Открытый урок на тему «Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 2 года обучения на отделении художественной гимнастики».


Открытый урок
по классическому танцу
концертмейстера хореографии
Красильниковой Клавдии Анатольевны
Хореограф:Фролова Анна Александровна
Тема:
«Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 2 года обучения на отделении художественной гимнастики».
Возраст воспитанников и год обучения: 9-10лет второй год обучения.
Музыкальный материал:
Классическая музыка русских и зарубежных композиторов квадратного построения с четким ритмическим рисунком и ярко выраженной фразировкой. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном совпадает ритмическим рисунком музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение подобрано к данной возрастной категории по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
Принципы отбора репертуара:
- соответствие хореографическим задачам;
- доступность, соответствие возрастным особенностям детского восприятия;
- художественный вкус;
- соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному материалу;
- согласованность с педагогом-хореографом.
Цель педагога:Формировать навыки классического танца у учащихся.
Цель концертмейстера:Воспитывать исполнителей классического танца музыкальным искусством.
Задачи:
- организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все усилия на физическую нагрузку;
- подготовить двигательный аппарат учащихся: мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса;
-формировать балетную осанку (постановка корпуса, ног, рук, головы);
- выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала;
- развить гибкость, шаг, прыжок;
- воспитывать начальные движения координации у станка и на середине зала;
- выработать навыки правильности и чёткости исполнения;
- выработка апломба (устойчивости);
- развивать танцевально-ритмическую координацию движений и выразительность;
- формировать общую культуру, художественно-эстетический вкус;
- активизировать интерес к классическому танцу;
- обучить навыкам музыкально-пластического интонирования;
- обучить французской терминологии названий движений;
- совершенствовать двигательный аппарат (развивать физические данные учащихся, исправлять физические недостатки);
- развивать пластичность, координацию, хореографическую память, внимание, формировать технические навыки исполнения;
- воспитывать силу, выносливость, укреплять нервную систему;
- формировать навыки коллективного общения;
- раскрывать индивидуальность учащихся.
Задачи концертмейстера:
- всесторонне развивать личность учащихся средствами музыки;
- помочь учащимся освоить хореографический материал;
- подобрать музыкальное оформление урока, соответствующее стилю, характеру, ритмическому рисунку, темпудвижений;
- прививать учащимся умение слышать и понимать музыку;
- развивать музыкальность учащихся;
- прививать осознанное отношение к конструктивным особенностям музыкального произведения;
- формировать чувстворитма, метра, темпа;
- развивать музыкальный слух, память;
- развивать музыкальное восприятие;
- приобщать учащихся к лучшим образцам классической музыкальной литературы.
Материально-техническое обеспечение урока:
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Нотный материал.
Станки.
Зеркала.
Содержание этапов урока:
1.Поклон.
2.Организационный момент.
3.Экзерсис у станка.
4.Экзерсис на середине зала.
5.Allegro.
6. Туры.
7.Portdebras.
8.Подведение итогов.
9.Домашнее задание.
10.Поклон.
Ход урока:
1.Поклон.
Музыкальное оформление:
«Вальс». П.Чайковский Музыкальный размер 3/4, 4 такта.

2.Организационный момент.
3.Экзерсис у станка.
Работа над качеством движений, пластичностью.
Преодоление технических сложностей с использованием специальных приемов, развитие техники исполнения.
Plié.Preparation– 2такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.2 demiplieпоIпозиции, 1 grand plieпоIпозиции,
3 releveна высокихполупальцах поIпозиции, переход на II позицию.
2 demiplieпоIIпозиции, 1 grandplieпоIIпозиции,
перегибы корпуса через IIпозициюпереход в V позицию.
2 demiplieпоVпозиции, 1 grandplieпоVпозиции,
2 demiplieпоIVпозиции, 1 grandplieпоIVпозиции,
поза IV арабеск по IVпозиции,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Вальс»П.Чайковский. Музыкальный размер 3/4.
Battements tendus.Preparation– 2такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.4 battementtenduпоVпозиции,
1 pоurlepieвперёд,
2 demiplieпоVпозиции,
battementtendu в сторону по V позиции,
double battement tendu,
battementtendu в сторону по V позиции,
double battement tendu,
4 battementtendu назад по V позиции,
2 demiplie,
1battementtendu в сторону с окончанием в demiplieпоVпозиции полповорота на другую ногу,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька» Д.Шостакович .Музыкальныйразмер2/4.
Battement stendus jetes.Preparation– 2такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.2 вattementtendujete, 2 pique,
2 вattementtendujete, 2 pique,
8 jetebalansоire, 2 всторону, 2 pique.
Вся комбинация повторяется в обратном направлении,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальноеоформление:
«Полька» К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.
Rond dejambe parterre.
Preparation– 4такта (из-за такта), музыкальный размер 3/4.
4 rond, 1 обводка на полу на demiplie,
4 rond, 1 обводка на 900,
растяжка вперёд и назад,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Вальс» И. Штраус. Музыкальный размер 3/4.
Battements fondu.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
battementsfonduкрестомпо 4 enl,air4 endehorи4 endedan,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Утешение».Ш.Тактакишвили. Музыкальный размер 4/4.
Battements frappe + petit battements.Preparation– 2такта (из-затакта), музыкальныйразмер 2/4.
