Конспект занятия факультатива по математике Решение текстовых задач арифметическим способом с помощью смешанных дробей (6 класс)
Занятие факультатива в 6 классе по теме: «Решение текстовых задач арифметическим способом с помощью смешанных дробей».
Цели занятия: образовательная - систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по решению задач разных типов;
развивающая - способствовать формированию умений применять полученные знания, развивать логическое мышление, внимание, память, творческие навыки, активизировать познавательную деятельность;
воспитательная - содействовать воспитанию интереса к математике, творческой активности; повысить культуру поведения, культуру речи, умения общаться.
Оборудование:
проектор, компьютер, компьютерная презентация.
Ход занятия.
Сегодня на занятии мы вспомним задачи различных типов и решим их, оформив различными способами.
Давайте вспомним какие типы задач мы решали:
на части;
на движение;
на работу;
на предположение и т. д.
Какие способы оформления задач мы знаем:
пояснением;
с вопросами;
числовым выражением.
Задача №1 и мы решим ее устно:
У Пети и Коли вместе 27 яблок. Известно, что у Коли на 5 яблок меньше. Сколько яблок у Коли и Пети?
Какого типа эта задача? (на предположение)
Что нам известно? (у Пети и Коли 27 яблок)
Что это значит? (всего 27 яблок)
Что еще известно? (у Коли на 5 яблок меньше)
Как найти сколько яблок у Коли?
1) 27 - 5 = 22 удвоенное число яблок у Коли.
2) 22 : 2 = 11 яблок у Коли.
3) 11 + 5 = 16 яблок у Пети.
Ответ: 11яблок у Коли и 16 яблок у Пети.
Задача №2. Решим её письменно.
Цистерна с бензином весит 90013 EMBED Equation.3 1415кг, причем масса бензина на10013 EMBED Equation.3 1415 кг, больше массы цистерны. Какова масса пустой цистерны?
Что известно? ( масса цистерны с бензином)
Что это значит? ( масса цистерны и масса бензина вместе)
Что еще известно? ( масса бензина > массы цистерны)
Как найти массу пустой цистерны?
Давайте решим эту задачу числовым выражением.
(90013 EMBED Equation.3 1415 -10013 EMBED Equation.3 1415) : 2 = 400(кг).
Ответ: 400кг масса пустой цистерны.
Задачи №3 и №4.Следующий тип задач. Таблица дана.
1
2
Вместе
3ч
6ч
?
10ч
?
6 ч
Какого типа задачи? (на работу)
Решим эти задачи устно.
3) Через 1 трубу бак можно наполнить за 3 часа, через 2 трубу - за 6 часов. За сколько часов наполнится 13 EMBED Equation.3 1415 бака, если открыть две трубы? ( 13 EMBED Equation.3 1415 : (13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415) = 1(час))
4) Два трактора вспахали поле за 6 часов. Первый мог бы один вспахать за 10 часов. За сколько часов второй трактор вспашет13 EMBED Equation.3 1415 поля? (13 EMBED Equation.3 1415 : (13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415) = 5(часов))
Задача №5. Эту задачу мы решим письменно.
Первая бригада может выполнить задание за 9 дней, а вторая – за
12 дней. Первая бригада работала над выполнением этого задания
3 дня, а потом вторая бригада закончила работу. За сколько дней
было выполнено задание?
- Что требуется найти? ( сколько дней работала 2 бригада)
Кто выполнял это задание? (две бригады вместе)
Что знаем о 1 бригаде? ( она работала 3 дня)
А потом кто работал? ( вторая бригада)
Как найти время работы 2 бригады? ( работу, выполняемую 2 бригадой разделить на ту часть работы, которую она выполняет за 1 день)
Как найти ту часть работы, которую выполняет 1 бригада?(всю работу разделить на время выполнения работы 1 бригадой)
- А остальную часть работы выполнила 2 бригада. Какую именно? (из всей работы вычесть часть работы, выполненную 1 бригадой)
Решим эту задачу с вопросами.
Примем всю работу за 1.
1) Какую часть работы выполнила 1 бригада за 1 день?
1:9=13 EMBED Equation.3 1415
Какую часть работы выполнила 2 бригада за 1 день?1 : 12 =13 EMBED Equation.3 1415
Какую часть работы выполнила 1 бригада за 3 дня?13 EMBED Equation.3 1415
· 3 =13 EMBED Equation.3 1415
Какую часть работы осталось выполнить 2 бригаде?1 -13 EMBED Equation.3 1415 =13 EMBED Equation.3 1415
5) Сколько дней работала 2 бригада?
13 EMBED Equation.3 1415 :13 EMBED Equation.3 1415 =13 EMBED Equation.3 1415
·13 EMBED Equation.3 1415 = 8
6) За сколько дней было выполнено задание?
3 + 8 = 11
Ответ: за 11 дней.
Задача № 6.
Моторная лодка проходит расстояние между двумя пунктами А и В за 2 часа по течению реки, а плот за 8 часов. Какое время затратит моторная лодка на обратный путь?
Какой тип задачи? (на движение)
Чем отличается движение по реке от других видов движения? (несколькими скоростями)
- Какие это скорости? ( скорость по течению, скорость против течения, скорость течения, собственная скорость лодки) - Как связаны между собой скорости?
( Скорость по течению = скорость течения + скорость собственная;
скорость против течения = скорость собственная – скорость течения)
Чем отличается скорость по течению от скорости против течения? (удвоенной скоростью течения)
Решим эту задачу с пояснением.
1 : 2 =13 EMBED Equation.3 1415 (часть) пути - скорость по течению.
1 : 8 =13 EMBED Equation.3 1415 (часть) пути - скорость течения.
13 EMBED Equation.3 1415 -13 EMBED Equation.3 1415 -13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 =13 EMBED Equation.3 1415 (часть) пути - скорость против течения.
1 :13 EMBED Equation.3 1415 = 4 (часа) затратит лодка на обратный путь.Ответ: 4 часа.
Итак, мы вспомнили три типа задач и способы решения их. Молодцы. Решали очень хорошо.
Домашнее задание: Придумать 2 свои задачи разных типов (записать на карточки)
Занятие окончено. Спасибо.
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native