Комплексное развитие координационных способностей и скоростно — силовых качеств обучающихся 10-14 лет на уроках физической культуры
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Методическая разработка:
«Комплексное развитие координационных способностей и скоростно - силовых качеств обучающихся 10-14 лет на уроках физической культуры.»
(раздел учебной программы по физической культуре «Волейбол» в школе)
Работу выполнил:
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 15
Титов Дмитрий Сергеевич
Арзамас, 2012 г
АННОТАЦИЯ
Спортивные игры, в том числе волейбол, являются наиболее комплексным и универсальным средством физического развития обучающихся. Специально подобранные упражнения на формирование координационных способностей, развитие скоростно-силовых качеств создают неограниченную возможность для всестороннего укрепления здоровья обучающихся, формируют устойчивые навыки координации в пространстве, точность и быстроту двигательных реакций.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента обучающихся определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения.
Высокая активность и сознательная работа обучающихся на уроках физической культуры достигается четкой организацией урока, умением учителя вызывать мотивацию к занятиям физической культурой, добиваться запланированных результатов.
В данной методической разработке рассматривается эффективность использования упражнений, направленных на комплексное развитие координационных способностей и скоростно-силовых качеств учащихся с учетом их индивидуального развития, а также выносливости и гибкости при изучении раздела волейбол.
Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности учащихся.
В результате проведённых исследований выяснилось, что, изучение особенностей взаимосвязи координационных способностей скоростно-силовых качеств и формирования основного двигательного навыка юных волейболистов позволяет более эффективно управлять этими сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….стр.4
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА стр.6
3.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВстр.7
Средства и методы и развития физических (двигательных) качеств….стр.7
Анатомо-физиологические особенности детей 10-14 лет…………….стр.8
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ……………………...стр.11
5.ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ , МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ…....стр.12
5.1 Развитие силы и скоростно-силовых качеств...................................................................стр12
5.2. Методы развития быстроты……………………………………………стр.13
5.3 Организация эксперимента ………………………………………………стр.14
6.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ. ДИАГНОСТИКА
УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………....стр.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….стр.17
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………..стр.18
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………стр.19
3
1. ВВЕДЕНИЕ.
Методическая разработка составлена на основе «Комплексной программы по физической культуре. 1-11 классы». Преподавание физической культуры в 5-9 классах в школе №15 ведется по программе В.И.Ляха.
Большое значение в программе уделяется общеразвивающим упражнениям. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений. Новизна и необычность движений являются теми признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей, освоение которых, в свою очередь, требуют определенной силовой и скоростно-силовой подготовки..
Урок - основная форма организации занятий по волейболу в школе. Он должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Отличительной особенностью учебных занятий по волейболу в школе является акцент на решении образовательных задач: овладении школой движений, формировании элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и т.д.).
Контроль и оценка в школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать ученика к совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности. Оценка успеваемости должна складываться, главным образом, из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим основы знаний, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать систематичность и
4
регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей. Актуальность. Волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов, где наиболее значимыми являются координационные качества и скоростно-силовые способности.
Эффективное выполнение технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития данных физических качеств (А.В. Беляев, М.В. Савин, 2002).
Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.
Комплексной программой по физическому воспитанию в среднем звене общеобразовательной школы для освоения базовой части содержания программного материала раздела волейбол при трехразовых занятиях в неделю отводится по 10-12 уроков на каждый класс.
Возможность решения этих проблем видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных волейболистов, что обусловливает необходимость проведения
Во время изучения темы «Волейбол» обеспечивается дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, согласование движений, ритм, дифференциация силовых и пространственных параметров движения) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей.
5
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА
Цель работы. Изучение методики комплексного развития координационных способностей и скоростно-силовых качеств, основанной на учете возрастных особенностей юных волейболистов на этапе начальной подготовки. Исходя, из цели работы сформулированы задачи:
Обосновать анатомо-физиологические особенности детей 10-14 лет;
Разработать методику развития координационных способностей и скоростно-силовых качеств волейболистов.
Разработать практические рекомендации. Образовательные задачи.
- способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в игровой деятельности.
Оздоровительные задачи.
- укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
Воспитательные задачи:
- формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности Объект исследования - подготовка учащихся 10-14 лет.
