Урок по физической культуре, раздел баскетбол, тема Общая физическая подготовка девушек-старшеклассниц
Технологическая карта урока
Тема урока Общая физическая подготовка девушек-старшеклассниц
Раздел Баскетбол
Класс 10 класс
Цели урока: Развитие индивидуальных качеств.
Образовательные Формировать устойчивый интерес к занятиям физическим упражнениями.
Раскрыть возможности ученика в динамике его индивидуального развития.
Совершенствовать элементы работы с баскетбольным мячом.
Развивающие Развивать скоростно-силовые качества с помощью общеразвивающих основных упражнений и дополнительных заданий.
Развивать умение контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
Развивать способность к поддержанию комфортного психологического климата на уроке.
Воспитательные Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, культуры межличностных взаимоотношений.
Воспитывать потребность и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления здоровья.
Воспитывать готовность к самостоятельному систематическому самообучению и саморазвитию.
Тип урока комбинированный
Форма урока индивидуальная, групповая, фронтальная, одновременно-поточная, круговым методом
Оборудование гимнастические скамейки, индивидуальные карточки, стойки с плакатами, баскетбольные мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, небольшие гантели, маты, стул, гимнастический коврик, секундомер, ноутбук.
Учитель: Осипова Альбина Николаевна МБОУ СОШ №2 ЗАТО г. Радужный
Технологическая карта урока
Этап урока, цель этапа Используемые методы, приемы, формы Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Мотивационно-ориентированный блок
До урока вместе с дежурными установить места, где будут установлены стойки с плакатами с обозначением станции и описанием упражнений и разложен инвентарь.
1. Самоопределение к деятельности (Выявление настроения учащихся, создание рабочей обстановки) фронтальная форма Построение учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Обратить внимание на форму, настроение, самочувствие девушек
Сообщение задач урока.
Организованный вход в зал.
Приветствие учителя.
Подсчёт ЧСС. Личностные:
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок
Познавательные:
владеть знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастными особенностями
Коммуникативные:
взаимодействие с учителем во время начала урока
Регулятивные:
осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма
2.
Этап актуализация
(Актуализация знаний о баскетболе, ОФП) индивидуальная форма Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний по ОФП и баскетболе
Актуализация имеющегося опыта деятельности учащихся. Анализ имеющихся знаний о баскетболе, ОФП
Подготовка организма к предстоящей деятельности Личностные:
оценивание сформированного опыта деятельности
Познавательные:
анализ предыдущих результатов деятельности
Коммуникативные: психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока.
Регулятивные:
формирование интереса к деятельности
3.
Этап проблематизации
(Создание проблемной ситуации) Фронтальная, индивидуальная формы Научиться работать индивидуально над своими отстающими физическими качествами.
Совершенствовать перемещения и передачи в баскетболе. Решают частные, предметные задачи.
Обсуждают трудности, которые встретили учащиеся при выполнении поставленных задач. Личностные:
мотивация учебной деятельности
Познавательные:
решение задачи известным способом в новой ситуации
Коммуникативные:
восприятие устной информации
4.
Этап целеполагания
(Формулируют тему урока как учебную проблему) Объяснительно-иллюстративный метод Формировать стойкий познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями
организовать самопроверку учащимися своих решений Создание ситуации для самоопределения учащихся и принятия ими цели урока.
Личностные:
выполнение действий по инструкции учителя
Познавательные:
фиксация проблемы
Коммуникативные:
обсудить ход предстоящей разминки
Регулятивные:
сознательное выполнение определённых упражнений
II. Организационно-деятельностный блок 5.
Этап моделирования
(Планирование учебного занятия,
Последователь-
ность выполнения заданий) Объяснительно-иллюстративный метод, групповая форма Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей (планов деятельности).
Подбор упражнений к выполнению заданий на станциях. Последовательность построения выполнения упражнений.
