Статья Самообразование учителя на современном этапе модернизации образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Галкина Н. А.,
учитель русского языка
и литературы
2016 г
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
во-первых, осуществляется добровольно, т. е. по доброй воле самого человека;
во-вторых, управляется самим человеком;
в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или приобретения навыков, и сам человек это осознает.
Что приобретает человек в результате самообразования? Как он меняется?
Роль самообразования важна в познании и понимании человеком самого себя, осознании своих сильных и слабых сторон, выстраивании своей карьеры. Перечисленные аспекты имеют отношение к жизни любого
человека. Однако в профессии учителя (особенно сегодня) самообразование выполняет совершенно особые функции. Понятно, что больше знающий и умеющий человек может больше дать другому человеку, большему научить. Но у самообразования в жизни и работе учителя есть более глубокий смысл.
Во-первых, профессиональная деятельность учителя весьма специфична: учитель работает с Человеком. Сама личность учителя в этом смысле — мощный «рабочий инструмент». И чем совершеннее эта личность, чем богаче, тем полноценнее она действует на личность ребенка. Именно в педагогической профессии личностный рост, самообразование становится непременным условием достижения профессионализма, показателем которого, в частности, будут выступать успехи учеников.
Во-вторых, изменения в образовании за последние два десятилетия таковы, что учитель постоянно оказывается в ситуации выбора той учебной программы, того учебника, по которым он будет работать, тех педагогических технологий, методик педагогической диагностики, которыми будет пользоваться. Ситуация выбора предполагает знание и понимание палитры выбора. Так, например, чтобы выбрать приемлемую учебную программу попредмету, необходимо знать многие программы. Вряд ли возможно воспользоваться целесообразной в данных условиях педагогической технологией, если не ориентироваться в самых разнообразных технологиях. Подобное знание, ориентация во всем спектре учебных программ, педагогических технологий, методик педагогической диагностики может быть достигнута путем самообразования.
В-третьих, условия современной культуры таковы, что самообразование становится неотъемлемой чертой жизни любого человека, рассчитывающего на успех, удачу. Действительно, мир конца ХХ века менялся и продолжает меняться чрезвычайно быстро. В таких условиях жизнь сопряжена с постоянным поиском себя, своего места в мире, с готовностью решать новые, неизвестные ранее задачи. В результате человек, который боится перемен, не умеет разрешить возникающие противоречия между «есть» и «надо», адаптироваться к новым неизвестным условиям, вряд ли способен достичь успеха, а значит, и быть счастливым.
Иными словами, готовность к непрерывному самообразованию становится одной из самых важных целей современного образования. Но вряд ли учитель, для которого самообразование не является привычным, естественным атрибутом жизни, сможет формировать устойчивую потребность в самообразовании.
В-четвертых, процедура аттестации педагогических кадров в современной России такова, что готовность учителя к самообразованию и непрерывное самообразование являются одним из важнейших факторов карьерного роста.
В-пятых, хотелось бы затронуть еще и некоторые психологические аспекты значимости самообразования именно в педагогической профессии. Психологи утверждают, что некоторые особенности профессиональной деятельности могут быть причиной деструкционных изменений личности учителя.
Одной из специфических черт традиционной деятельности учителя является ее чрезмерная монологичность. Учитель для ученика — один из основных источников информации, учитель задает вопросы и оценивает ответы на них, учитель авторитетен априори, он «большая» личность, личностный эталон для ученика. Подобная позиция часто приводит к тому, что, привыкнув к доминирующей роли, учитель становится способным лишь к частичному принятию личности ребенка, частичному ее пониманию, что вряд ли способствует созданию условий для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. Но предположим, что учитель занимается самообразованием. Это означает, что он сам выступает в роли ученика по отношению к еще неизвестной ему, но привлекающей его по различным причинам информации.
Таким образом, самообразовывающемуся учителю легче встать на место своего ученика, посмотреть на то, что происходит на уроке, глазами ребенка. Иными словами, такому учителю легче понять своего ученика, увидеть его индивидуальность и сориентировать на нее свою деятельность.