Предмет исследования - средства, методы и построение процесса физической подготовки учащихся 10-14 лет.
Практическая значимость - состоит в возможности применения полученных результатов для совершенствования учебного процесса волейболистов в условиях средне – общеобразовательной школы и повышения эффективности соревновательной деятельности.
6
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
3.1. Средства и методы и развития физических (двигательных) качеств.
Уровень физических возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей.
Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Скоростно-силовая подготовленность представляет собой оптимальное сочетание силы и быстроты спортсмена.
Сила - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.
-"взрывная" сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движенийсочетаются, т.е. ступают как интегральное специфическое качество.
Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:
абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;
взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в возможно меньшее время;
-быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;
-силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные напряжения безснижения их рабочей эффективности.
Преодоление человеком сопротивления пружины динамометра, характеризуется величиной "абсолютной силы". "Относительная сила" это сила развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения, мышечного волокна и равна абсолютной силе на 1 кг массы (веса) тела. С увеличением веса тела относительная сила снижается. В видах спорта, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила.
По своему характеру все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия
на мышечные массы.
7
К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального от 1/3 до 2/3, локального менее 1/3 всех мышц.
Основным методом развития силы является метод повторных усилий повторный
метод. Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями околопредельного и предельного веса. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц, несущих наибольшую нагрузку при выполнении
Показатели относительной силы достигают максимума уже в 13-14 лет, и устанавливается на внешнем уровне к 17-18 годам.
Во многих видах спорта быстрота является решающим фактором. Быстрота -это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель.
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций. Развитие быстроты спортсмена тесно связано с развитием способности мышц к расслаблению (от степени их эластичности). Поэтому большой резерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения. При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.
Ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около-предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты. Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне.
Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны отвечать трем основным условиям:
•возможность выполнения с максимальной скоростью, упражнение должно бытьхорошо освоено, чтобы концентрировать внимание только на скорость;
•во время тренировки не должно происходить снижение скорости при выполнении упражнения.
8
При воспитании скоростных качеств, по мере роста спортивной квалификации, целесообразно обращать внимание на развитие мышечной силы и скоростно-силовых качеств, связанных с экономичностью движений.
3.2 Анатомо-физиологические особенности детей 10-14 лет
До десятилетнего возраста существенных различий в темпах развития организма у мальчиков и девочек не наблюдается.
Окостенение рук, ног, тазовых костей находится в начальной стадии. Как правило слабо развита мускулатура спины и при увеличенных нагрузках возможна деформация позвоночных изгибов. Физическая нагрузка должна быть в соответствии с возрастным состоянием органов и систем организма.
Доказано, что развитость физических качеств у человека зависит от возрастных особенностей (таб.1)
Знание периодов возрастного изменения физических качеств позволит более точно дозировать физическую нагрузку.
Приоритетные периоды развития физических качествтаблица 1
ДЕВУШКИ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЮНОШИ
возраст возраст 9 10 11 12 13 14 15 16 9 10 11 12 13 14 15 16
СИЛА
взрывная динамическая БЫСТРОТА
реакции передвижения одиночного движения ВЫНОСЛИВЛСТЬ
общая скоростная прыжковая игровая ЛОВКОСТЬ
координация движений быстрота и точность действия при перемене усилий ГИБКОСТЬ 9
Функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Резко выражено запредельное торможение. Восприятие новых движений носит созерцательный характер. Дети выделяют наиболее запоминающиеся детали движения, а важные части упражнения упускают. С детьми этого возраста очень важно соблюдать принципы - от простого к сложному, от известного к неизвестному. Внимание и точность движений развиты слабо, поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.
В возрасте 10 - 14лет, наблюдается интенсивный рост темпа движений. Обучение физическим упражнениям осуществляется с помощью методов обеспечения наглядности, использования слова, метода упражнения, игрового и соревновательного. Освоение элементарных бросков мяча, метаний, гимнастических упражнений и других видов спорта формирует новые двигательные навыки и умения, которые необходимы при для овладения разнообразной техникой игры. Чем больший запас двигательных навыков и умений имеет юный волейболист, тем успешнее он будет овладевать техникой игры. Наиболее эффективна игровая форма занятий
Основными средствами воспитания координационных и скоростно-силовых качеств являются эстафеты и бег на короткие дистанции, прыжки, спортивные и подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения (вольные упражнения, кувырки, стойки, перевороты), игры на местности, упражнения с партнером.