Организует и контролирует работу на станциях. Участвует в обсуждении способа выполнения задания, времени и варианта смены мест занятий.
Участвуют в работе группы, организуют продвижение по станциям Личностные:
проявление интереса и активности
Познавательные:
фиксация индивидуальных карточек и плакатах в графических моделях
Коммуникативные:
восприятие пути достижения цели
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную цель и задачу через систему промежуточных действий
6.
Этап реализации нового способа действия через решение частных задач
(Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия) Индивидуальная форма Оценивает выполнение заданий в каждой группе, исправляет ошибки. Формирование прочных навыков работы с баскетбольным мячом Осуществляют самостоятельную работу по выполнению задания на станции. Личностные:
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
Познавательные:
осуществляют работу по выполнению отдельных операций
Коммуникативные:
учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные:
осуществляют самоконтроль
7.
Этап применение общего способа действия для решения частных задач
(Формирование индивидуального способа деятельности) Объяснительно-иллюстративный метод Организует, практическую самостоятельную работу, коррекционную работу
Совершенствование навыков передачи и ловли мяча в подвижных играх.
Деятельность учителя по активизации учащихся на уроке физической культуры. Осмысление действия, обобщение и коррекция выполненных заданий. Личностные:
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
Познавательные:
применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки
Коммуникативные:
строят рассуждения, понятные для собеседника.
Регулятивные:
самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
8.
Этап презентации
(Формирование общего способа деятельности) Индивидуальная форма Организует подведение итогов работы на уроках, подводит учащихся к выводам и обобщениям. Формирование индивидуального способа деятельности
Презентация проделанной самостоятельной практической работы на уроке. Личностные:
самооценка учениками собственной деятельности, ее результата
Познавательные:
анализируют, контролируют и оценивают результат
Коммуникативные:
построение оценочных высказываний
Регулятивные:
оценивание полученного результата, своих усилий по их достижению
III. Рефлексивно-оценочный блок
9.
Рефлексия деятельности (соотнесение результатов деятельности и сформулированной цели урока) Объяснительно-иллюстративный метод, групповая форма Задает вопросы по теоретической части урока.
Предлагает определить уровень своих достижений.
Организует оценку полученного результата
Формирует четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп
Мотивация на успех. Отмечает наиболее активных девушек. Хвалит за работу на уроке и благодарит
Измерение ЧСС Отвечают на поставленные вопросы.
Проводят самооценку работы на уроке, оценку собственных усилий.
Дискуссия учитель - учащиеся.
Учащиеся подводят итоги, высказывают свое мнение. Личностные:
самооценка учениками собственной деятельности, ее результата
Познавательны:
анализируют, контролируют и оценивают результат
Коммуникативные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе
Регулятивные:
оценивание полученного результата, своих усилий по их достижению
Конспект урока
Содержание материала урока и его этапы Частная задача урока Дозировка Организационно-методические рекомендации
Деятельность учителя Деятельность учащихся Подготовительная часть 14 мин
До урока вместе с дежурными установить места, где будут установлены стойки с плакатами с обозначением станции и описанием упражнений и разложен инвентарь.
1. Приветствие при входе в спортзал. Построение в одну шеренгу.
Сообщение задач урока.
Подсчёт ЧСС. Выполнение команд учителя Проверка готовности к уроку.
Психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока.
Измерение ЧСС 1мин Обратить внимание на форму, настроение, самочувствие. Проверка готовности.
2. Ходьба, переход на бег.
Бег по периметру зала по заданию - чередование бега лицом вперёд с выполнением упражнений по команде учителя. Выполнение команд учителя.
Быть внимательным. Подготовка организма к предстоящей деятельности.
1мин.
Темп спокойный, постепенно несколько увеличить.
Быть внимательным.
3. Выполнение упражнений в движении: перемещение приставными шагами руками и ногами правым и левым боком в упоре лёжа, прыжки через линию на 2 ногах влево - вправо, по линиям площадки. Выполнение команд учителя по линиям зала «змейкой».
