Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы. 9-й класс
Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы". 9-й класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательная
Показать влияние физической нагрузки на работу сердечнососудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.
Развивающая
Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
Воспитывающая
Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.
Тип урока. Интегрированный урок биологии и физкультуры.
Вид урока. Практическая работа.
Оборудование: секундомеры, листы самоконтроля, спортивный инвентарь.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока и его задач.
3. Инструктаж по выполнению практической работы.
4. Выполнение практической работы.
5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.
6. Проверка результатов учебной работы на уроке.
7. Формулирование выводов
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный этап урока.
Учитель физкультуры проводит построение учащихся, сдача рапорта, инструктаж по технике безопасности.
2. Сообщение темы урока и его задач
Учитель физкультуры сообщает тему урока и его задачи.
Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” и упал замертво. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста.
В чём причина этого явления? Попробуем разобраться.
Тема урока: “Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы”.
Задачи урока:
1. Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки.
2. Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.
3. Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.
3. Инструктаж по выполнению практической работы.
Учитель проводит инструктаж по выполнению практической работы.
Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечнососудистую систему.
Лист самоконтроля
Таблица 1.
ЧСС в покое
ЧСС после бега
ЧСС после круговой тренировки
ЧСС после восстановления
10 сек.
1 мин.
10 сек.
1 мин.
10 сек.
1 мин.
10 сек.
1 мин.
1.
2.
3.
среднее значение
1.
2.
3.
среднее значение
1.
2.
3.
среднее значение
1.
2.
3.
среднее значение
Таблица 2.
Условия опыта
Результаты
Вывод
Круговая тренировка
Результаты определяются по формуле: m1-m/m1100%=х
m1 - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).
m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).
Х - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.
Вывод о тренированности организма делается на основании значения х:
выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;
меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.
4. Выполнение практической работы.
Учитель определяет с учащимися величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.
Учитель физкультуры проводит полосу препятствий.
1 круг - бег без препятствий;
2 круг - “зигзаг” (обегая стойки);
3 круг - “зигзаг, барьер” (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки );
4–6 круги – “ зигзаг, барьер, кочки” (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом);
7 круг - “зигзаг, барьер” (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки );
8 круг - “зигзаг” (обегая стойки);
9 круг - бег без препятствий;
10 круг - ходьба.
Учитель определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.
Учитель физкультуры проводит круговую тренировку.
Учащиеся делятся на команды по 2 человека. На каждой станции есть кармашек с заданием, на которое даётся 1 минута. После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.
Задания по станциям:
№1 – прыжки через скакалку;
отжимание от скамейки, пола;
№3 – прыжки в длину с места;
№4 - поднимание туловища на наклонной скамейке;
№5– подтягивание на перекладине;
№6 – вис на гимнастической стенке и поднимание ног;
№8 – лазание по канату;
№9 – прыжки через скакалку;
№10 – приседания;
Учитель определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.
Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.
Учащиеся становятся в круг и играют с волейбольным мячом.
Учитель определяет с учащимися величину пульса после игры. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.
5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.
Учащиеся работают с таблицей №2, учителя могут выступать в роли консультантов.
Учитель биологии комментирует полученные результаты, используя учебные таблицы.
Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.
6. Проверка результатов учебной работы на уроке.
Учитель биологии ученики отвечают вопросы. Учитель при необходимости корректирует ответы.
Вопросы:
1. Чем определяется биение пульса?
2. Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к работе? Почему?
3. Как осуществляется питание сердечной мышцы?
4. Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?
5. Чем отличается строение тренированного человека от нетренированного?
6. Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при выполнении физической нагрузки?
7. Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?
8. Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке погибает при первом же беге?
7. Формулирование выводов
Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что “если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца”. Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.
8. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке о своём организме?
Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?
Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.
9. Подведение итогов.
Ф.И. ученика_______________________________________________
Лист самоконтроля
Таблица 1.
ЧСС в покое
ЧСС после бега
ЧСС после круговой тренировки
ЧСС после восстановления
10 сек.
1 мин.
10 сек.
1 мин.
10 сек.
1 мин.
10 сек.
1 мин.
1.
2.
3.
среднее значение
1.
2.
3.
среднее значение
1.
2.
3.
среднее значение
1.
2.
3.
среднее значение
Таблица 2.
Условия опыта
Результаты
Вывод
Круговая тренировка
Результаты определяются по формуле: m1-m/m1100%=х
m1 - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).
m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).
Х - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.
Вывод о тренированности организма делается на основании значения х:
выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;
меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.
Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.
Вопросы:
1. Чем определяется биение пульса?
2. Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к работе? Почему?
3. Как осуществляется питание сердечной мышцы?
4. Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?
5. Чем отличается строение тренированного человека от нетренированного?
6. Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при выполнении физической нагрузки?
7. Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?
8. Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке погибает при первом же беге?
15