10
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
После изучения темы «Волейбол» в 6 классах учащиеся должны добиваться следующих результатов:
Физические способности Физические упражнения Ожидаемые результаты
Мальчики Девочки
Скоростные Бег 30 м с высокого старта, челночный бег 4 х 9 м. 4,8
7,7 5,0
8,5
Силовые Лазание по канату,
Прыжки в длину с места. 12 _
Координационные Пять кувырков вперед,
Бросок малого мяча в цель. 10,0
12,0 14,0
10,0
В исследовании для определения уровня скоростно-силовых качеств были использованы тесты: челночный бег 4 х 9м; прыжки в длину с места, для того, чтобы показать положительную динамику после применения физических упражнений данной методики, что вполне закономерно
11
5. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕТОДОВ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения:
развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которого зависит овладение умением точно определять момент, собственно, воздействия на мяч;
развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.;
овладение широким арсеналом технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры;
5.1 Развитие силы и скоростно-силовых качеств.
Метод кратковременных устий. Выполняются упражнения с отягощениями, в которых волейболист проявляет силу, наибольшую для него в данном упражнении (предельные или максимальные усилия) и при усилии 85-95% от максимального уровня (околопредельные или большие усилия). Предельные усилия выполняются не больше одного раза в одном подходе, околопредельные - до трех раз.
Непредельные (30-50% от максимальных) усилия но с предельной скоростью выполнения упражнения. Не доводить до утомления.
Сопряженный метод. Характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема. Например, выполнение броска набивного мяча из положения сидя (стоя) из-за головы.
4.Круговая тренировка. Организуются 6-12 «станций». Упражненияподбираются таким образом, чтобы в работу последовательно вовлекались основныегруппы мышц, как сгибатели, так и разгибатели. Задания индивидуализируются длякаждого волейболиста ( по количеству раз или по времени). Вначале начинают с 50-60% от максимума и постепенно, по мере повышения уровня подготовленности увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовая, скоростно - силовая, и на сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.
12
5.2. Методы развития быстроты.
Подвижный волейболист легко, непринужденно ориентируется, быстро реагирует на изменение игровой обстановки и, сообразуясь с этим, перемещается по площадке. Подвижность зависит от тактической грамотности игрока, его готовности к перемещению, навыков перемещаться различными способами. Волейболист, освоивший технику различных видов перемещений, успешно применяет их на площадке.
Первое, с чего надо начинать - развитие быстроты в специфических для волейбола условиях: небольшие расстояния (2-10м), быстрый стартовый рывок, внезапные остановки после быстрого перемещения, изменения направления движения.
Затем, следует изучение приемов перемещения, принятых в волейболе. Очень важно постоянно развиваемое качество быстроты, «соединять» с изучаемыми способами перемещения, чтобы учащийся умел быстро передвигаться любым из изучаемых способов.
/, Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной максимальной и превышающей ее быстротой. Учитывая большую роль быстроты реакции в волейболе, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (зрительный) и на быстроту отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения задания такая, в течении которой поддерживается максимальная быстрота; обычно - это от 5 до 20 сек. Период отдыха между упражнениями колеблется от 30 сек. до 5 мин. в зависимости от характера упражнений и состояния волейболиста.
Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении приему мяча, мяч через сетку направляют передачей, затем подачами на точность, на силу и, наконец, нападающим ударом.
Увеличение внезапности появления объекта. Например, прием мяча, когда противоположная сторона закрыта шторой. Вначале мяч посылают по высокой траектории, затем ее снижают и увеличивают скорость полета мяча, затем прием мяча с подачи, нападающего удара.
Сокращение расстояния до движущего объекта. Например, игрок принимал мяч у лицевой линии от нападающего удара с «простой» передачи, затем передача на удар посылается ближе к сетке, после этого игрок при приеме располагается также ближе к сетке.
13
5.Увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале игрокреагирует на два сигнала двумя ответными действиями, затем на три - тремя и т.д.
6.Сопряженный метод. Например, перемещения с отягощениями и т.д.
7.Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т.п.
8.Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью. Это бег под уклон, за лидером и т.п.