Подготовка к основной части урока. 2мин. Ступни не перекрещивать.
Ноги держать вместе.
4. Игры в движении с ловлей мяча. Выполнение команд учителя Предельное внимание.
Совершенствовать перемещения и передачи в баскетболе. 1мин. Точная работа с мячом. Соблюдать интервал.
5. Ходьба. Восстановление дыхания. Подсчёт ЧСС.
Получение индивидуальных заданий по карточкам. Выполнение команд учителя
Ознакомление. Измерение ЧСС 1мин. Постепенно замедляя скорость.
При необходимости объяснить
6. Работа по карточкам Индивидуальная работа над отстающими качествами. Готовность к самостоятельному систематическому самообучению и саморазвитию. 8мин. Помощь при необходимости. Упражнения выполняются на все группы мышц.
Основная часть 20 мин
1. Игра «По номерам» Рассчитаться по номерам. Совершенствовать перемещения и передачи в баскетболе. 2мин Выполнять передачи точно следующему номеру. Последний номер делает передачу первому. После передачи обязательно перемещаться, на месте не стоять. Видеть партнёра! Затем выполнять передачи 2 мячами. Мяч у 1 и 4 номера. И т. д.
2. Расстановка инвентаря и стоек.
Объяснение очередности прохождения станций.
Организовать двигательную деятельность учащихся. Выполнение заданий учителя.
Занять исходные позиции. Раскрыть возможности ученика в динамике его индивидуального развития.
2 мин. Инструктаж проведён до урока. Форма организации одновременно-поточная, круговым методом. Смена выполнения упражнений выполняется по сигналу учителя по часовой стрелке.
С т а н ц и и к р у г о в о й т р е н и р о в к и
1) И.П.- упор на согнутые руки, стоя в 1м от стенки. Отталкивания от стенки.
Учитель наблюдает за ходом перемещения по станциям, по мере надобности корректирует действия учащихся Выполнение задания на станции Развитие силы рук 30сек. Переходя на эту станцию, учащиеся должны самостоятельно размять кисти. Обратить внимание на заключительное движение кистями.
Отдых во время перехода 30сек. После каждой станции.
2) И.П. – упор присев, руки на скамейке.
Толчком ног, принять положение – упор лёжа Выполнение задания на станции Развитие скоростно-силовых качеств. 30сек. Обратить внимание на выпрямление ног.
3) И.П. – стоя со скакалкой.
Прыжки любым способом. Выполнение задания на станции Развитие выносливости. 30сек. Обратить внимание на частоту выполнения упражнения.
4) И.П. – упор лёжа, руки на скамейке.
Отжимание. Выполнение задания на станции Развитие силы рук. 30сек. Туловище держать прямо, не прогибать
5) И.П. – стоя около скамейки.
Прыжки на двух ногах через скамейку Выполнение задания на станции Развитие способностей соизмерять движения по пространственным и силовым параметрам. 30сек. Предельное внимание, аккуратность.
6) И.П. – руки на полу, ноги на скамейке.
Отжимание. Выполнение задания на станции Развитие силы рук. 30сек. Туловище держать прямо, не прогибать
7) И.П. – стоя ноги врозь, гантели в руках.
Поднимание прямых рук. Выполнение задания на станции Развитие силовых качеств 30сек. Туловище не наклонять, спина прямая.
8) И.П. – сед на мате, руки в упоре сзади.
Поднимание ног в угол, руками касаться носка разноимённой ноги. Выполнение задания на станции Укрепление мышц живота (пресс) 30сек. Следить за осанкой.
9) И.П. – стоя с двумя баскетбольными мячами в 3-5м. от стены.
Поочерёдная передача двумя руками от груди в стену. Выполнение задания на станции Совершенствование передач мяча с максимальной скоростью и точностью выполнения. 30сек Контролировать мячи.
10) И.П. – упор лёжа на полу.
