Статья Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий для формирования биологических знаний школьников.
Автор: Н.В. Казакова МАОУ «Гимназия № 41» г. Новоуральск,
Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий для формирования биологических знаний школьников.
Современная система преподавания уже невозможна без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Так, например, использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные с точки зрения учебных целей и задач характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
При этом важно помнить, что разработанные учителем уроки должны умело сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
При применении ИКТ в учебной деятельности автором были разработаны уроки с применением информационных технологий по таким разделам биологии, как «Анатомия и физиология человека», «Общая биология» в 9-11 классах. С помощью специальной компьютерной тестовой оболочки «Magister 3», разработанной специалистами УГТУ-УПИ, Екатеринбург, были созданы тесты для первичного контроля усвоенности нового материала после объяснения учителя, а также для текущего и итогового контроля знаний большого числа обучаемых. К настоящему времени в кабинете биологии собрана мультимедийная библиотека, где представлены диски с авторскими разработками уроков по биологии с применением ИКТ, диски с индивидуальными работами учащихся, их исследовательскими проектами и работами в области биологии и экологии, диски с готовыми электронными учебными программами, тестами, учебниками, книгами и энциклопедиями.
Стоит отметить, что в применении ИКТ немаловажную роль играет правильное расположение в кабинете мультимедийной техники: компьютера, проектора, экрана, документ-камеры и др. Это позволяет учителю без лишних затрат времени управлять ею, а значит более эффективно проводить уроки. Также важно, чтобы расположение компьютерной техники не наносило вред здоровью учащихся и не мешало изучать предмет в традиционной форме.
Формы использования ИКТ в работе с учащимися на уроках биологии:
- мотивационный момент перед изучением темы с постановкой проблемного вопроса. Это может быть демонстрация опыта или влажных препаратов и других натуральных объектов через документ-камеру, показ фотографий ученых, биологических предметов и явлений, чайнвордов и кроссвордов через проектор.
- демонстрация биологических явлений и процессов с помощью интерактивных моделей. Например, таких, как процесс пищеварения у человека, опыление и оплодотворение цветка, развитие зародыша и др.
- проведение лабораторных работ с показом фотографий микропрепаратов (строение клеток крови, половых клеток и др.) Это решает проблему того, что микропрепаратов в школе мало, а возможности их приобретения ограничены. К тому же микроскопы не всегда дают большое увеличение, а также четкое и яркое изображение.
- иллюстрирование содержания учебного материала с помощью компьютерных презентаций. При этом презентации должны быть небольшими и посвящены преимущественно тем разделам урока, которые хуже всего усваиваются в традиционной форме учащимися или содержат объемный материал. Презентации можно применять при отработке отдельного навыка, а также на уроках обобщающего повторения.
- создание проектов в форме презентаций самими учащимися с последующей защитой своей темы. Это позволяет ребятам освоить объемный материал, на который по учебной программе отводится всего 2-3 урока. 7-9 классами проекты по темам «Многообразие птиц», «Многообразие млекопитающих» создаются мини-группами по 3-4 человека. Учащимся старших классов, предлагаются групповые (10 класс «Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле»; 11 класс «Развитие жизни на Земле») и индивидуальные проекты (10 класс «Моя генетическая родословная»).
- контроль уровня знаний школьников с помощью созданных автором компьютерных тестовых заданий в тестовой оболочке «Magister 3» . Особенности компьютерного тестирования делают его особенно привлекательным для первичного контроля усвоения нового материала учащимися сразу после его объяснения учителем, а также для текущего (в течение 5 мин.) и итогового контроля знаний (10-15 мин.) большого числа обучаемых. Из положительных моментов использования компьютерных тестов, созданных с помощью специальной тестовой оболочки «Magister 3» или любой другой распространенных в Интернете бесплатно, на уроках биологии и во внеурочной деятельности можно отметить следующие:
тестирование в компьютерной форме исключает возможность ошибки преподавателя при проверке тестовых заданий.
сводит к нулю время, необходимое на проверку ответов учителем и ожидания оценки учащимися.
устраняет необходимость раздачи и сбора тестового материала на бумажных носителях.
повышает заинтересованность учащихся в лучшей подготовке домашнего задания, т.к. каждый ученик при тестировании получает свой набор вопросов (их определенное количество компьютер сам выбирает по нужной теме из базы данных).
данная форма проверки нравится учащимся своей новизной
компьютерное тестирование является полностью автоматизированным процессом, в котором акт принятия решения преподавателем после подготовки тестового материала вовсе отсутствует.
Ранее автор уже описывал методику использования на уроках биологии компьютерных тестов, созданных с помощью оболочки «Magister 3» |1|.
Естественно, что применять все формы на одном уроке одновременно не желательно, это приводит к быстрому утомлению учащихся и большой нагрузке на органы зрения.
Формы использования ИКТ на занятиях дополнительного образования:
- организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Данная работа очень нравится ребятам. Она проводится в кабинете информатики, чтобы каждый учащийся мог индивидуально работать за своим компьютером.
- создание исследовательских работ школьниками в форме проектов по биологии и экологии. - использование готовых электронных продуктов и созданные автором мультимедийных презентаций, а также ресурсов сети Интернет при подготовке учащихся к единому государственному экзамену по биологии.
Возможности информационных технологий автором применяются также во взаимодействии в соавторстве с коллегами гимназии для проведения интегрированных уроков и занятий. Например, биология + химия, биология + физкультура, биология + физика и др., что позволяет сформировать у ребят единую картину мира. Показать, что нет отдельных знаний по предметам и только совокупность знаний и умений по всем учебным предметам поможет адаптироваться им в дальнейшем во взрослой жизни.
Таким образом, ИКТ в преподавании биологии позволяют не только наполнить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, организованных соответствующим образом знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности ребят, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.Опыт работы показал, что у тех школьников, для обучения которых активно использовались компьютерные технологии, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений.
Литература
1. Казакова Н.В. Создание и применение компьютерных тестов на уроках биологии / Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы III региональной научн.-практ.конф., 14-15 мая 2009г.: в 2 ч. Ч.II /М-во общ. И проф. Образования Свердл. Обл., ГОУ ДПО «ИН-т развития регион. Образования Свердл. обл.» - Екатеринбург: ГОУ ДПО ИРРО, 2009. – С. 45-48.
2. Казакова Н.В. Эффективное использование ИКТ в преподавании биологии /Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы VI-ой Региональной научно-практической конференции. Ч.I. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2010 – С. 92-94
Всероссийские научные «Зворыкинские чтения»
III Всероссийская межвузовская научная конференция
«Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России»
«Регионы России 2011»
04.02.2011. Муром
Regiony2011@mivlgu.ru.