Круговая тренировка. Упражнения подбираются так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы имели место быстрота реакции, скорость одиночного сокращения, частота сокращений.
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в играх, эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований.
5.3. Организация эксперимента
Тестирование координационных и скоростно-силовых качеств осуществляется в упражнениях, позволяющих продемонстрировать и силу, быстроту и координацию. Для этого, обычно, использовали прыжки в высоту и в длину с места и челночный бег.
В эксперименте приняли учащиеся 6А и 6Б классов входящих в основную группу по физкультуре (по 15 чел.). В течение второго полугодия учащиеся 6А занимались по вышеуказанной методике, в то время, как 6Б работал по базовой программе.
В исследовании были использованы следующие тесты:
челночный бег 4 х 9м
прыжки в длину с места
Результаты фиксировались дважды: до применения методики (1 этап) и после ее применения (2 этап).
14
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ. ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ.
Динамика развития координационных способностей скоростно-силовых качеств учащихся. Таблица I
№ Фамилия, имя (6\А класс) Бег 4 х 9м (с) Прыжок в длину (см)
1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
1 Бантурова Л. 10,4 10,2 165 167
2 Денискин Э. 10,6 10,5 155 159
3 Домахин А 10,5 10,4 168 172
4 Лазарев С 10,8 10,7 156 159
5 Лазарев И. 10,9 10,7 160 163
6 Пушкарев Д 10,4 10,3 180 182
7 Сидоров С 10,5 10,5 165 169
8 Филонин Д. 10,3 10,3 162 165
9 Щеглетов К 10,7 10,5 163 167
10 Ремизов А 10,4 10,3 171 174
11 Тимошенко И 10,4 10,2 169 172
12 Царьков Н 10,8 10,6 145 155
13 Шокин А. 10,5 10,4 170 174
14 Иванова В. 10,6 10,4 175 180
15 Лягина Н. 10,7 10,5 174 178
№ Фамилия, имя (6Б класс) Бег 4 х 9м (с) Прыжок в длину (см)
1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
1 Авксентьев В. 10,2 10,2 167 167
2 Громова М. 10,3 10,0 160 162
3 Козин Д. 10,2 10,2 176 177
4 Маурин А. 10,3 10,2 170 172
5 Рузанова Д. 10,6 10,6 165 165
6 Семочкин И. 10,2 10,2 170 170
7 Статуев И. 10.5 10,2 164 167
8 Федотов Р. 10,6 10,5 163 164
9 Чунин А. 9,9 9,9 180 181
10 Шитенкова Д. 11,4 11,4 150 152
11 Кузнецов .Р 10,3 10,2 174 177
12 Фадин Р. 10,5 10,5 174 175
13 Шикин П. 10,2 10,2 175 175
14 Шабанова М. 11,0 11,0 155 156
15 Пыжов С. 11,5 11,5 160 161
Тесты применялись для исследования координационных и скоростно-силовых качеств. Проверялась их надежность и эффективность. После эксперимента
15
была выявлена тенденция улучшения результатов в обоих классах. В экспериментальной группе (6А класс) в упражнении челночный бег скорость выполнения улучшилась на 1,3% , а в прыжке в длину на 2,4%в то время, когда в обычной группе аналогичные показатели составляли 0,6% и 1,3% соответственно.
16
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов контрольных испытаний свидетельствовал о том, что за период исследования произошли положительные изменения в большинстве исследуемых показателей в обеих группах. Но, проведение систематической работы показало, что дети группы «А», имевшие сравнимые показатели в начале эксперимента, получили более высокую положительную динамику, чем учащиеся «Б» класса.
Эти выводы мы сделали, опираясь на результаты повторного исследования, которые мы провели в целях доказательства эффективности разработанной программы.
17
8. ЛИТЕРАТУРА
Аверин И.В. Специальная подготовка волейболиста //Спорт в шк.:прил.к газ. «Первое сентября».—2000.—Март (№ 11-12).— с.9-16.
Алексеев М.М. Организация работы в объединенных коллективах физической культуры - М: Ф и С, 1987.—125 с.
Ашмиров Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании. - М.: Просвещение, 1996.—66 с.
Беляев А.В. Обучение технике игры в волейболе и ее совершенствование. Рос. Гос. Акад. Физ. кул. - М., 1995. - 50 с.