Другим фактором, который может вызвать деструкционные изменения в личности учителя, является тенденция упрощенного подхода к проблемам. Действительно, такое качество необходимо школе: хороший учитель должен уметь объяснить сложный материал простым языком. Однако это может вызвать излишнюю прямолинейность и упрощенность мышления учителя. Процесс же самообразования всегда сопряжен с тем, что человек сталкивается с чем-то новым, часто опрокидывающим его прежние представления. Это стимулирует мыслительные процессы, а следовательно, самообразование как бы «нейтрализует» обозначенную тенденцию.
Негативным фактором, оказывающим влияние на личность учителя, является также то, что учитель из года в год преподает свой предмет, в результате складываются определенные стереотипы подачи материала, стереотипы мышления, уверенность в непогрешимости собственной позиции. Иными словами, учитель может постепенно утрачивать, во-первых, способность к рефлексии и, во-вторых, восприимчивость к новому, может становиться
закрытым для получения информации из других областей человеческой культуры. И здесь, вероятно, непрерывное самообразование может сыграть весьма позитивную роль: способствовать незатухающему интересу к новому, готовности воспринимать новое, видеть позитивное в чужом мнении, а также готовности кпостоянному самооцениванию, рефлексии и т. д.
Что может стать источником самообразования учителя?
Традиционно выделяют следующие источники самообразовательной деятельности: специальная научно-популярная литература, видеоматериалы, Интернет, лекции, семинары, конференции, обучающие программы, общение с представителями профессии. Кроме этого, можно утверждать, что одним из важнейших источников
самообразования учителя являются его ученики.
Чтобы понять, что значит быть готовым к самообразованию, можно задать себе или другим следующие вопросы:
– Что именно нового я хочу узнать, понять?
– По своей ли воле я начинаю познавать что-то новое?
– Четко ли я понимаю, для чего я это делаю? Что я получу в итоге?
– Умею ли я найти пути самообразования (выбор источников, форм самообразования)?
– Могу ли я организовать свою работу (выбор конкретных приемов работы, планирование времени, самоконтроль)?
– Испытываю ли я положительные эмоции в процессе работы и по достижении результата?
Определим условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно:
1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость теоретических знаний; необходимость овладения диагностикой: самодиагностикой и диагностикой учащихся; необходимость практических умений анализа педагогического опыта.
4. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
5. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Анализ деятельности современного учителя позволяет назвать три основных направления, в которых учитель может осуществлять процесс самообразования.
Направление первое (обусловленное типичными профессионально-педагогическими задачами).
Стремление к самообразованию может вызвать у учителя желание преодолеть трудности, с которыми он сталкивается в своей повседневной работе. Например, для молодых учителей часто большой проблемой становится неумение поддержать в классе дисциплину. Что делает учитель? В классе с плохой дисциплиной
работать очень трудно, поэтому возникает естественное стремление преодолеть эту проблему. И учитель обращается за помощью коллег, ходит на уроки других учителей. Но также учитель может обратиться к различным источникам информации, в которых раскрываются возможные подходы к решению такого типа задач. Это могут быть лекции, семинары и тренинги по психологии, специальные книги и многое другое. Таким образом, в рамках первого направления можно рассматривать те проблемы, решение которых (в том числе и за счет самообразования) позволит быть хорошим учителем, адаптироваться к условиям школы, особенностям педагогической деятельности.
Направление второе (обусловленное современными особенностями работы учителя).
