охотился (за кем?).Идти в школу (с кем?).В книге было много (чего?) .Слова для справок: за вороной, от стола, за лисой, с портфелем, от дерева, с товарищем, ошибок,иллюстраций.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Новые словаСуществительные Равнина жазықВласть билікНациональность ұлтПедагог ұстазПравительство үкіметПредприятие мекемеРод руСадовник бағбанИстория тарихХозяйство шаруашылық





1. Подберите правильный перевод к каждому слову{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}равнина национальность садовник столичный деревенский участвовать показать строить мужественно серьезно ауылдық ұлт батыл астаналық бағбан қатысу көрсету салу жазық салмақты
АлматыСамый крупный город в Казахстане – Алматы. Это величественный город. Он расположен в низовьях гор Алатау. Краса города – высокие горы, многоэтажные дома и зелёные парки и скверы. Через город протекают реки Большая и Малая Алматинка, Есентай, имеется озеро Сайран, сопка Кок-Тюбе. На высокогорном катке "Медеу" проходят соревнования, зимой и летом люди катаются на коньках, любуются  природой.Перед зданием городского акимата по улице К. Сатпаева находится площадь Республики. На площади воздвигнут монумент Независимости. В Алматы имеются Дворец Республики, Театр оперы и балета им. Абая, казахский и русский драмтеатры. Там проходят концерты, фестивали, праздники, спектакли. Имеются Музей искусств им. А. Кастеева, Центральный исторический музей Казахстана. Много домов имеют десять, двенадцать этажей. А в гостинице "Казахстан" двадцать шесть этажей!В Алматы много памятников. Украшают город и памятники великому Абаю, Жамбылу,  К. Сатпаеву, Абылай хану.В городе длинные и широкие улицы. Их называют проспектами. Это проспекты имени аль-Фараби, Абая, Абылай хана.  Алматы – город парков.  Это Центральный парк культуры и отдыха, парк имени 28 героев-панфиловцев, парк "Сары-Арка". В парках работают аттракционы, карусели, аквапарки, детские игровые площадки и автоматы. Горожане и гости города любят посещать цирк и зоопарк.Алматы – молодёжный город. Здесь много университетов, академий, институтов и колледжей. Самое крупное учебное заведение – КазНГУ  имени аль-Фараби.В городе живут люди разных национальностей:  казахи, русские уйгуры и другие. В выходные и праздничные дни люди гуляют, любуются красотой города.
Задание 1. Отметьте правильные утверждения1.Через город Алматы протекают Большая и Малая Алматинка и река Есентай.2.Перед зданием городского акимата находится площадь Победы.3.В Алматы имеются Музей искусств им.А.Кастеева , Центральный исторический музей Казахстана, Дворец Республики, Театр оперы и балета им.Абая.4. В гостинице «Казахстан» двадцать пять этажей!5. На площади Победы воздвигнут монумент Независимости. Задание 2. Выберите правильные ответы.1.Самое крупное учебное заведение в Алматы:А)КазНГУ  имени аль-ФарабиБ) Юридическая академияВ) Институт молекулярной биологии им. М. АйтхожинаГ) Школа № 3




2. Площадь Республики находится по улице:а) К. Жамбылаб) Сатпаевав) Е. Букетоваг) Абая3. Алматы расположен в низовьях гор:а) Алатауб) Каратаув) Алтаяг) Сауыр - Тарбагатая

Итоговый тест1. Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения.А) Поясняют другие второстепенные члены предложения. Б) это дополнения, определения, обстоятельства.В) это дополнения, определения, обстоятельства, поясняющие главные члены предложения. Г) это дополнения, определения, обстоятельства, поясняющие главные или другие второстепенные члены предложения.  2. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей – это А) дополнениеБ) обстоятельствоВ) подлежащееГ) сказуемое 3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? откуда? как? называется: А)дополнением Б) обстоятельствомВ) подлежащимГ) сказуемым








4. Укажите дополнения в предложении: "Родители подарили мне в день рождения собаку"А)мне, родителиБ) подарили, собакуВ) родители, в день рожденияГ) мне, собаку 5. Укажите обстоятельства в тексте: "Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки были видны его могучие мышцы". (По И. Тургеневу)А) молодцаБ) редкоВ) из-под, посмотрелГ) заскрипела, лесникД) в данном тексте нет обстоятельств 6. Укажите дополнения в предложении: "Он вошёл в свою комнату, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его своим тяжёлым костюмом, сбегал сначала в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока". (По И.Тургеневу)А)спасенного, щенка, костюмом, за соломой, в кухнюБ)вошел, уложил, прикрыл, сбегалВ) в свою, на кровати, в конюшню, за соломой, за чашечкойГ)он, свою, егоД)щенка, его, костюмом, за соломой, за чашечкой молока.









7. Выберите предложение, в котором правильно заданы вопросы к обстоятельствам: А) Заяц выскочил (откуда?) из лесу и побежал (когда?) полем. (А. Пушкин) Б)Заяц выскочил (откуда?) из лесу и побежал (где?) полем. (А. Пушкин) В) Заяц (что сделал?) выскочил из лесу и побежал (как?) полем. (А. Пушкин) Г) Заяц выскочил (когда?) из лесу и побежал (зачем?) полем. (А. Пушкин) 8. Укажите количество обстоятельств в рассказе:В субботу мы пошли на субботник. Девочки подметали тротуар перед школой. Мальчики собирали мусор за школой. После субботника мы пили чай в столовойА) 3Б) 5В) 4Г) 6 9. Укажите количество дополнений и обстоятельств в рассказе:Я просыпаюсь в семь часов. В восемь часов я ухожу из дому. В школе я бываю до обеда. Три часа я делаюуроки. В десять часов я ложусь спать.А)дополнений - 6, обстоятельств - 1Б) дополнений - 2, обстоятельств - 5В) дополнений - 3, обстоятельств - 4Г) дополнений - 1, обстоятельств - 6Д) дополнений - 4, обстоятельств - 3 10. Укажите последовательность членов для следующего предложения: "Чёрная и страшная вода текла под мостом".А) определение, определение, подлежащее, сказуемое, дополнениеБ) определение, определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельствоВ) дополнение, дополнение, подлежащее, сказуемоеГ) определение, определение, сказуемое, подлежащее, обстоятельствоД) подлежащее, подлежащее, сказуемое, дополнение













Информация о домашнем задании: 1)Выучить стихотворение о Родине; 2)Написать небольшой рассказ о своей стране.