«Возрастная и педагогическая психология» учебное пособие для студентов пед. Инст-ов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973.— 288 с.
Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений: Автореф. дисс. канд.пед.наук - М, 1963. - 25 с.
Верхошанский Ю.В. "Ударный" метод развития "взрывной" силы // Теория и практика физкультуры. -1968. - №8. - С. 59.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 1998. - 336с.
Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов // Теория и практика физкультуры, -1985. - №8. - С. 24-26.
Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10. - С.14-15.
Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
18
9 ПриложениеПриложение 1
Календарно-тематическое планирование раздела образовательной программы «Волейбол» в 6 классах.
№ п/п Тема урока Содержание изучаемого материала Тип урока Ожидаемые результаты Дата проведения
1 Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Комбинированный урок формирования техники стойки волейболиста Уметь выполнять стойку волейболи-
ста и ориентироваться в пространстве 2 Освоение техники приема и передачи мяча. Передача мяча снизу и сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. Изучение и первичное закрепление материала Знать правила и уметь принимать мяч. 3 Освоение техники нижней прямой подачи . Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки в разные точки площадки.(в зону 6;5;1) Изучение и первичное закрепление материала Должен уметь добиваться качественных и количественных показателей. 4 Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Игра по упрощенным правилам в мини-волейбола. Комплексное, примене-
ние З и У Взаимодействие с партнером в игре 5 Закрепление игровых навыков и комплексное развитие психомоторных способностей Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) Комплекс, применение З и У Уметь самостоятельно активно включаться в игровую деятельно-
сть 6 Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий) Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча. Комбинированный урок. Совершенствование и закрепление З и У Выполнять общеразви-
вающие и специаль-
ные упражнения на координа-
цию 7 Развитие координационных способностей (дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму) Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнение на быстроту и точность реакции, прыжки в заданном ритме, акробатические упражнения. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2. Обобще-
ние и систематизация . знаний Научиться самостоятельно принимать решения во время игры, анализиро-
вать действия партнера 8 Развитие скоростных способностей. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных
и.п. Комбинированный урок Уметь выполнять ускорение, бег с максималь-
ной скоростью на дистанции 30м 9 Развитие скоростно-силовых способностей. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без. Игровые упражнения с набивным мячом. Обобще-
ние и систем. знаний Адекватно и точно выполнять задания на технику бега и тактику передвижения 20
Челночный бег 4 х 9 6А класс Приложение 2
21
Приложение 3
Челночный бег 4 х 9 6Б класс
22
Приложение 4
Прыжки в длину с места 6А класс
23
Приложение 5
Прыжки в длину с места 6Б класс
24
Приложение 6
Перечень упражнений
1.Различные упражнения с набивными мячами: броски с участием мышц живота.спины, рук, ног; с поворотом туловища в стороны; со сгибанием и разгибаниемтуловища.
Подъем прямых ног из положения виса.
Подъем ног и касание ими пола за головой из положения лежа на спине.
Лечь лицом вниз. Подъем туловища вверх (пригибание).
Лечь на спину, левую ногу согнуть в колене, правую выпрямить. Смена положения ног- «велосипед».
Упор присев. Выбросить ноги до положения упора лежа, прыжком вернутся в упор сидя.
Встать на колени, руки вытянуть вперед. Одновременно, с наклоном влево, сесть на пол вправо. Вернуться в исходное положение. Так же в левую сторону.
Сидя на полу, выполнять скрестные движения ногами.
Броски набивных мячей, с разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах
Упражнения с гимнастическими палками.
Отталкивание руками от стены, от пола.
Ходьба на руках (с поддержкой партнера).
Исходное положение: первый партнер - ноги врозь, руки в стороны, второй -стоит сзади. Положив руки на предплечья первого, второй медленно давит вниз; первый противодействует давлению.
Исходное положение то же. Первых старается опустить руки вниз, второй препятствует этому.
Двое стоят лицом друг к другу, руки вытянуты вперед: первый отводит руки второго в стороны, второй препятствует ему.
Приседания на одной и двух ногах с быстрым вставанием.
Выпрыгивания из положения седа.
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
Перескоки с ноги на ногу.
Прыжки на двух ногах.
Подъем на носки.
