Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения
Конспект урока по биологии 8 класс «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»
Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно- двигательной системы.
Наиболее простой способ определения состояния здоровья мы предлагаем на уроках биологии (использование тестов) для учащихся 8-ых классов, что повышает мотивацию учащихся к поддержанию на хорошем уровне состояние своего здоровья, выстроить собственную деятельность, направленную на профилактику заболеваний опорно- двигательного аппарата. Это позволяет актуализировать необходимость проведения физкультурных пауз на каждом уроке, так как физиологическое обоснование значения физических упражнений позволяет исправить некоторые ошибочные представления учащихся об осанке. Такая форма работы на уроке и во внеурочное время занимает минимум времени на организацию детей; но в тоже время, удовлетворяется потребность учащихся в знаниях по вопросам здоровья путем эмоционального насыщения и является одним из способов контроля за успешностью занятиями физическими упражнениями и спортом.
Здоровьесберегающая технология – это технология, которая основана на:
возрастных особенностях познавательной деятельности;
обучение на оптимальном уровне трудностей;
вариативности форм и методов обучения;
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
обучении малых группах;
использовании наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;
создании эмоционально благоприятной атмосферы;
формировании положительной мотивации к учёбе (педагогика успеха);
культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья;
(В. Кучма, профессор, дир. НИИ гигиены детей и подростков РАМН г. Москва. Здоровье детей №1, 2006г.)
Рационально организованный урок, - это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, и что важно, соблюдается оптимальный темп деятельности, не создаётся ситуация временного цейтнота.
Здоровьесберегающая технология – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. (Журнал образование в современной школе №2, 2005 г.)
Здоровьесберегающий урок предполагает динамическую организацию урока, включающий физкультурные паузы; количество видов деятельности и их чередование; наличие и место методов, способствующих активизации; обстановка и гигиенические условия в классе; поза учащегося во время урока психологический климат на уроке; наличие мотивации деятельности учащихся на уроке; наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления и т. д.
Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий; 20% - составляет биологические (наследственные) факторы; 10% - приходится на здравоохранение; 50-55% - составляет образ жизни.
Тема: Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
Цель: ознакомить учащихся ролью физических упражнений в формировании системы опоры и движения.
Задачи:
Исследовать состояние опорно-двигательной системы по тестам:
- «определение гибкости позвоночника»
- «выявление нарушения осанки»
- «определение наличия плоскостопия»
Выявить возможные причины нарушения осанки:
Показать на конкретных примерах положительное влияние физических упражнений на формирование правильной осанки.
Знать:
- особенность строения и функционирования аппарата опоры и движения
- что такое «осанка»
- типы осанки
Уметь: проводить простейшие исследования на собственном организме (с использованием тестов); делать выводы о значении физических упражнений для формирования ОДС.
Классный кабинет оформлен плакатами:
«Ничто так сильно не разрушает организм, как человеческое безделье» (Аристотель)
«Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье» (Гиппократ)
«Хорошо прожитый день дает хороший сон» (Леонардо да Винчи)
«Несомненное условие счастья, есть труд: во- первых, любимый и свободный труд, во- вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон.» ( Л. Н.Толстой)
Ход урока.
I. Урок начинается с актуализации знаний о строении и функции ОДА
( использование компьютерной программы по данной теме- 5 минут)
II. Изучение новой темы. Выявление роли физических упражнений для формирования опорно- двигательной системы:
- подумайте и тезисно запишите, что вы знаете о значении физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
- какие системы органов участвуют в этом процессе?
Совместное заполнение с учащимися схемы:
Нервная система Питание обмена веществ
Движение
(ОДС)
Дыхание
Вестибулярный аппарат
Кровообращение
- почему тренированные мышцы утолщаются?! (Предполагаемый ответ)
(к работающей мышце перераспределяется кровь кровь приносит питательные вещества и О2 мышца утолщается, становится работоспособной утолщаются и укрепляются кости)
На каждой парте лежат листы со справочной информацией. Учащимся дается возможность ознакомиться с содержанием небольшого текста:
Справочная информация№1.
Осанка, поза – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.
Осанка – не наследуемый признак.
- в основном формируется от 5 до 18 лет
- поддерживается статическим напряжением мышц
- зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.
Справочная информация№2
Позвоночник образует 4 изгиба; 2 изгиба (шейный и поясничный) направлены выпуклостью вперед – лордозы; 2 изгиба (грудной и крестцовый) направлены выпуклостью назад – кифозы;
Плоскостопие – понижение свода стопы
Гиподинамия – понижение двигательной активности.
III.Обсуждение вопросов и подготовка к практической работе:
- Наблюдая за походкой, позами учащихся, можно ли сделать вывод какая у них осанка? (правильная, неправильная)
- Какую осанку считать правильной?
- Как осанка влияет на работу всех органов?
Ответы на эти вопросы мы можем найти, проведя простейшие исследования на собственном организме. Вам предлагаются выполнить тесты с помощью которых, возможно, вы найдете ответы на эти вопросы Исследование состояния ОДС по тестам (см. Приложение 1.).Учащиеся работают в парах; записывают ответы в тетрадях(10 минут)
Приложение 1.
Тест 1 « Определение гибкости позвоночника»
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
Порядок работы:
Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы)
Обработка результатов:
Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние со знаком « +» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достигал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника)
Тест 2 « Выявление нарушения осанки»
Порядок работы:
Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2. Попробуйте между поясницей и спиной просунуть кулак.
3. Если это возможно, просунуть туда ладонь.
Обработка результатов:
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанка следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
Тест 3 « Определение наличия плоскостопия»
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подготовка к работе: Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Приготовленные таким образом отпечатки принести в школу.
Порядок работы:
Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги а сантиметрах.
Измерьте ширину отпечатка ноги в ее средней части.
Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразить в %.
Оценка результатов. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, стопа нормальная, плоскостопия нет.
IV. В результате выполненных тестов, обсуждаются выводы по вопросам:
-Почему гиподинамию называют болезнью?
- Чем опасен двигательный голод?
- Как добиться хорошей осанки?
- Как предупредить искривление позвоночника?
- Какие упражнения необходимо делать при плоскостопии? При сколиозе?
V. Учащиеся, используя справочную информацию, самостоятельно формулируют выводы (см. Приложение 2). Учащихся подводят к возможным или предполагаемым ответам:
-согласны ли вы с такими выводами;
- что еще можете предложить для укрепления ОДС и для профилактики заболеваний;
Приложение 2. Учимся сидеть правильно.
Чтобы не возникала опасность искривления позвоночника, учащимся, сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонив вперед.
Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см., предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парту.
Следует носить обувь удобную с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.
Необходимо следить за правильностью походки.
Выводы дополняются предложениями учащихся и их комментариями.
(радость общения, интерес к изучаемому материалу) Возможный вариант конкретных предложений: во время уроков необходимо проводить физкультурные паузы в течение 1-3 минут, непосредственно за партой или рядом с ней
(учащиеся дают физиологическое обоснование). Комплекс включает 3-4 упражнения, не требующих сложной координации движений, и положению тела во время учебного занятия:
- выпрямление ног и туловища
- разведение плеч
- поднимание и вращение головы
- сжимание и разжимание ступней.
15