Крестомпо 4, petitbattementпо 8 endehorиendedan,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька Трик-трак» И.Штраус. Музыкальный размер 2/4.
Adagio.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 relevelentвперёд, 1 developpeeвперёд,
1 developpeeвперёд на pliе.Вся комбинация выполняется крестом,
заключение движения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Вальс» из кинофильма «Доктор Живаго»М Джарре. Музыкальный размер 3/4.
Grand battements jetes.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
grand battement jeteвперёд, 1сhangement de pied,
3 grand battement jeteназад, 1сhangement de pied,
8 в сторону, 8 balansuar,
2 в сторону, 1мягкий battement,
2 в сторону, 1мягкий battement,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Танго» Матос Родригес. Музыкальный размер 2/4.
Releve.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
releve, 3 - cdemiplie по I позиции, переход во II позицию.
Комбинация по I, II, V, IVпозициям,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Музыкальный момент».Ф.Шуберт. Музыкальный размер 2/4.
Растяжка.
Музыкальное оформление:
Романс «На крыльях поэзии».Ф.Мендельсон. Обр. Г.Ланге. Музыкальный размер 6/8.
4.Экзерсис на середине зала.
Plié.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 demiplieпоIпозиции, 1 grandplieпоIпозиции,
3 releveпоIпозиции, переход во II позицию.
2 demiplieпоIIпозиции, 1 grandplieпоIIпозиции,
перегибы корпусаиз стороны в сторону, переход в V позицию.
2 demiplieпоVпозиции, 1 grandplieпоVпозиции,
3 releveпоVпозиции, переход во IVпозицию.
2 demiplieпоIVпозиции, 1 grandplieпоIVпозиции,
поза IV арабеск,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Ноктюрн».Э.Григ. Музыкальный размер 4/4.
Battement stendus.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 battementtenduвперёдизпозыcroisee,
1переход через IVпозицию,
комбинация обратно,
2 – в сторону правой ногой,
1 – двойной doublebattementtendu,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
Аллегретто на тему из оперы Герольда «Цампа».К.Черни. Музыкальный размер 2/4.
Battement stendu sjetes.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 вattementtendujeteизпозыcroiseeвперёд,
2 piqueпоVпозиции, всё повторить,
8 jetebalansuar, 2 jeteвсторону, 2 piqueвсторону,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька».К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.
Rond dejambe parterre.
Preparation– 4 такта (из-за такта), музыкальный размер 3/4. 4 rond вперёд правой ногой анфас, обводка правой ногой на 450,
вся комбинация обратно,
по 2 rondentournentпо точкам,
растяжка, 1 developpee в сторону на 900,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Австрийский вальс» (Вальс графа Галленберга).К.Черни. Музыкальный размер 3/4.
Battements fondu.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4 battementsfonduвперёд на 450 в положенииcroisee,
4 в сторону анфас, 4 назад croisee,
4 pas de bourreeчерезII позицию,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Андантино» из балета «Баядерка».Л.Минкус. Музыкальный размер 2/4.
Adagio.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
1 relevelentвперёд croisee правой ногой на 900,
1 relevelent назад в позу III арабеск,
2relevelent разными ногами в сторону анфас,
1 developpeeвперёдcroiseeнаpliе,
1 developpeeназадcroiseeвпозуIIIарабескнаpliе,
2developpeeв сторону разными ногами наpliе,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Миньон». Музыкальный размер 3/4.
Grand battements jetes.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4grand battement jeteвперёдcroisee,
4 в сторону efface, 4 вперёдefface,
3 balansoireв сторону правой ногой анфас, 1 мягкий батман,
2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,
3 balansoireв сторону правой ногой анфас, 1 мягкий батман,
2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Три польки».К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.
5.Allegro (Прыжки).
Saute.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
2 медленных, 3 – быстрых по I позиции,
также по II позиции, поV, поIV.
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Полька-Анна». И.Штраус. Музыкальный размер 2/4.
Changementdepieds.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
4 сhangement de piedsпоVпозиции,
комбинация antournanпо точкам,
1 releve, 1сhangementdepieds,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный размер 2/4.
Echappe.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
По 4 позициям: 1 еchappecroisee,
1 - по II позиции анфас,
всё повторить 4 раза,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный размер 2/4.
Assemble.
Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.
8 вперёданфас, 8 – назад,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
Отрывок из балета «Лебединое озеро». П.Чайковский. Музыкальный размер 2/4.
6.Tours (Вращения).
Tourschaines.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«Урок танца». Г.Новицкая. Музыкальный размер 2/4.
Soutenu.Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
Кода из балета «Дон-Кихот». Л.Минкус. Музыкальный размер 2/4.
7.III –ePortdebras.
Preparation– 2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4,
заключениедвижения - 2 такта.
Музыкальное оформление:
«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный размер 3/4.
8.Подведение итогов.Подвести итог совместной работе педагога, концертмейстера и учеников с обменом мнениями: что получилось и что хотелось бы изменить?
9.Домашнее задание.Закрепить навыки правильности и чистоты исполнения технически сложных мест у станка и на середине. Закрепить знание французской терминологии.
10.Поклон.
Музыкальное оформление:
«Вальс».П.Чайковский. Музыкальный размер 3/4.
Литература.
1.Классический танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. М.,2006.
2.Методические рекомендации и программа по классическому танцу для школ искусств. Воронеж, 1993.
3.Музыкальный репертуар из личного опыта работы.