25
Спрыгивание с последующим, без пауз, впрыгиванием на предмет различной высоты.
Перепрыгивание через гимнастическую скамейку с стороны на сторону, стараться выпрыгнуть как можно выше, что бы ноги перенести прямыми.
Комбинированные прыжки в стороны и вперед через различные препятствия: гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры для бега и т.д.
Стойка со скрещенными ногами, руки вперед или за головой. Садиться на пол и вставать в исходное положение.
Лежа на груди на, поднимать прямые ноги.
Лежа на груди, поднимать руки вверх. Прогнуться отделяя от пола прямые руки и ноги.
Ходьба в полуприседе с широкими выпадами.
В выпаде - прыжком менять положение ног.
Перемещаясь приставными шагами в сторону от боковой линии площадки, дотронуться до условного предмета и двигаться в обратную сторону. Ноги все время согнуты, туловище несколько наклонено вперед, плечи свободно опущены, руки согнуты в локтевых суставах.
Бег на 10-30м с максимальной скоростью: лицом вперед, боком (правым, левым) вперед, скрестным шагом, спиной вперед.
Ускорения во время бега различными способами в пределах границ площадки: от лицевой линии до линии нападения, с середины площадки до сетки, по диагонали площадки.
Бег различными способами с изменением направления (огибание стоек, набивных мячей) учащимися в колонне.
Бег с остановками и ускорениями с места по прямой и с изменением направления под углом и на обратное.
Тоже, но в пределах границ волейбольной площадки. Например, бег из-за лицевой линии к сетке, остановка, бег спиной вперед до линии нападения (под углом), остановка и бег вперед к сетке, остановка и т.д. до боковой линии. После этого, бег от линии нападения до лицевой линии правым боком вперед, обратно - левым боком, и т.д. до боковой линии.
Бег в колонне до границ площадки, последний делает ускорение, обгоняя колонну и встает во главе ее, за ним бежит следующий, и т.д.
26
По зрительному сигналу бег 10-15м из различных исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком, и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз, стойка на лопатках.
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег, отрезки 3-10м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а потом - спиной вперед и т.д. По принципу «челночного»
Перемещение приставными шагами вдоль сетки и имитация блокирования в трех зонах. Ладони - на уровне головы. Взгляд - на сторону соперников. Последний шаг - ногой в сторону которой происходит перемещение. Ширина последнего шага должна быть достаточной для погашения силы инерции, чтобы прыжок при блокировании получился строго вертикальный. Сделав последний шаг, ноги согнуть в коленях, изготовиться к прыжку. Руки выносить над сеткой без предварительного замаха.
Передвижение приставным шагом лицом вперед и спиной вперед.
Остановка шагом, остановка скачком. Все упражнения вначале выполняются медленно с применением зрительных ориентиров. Перемещения будут тогда эффективны, когда игрок научится после перемещений правильно выполнять какой-либо прием с мячом. Этому способствуют подводящие упражнения с ловлей и бросками набивных мячей во время перемещений различными способами и после них.
В парах. Один учащийся бросает мяч вперед-вверх, другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уровне головы на согнутых ногах - положение приема мяча сверху двумя руками. Разгибая ноги, плавным движением кистей возвращает мяч партнеру и возвращается на место. Расстояние вначале 1-2 м, затем увеличивается до 3-6 м. Последний шаг во время остановки надо выполнять как правой так и левой ногой. То же, но перемещение приставными шагами.
В парах. Ловля мяча в выпаде снизу двумя руками (у самого пола) с последующим броском снизу вперед-вверх.
27
План конспект открытого урока
по волейболу в 6-х классах учителя физкультуры
Титова Дмитрия Сергеевича
Тема:
Передача мяча двумя руками сверху
Цель:
Научить учащихся верхней передаче мяча
Задачи урока :
Продолжать учить постановке рук при передаче мяча сверху двумя руками
Учить согласованному движению рук и ног при передаче мяча сверху двумя руками
Развивать скоростно-силовые качества с помощью ОРУ. основных упражнений и дополнительных заданий.
Спосбствовать правильному дыханию посредством ОРУ.
Воспитание чувства коллективизма посредством игры.
Место проведения: МБОУ COШ №15
Инвентарь: волейбольные мячи, карточки с упражнениями.