Перемещение на руках, ногами не помогать. Выполнение задания на станции Укрепление мышц рук. 30сек Выполнять по кругу или с продвижением вперёд
11) И.П. – стоя с набивным мячом в руках.
Приседание, руки за голову. Выполнение задания на станции Развитие двигательных способностей.
30сек Приседать ниже
12) И.П. – стоя. Наклон вперёд, достать пол, перебирая вперёд руками, прийти в упор лёжа,
перебирая руками вернуться в и.п Выполнение задания на станции Развитие силы и гибкости 30сек Ноги не сгибать
13) И.П. – вис на перекладине.
Сгибание ног. Выполнение задания на станции Укрепление мышц живота (пресс) 30сек Стараться поднять ноги согнутые в коленях максимально выше к груди.
14) И.П. – стойка баскетболиста в 0,5 м боком к гимнастической стенке. Выпрыгивание около гимнастической стенки с доставанием рейки Выполнение задания на станции Развитие силы ног во время прыжка. 30сек
Выпрыгнуть выше. Выпрыгивание зафиксировать.
15) И.П. – сидя лицом к стулу, руки в упоре сзади.
Поднять ноги в угол над стулом и пронести то влево, то вправо от него. Выполнение задания на станции Укрепление мышц живота (пресс). 30сек Ноги на пол не опускать.
Делать медленно.
16. Теоретические сведения для подготовки к экзаменам и олимпиадам: электронное тестирование.
Выполнение задания на ноутбуке Контроль теоретических знаний. 1 мин. Ответить на предложенные вопросы,
после ответа переходить к следующему вопросу. Запомнить свою оценку.
Заключительная часть 6 мин.
1. Уборка инвентаря.
Построение.
Упражнения для восстановления дыхания, расслабление мышечных групп. Подсчёт ЧСС
Учащиеся выполняют просьбу учителя.
Выполнение команд учителя.
Сформировать четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп
Измерение ЧСС 3 мин. Перенести спортивный инвентарь в указанное учителем место. Построение в одну шеренгу.
Выполнение движений с установкой до полного расслабления
2. Подведение итогов выполнения заданий по станциям, итогов урока. Дискуссия учитель - учащиеся.
Учащиеся подводят итоги, высказывают свое мнение. Мотивация на успех. Отметить наиболее активных девушек. Похвалить за работу на уроке и поблагодарить 2 мин. Отметить учащихся, хорошо справившихся с заданиями урока, правильно ответивших на вопросы теста.
3. Домашнее задание Формирование мотивации к здоровому образу жизни. 1 мин. Выполнять ежедневно. Комплекс упражнений со скакалкой.
4.Организованный выход из спортзала. Выход из спортзала. 0.5 мин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. – Минск: Высшая школа,1980г. – 257с.
2. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск: Высшая школа,1985г. – 142 с.
3. Дворкина Н.И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина, Ю.К. Чернышенко Кропоткин, 2000г.
4. Еркомайшвили И.В., Жукова О.Л., Серова Н.Б. Пособие практиканта по физической культуре: Учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Издательство Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2004г. – 130 с.
5. Иванова С.В. Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроках ФК [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября». – М., 2003г. – Режим доступа http://festival.1september.ru/subjects/17/ свободный.
6. Москвитина М. Круговая тренировка [Электронный ресурс] / Кладовая московского учительства. – М., 2003г. – Режим доступа http://spo.1september.ru/2003/18/1.htm свободный.
7. Шолих М. Круговая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1980г.– 354 с.
8. Романцов А.В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике. - Воронеж, 1970г. - 168 с. 9. Травин Ю.Г. Круговая тренировка в общей, всесторонней тренировке. - М.: РГАФК, 1993г. - 46 с. 10. Фомин Н.А., Филин В.П. Физиологическое обоснование некоторых методов спортивной тренировки // Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1982г. - 280 с. 11. Шолиг М. Круговая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1980г. - 354 с
\s