28
№ п/п Содержание Дозировка Организационные и методические указания
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 10 мин 1.1.Построение, сообщение задачурока
30 сек Внимание на дисциплину, внешний вид, осанку
1.2.Ходьба с заданиями
40 сек Дистанция 1,5 м
- руки вверх, на носках Спина прямая, тянуться вверх
- руки на поясе перекатом с пятки на носок
Внимание на осанку
1.3 Бег 2 мин остановка по свистку, имитировать передачу мяча двумя руками сверху Внимание на постановку рук (не ниже
уровня головы), стойка волейболиста
средняя
приставными шагами змейкой Ступни не соединять, не подпрыгивать
Ходьба с восстановлением дыхания, разминка кистей рук 30 сек Руки вверх - вдох, вниз - выдох, вращение в кистевом суставе.
Круговая тренировка
5,5 мин Со станции на станцию переходить по свистку и сразу выполнять упражнение. Усилия учащихся должны носить взрывной характер. Выполняется до появления признаков утомления.
ИП упор на согнутые руки, стоя в 1 м от стены. Отталкивание пальцами от стены. 30 сек Внимание на заключительное движение кистей
ИП стойка волейболиста, ускорение приставными шагами от средней линии до линии нападения и обратно 30 сек Допускается скрестный шаг. Колени на сгибать касаться разноименно
ИП лежа на спине, руки за голову ноги врозь сгибание туловища с доставанием локтями коленей 30 сек Колени не сгибать касаться разноименно
ИП стойка волейболиста. Выпад вперед правой , левой ногой, возвращение в ИП 30 сек Зафиксированная опорная нога, толчок мощный и быстрый.
ИП лежа на груди, руки за голову -наклоны назад Ноги от пола не отрывать
ИП прыжки через скамейку Лицом к скамейке, внимание на технику безопасность, мах руками, приземление на носки.
1.6. Ходьба с перестроением в колонну по два. 15 сек Дистанция, интервал 2 метра. У каждого второго в руках мяч
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 25-30
мин 2.1 Закрепление техники согласованного движения рук и ног при передаче мяча двумя руками сверху. 5-8мин - рассказ, показ 30 сек Кисти рук на уровне лба образуют ковш, ладони мяча не касаются, движения согласованы
имитация без мяча
30 сек Внимание на согласованное движение рук и ног
броски мяча двумя руками из-за головы с последующей ловлей мяча у лобной части головы в стоике волейболиста. 1,5 мин Обязательно выполнение полуприседа при ловле, ладони мяча не касаются, мяч не ронять рядом, движение без мяча
предыдущее упражнение, но броски мяча в пол 1,5 мин Полное выпрямление рук в локтевых суставах, при броске следить за положением рук (не опускать руки ниже уровня
плеч)
ИП учащиеся стоят рядом на боковой линии, бросок мяча в пол, свободный от мяча игрок догоняет догоняет мяч и ловит его в верхней стойке волейболиста 2 мин Обязательная остановка перед фиксацией мяча в кистях, ловля мяча на уровне лобной части головы
серия передач двумя руками сверху стоя на месте . партнер выполняет серию прыжком с подтягиванием коленей к груди, затем смена 1 мин Серия состоит из: девочки 3 прыжка и 5 передач; мальчики: 5 прыжков и 8 передач. Акцент на правильную технику выполнения
передача над собой в движении 2 мин Дойти до партера, передать мяч, вернуться назад спиной вперед. Внимание на технику исполнения, при беге назад смотреть через левое плечо
- выполнение верхней передачи с наброса партнера
5 мин В парах, на расстоянии 3 м, из стойки волейболиста, серия из 10 передач, затем смена. Внимание на технику перемещения и выполнения передачи
2.2. Подвижные игры.
10-11
мин . - «вышибалы» 7 мин Размеры игровой площадки 9x9, бросок
мяча проводиться двумя руками из-за
головы
- «салки» приставными шагами, прыжками на одной ноге
4мин Две группы играет на своей половине
площадки
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 3-5 мин 3.1.Построение, игра на внимание - «запрещенные движения», 3 мин 3.2. Подведение итогов занятия, домашние задания 2 мин Отметить наиболее активных (пассивных). Обратить внимание на общие ошибки. Д\3 - имитация передачи мяча сверху перед зеркалом.
30