Особенности современной ситуации в школе, специфика современного стандарта образования такова, что можно выделить ряд наиболее актуальных проблем, которые встают перед учителем. Известно, что одним из основных отличительных признаков современных российских стандартов образования является то, что в их рамках фиксируется конечный результат (требования к уровню подготовки учащихся на разных ступенях обучения), а также некоторые нормативные организационные и содержательные условия достижения этих результатов (например, максимально допустимая недельная учебная нагрузка, характеристика минимума содержательного наполнения образовательных областей). Выбор же конкретных путей выполнения стандарта становится проблемой каждой школы, а следовательно, каждого учителя: «Введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий». Во-первых, поскольку по каждому учебному предмету сегодня существует отнюдь не одна учебная программа и не один учебник, то учителю приходится постоянно быть в курсе изменений в этом направлении. Кроме того, в том случае, если у учителя складывается оригинальная концепция своей собственной учебной программы, то он имеет право ее создать и защитить право преподавания по ней.
Во-вторых, заданный результат может быть достигнут за счет самых разнообразных образовательных технологий, технологических приемов. Выбор различных образовательных технологий позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения ребенка. Следовательно, изучение образовательных технологий также становится одним из самых актуальных направлений самообразования учителя.
В-третьих, современному стандарту образования присуща так называемая функция гуманизации образования, которая заключается в следующем: «Четкое определение минимально необходимых требований к подготовке учащихся открывает реальные перспективы для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности».
Обозначенные особенности стандарта предполагают необходимость не только разработки индивидуально ориентированных учебных и внеучебных программ, поиска различных образовательных технологий, но и использования самых разнообразных методик отслеживания как текущих, так и итоговых результатов (в том числе и личностных достижений) образования ребенка.
Таким образом, актуальными становятся еще два направления самообразования современного учителя: изучение методик педагогической диагностики и контроля и аттестации достижений учащихся.
По данным группы разработчиков широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания общего образования:
– учителя не владеют технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее реализацию индивидуальных учебных программ и проектной деятельности;
– учителя не владеют технологиями, направленными на формирование социальных практик и социальных компетенций старшеклассников;
– педагоги не владеют технологиями работы с юношеским возрастом;
– учителя не готовы вести разноуровневые и интегрированные курсы;
– педагоги не готовы к организации «профессиональных проб» для старшеклассников;
– отсутствуют педагогические позиции в модели старшей школы, обеспечивающие реализацию индивидуальных программ старшеклассников;
– отсутствуют сообщества учителей, умеющих работать в проектном режиме;
– существует дефицит современных технологий оценивания и контроля учебного процесса;
– не выделены базовые компетентности, способствующие разгрузке учебного плана.
Таким образом, на ступени основного образования: освоение методов проектного обучения и исследовательской работы; широкое применение информационных технологий в учебном процессе; расширение возможностей использования разноуровневых программ, межпредметных интегрированных учебных курсов; учет опасностей и рисков для здоровья ребенка от перегрузки учебного процесса и возможности корректировки.
Направление третье (обусловленное индивидуальными особенностями каждого учителя).
Два предыдущих направления вызваны скорее насущной необходимостью, потребностью человека качественно выполнять свою работу. Однако каждый учитель — индивидуальность. А это означает, что у каждого учителя может появиться свой неповторимый интерес в рамках профессиональной деятельности, та проблема, которую решить интересно, а главное, важно для себя самого. У учителя появляется «своя тема». Результатом работы
по теме может стать, конечно же, широчайшая эрудиция в области существующих решений данной проблемы (например, учитель, заинтересовавшийся коллективными способами обучения, изучает и осваивает практически все, что существует по данному вопросу). Но можно найти и свое авторское решение проблемы. Так рождаются авторские учебные программы, образовательные технологии, неповторимые методики педагогической диагностики, оценивания и т. д.
Исследование педагогической деятельности и самостоятельное обнаружение педагогом своих профессиональных ограничений, или, как выразился П. Г. Щедровицкий, умение «дисквалифицироваться», усомниться, является одним из важных мотивов, побуждающих усваивать новые идеи. Чем выше уровень разви-
тия рефлексии учителя, тем выше его способность к изменению собственной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Рефлексивная деятельность позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход из позиции «реагирования» в позицию «самоорганизации». Он должен учиться себя учить: определять границы своего знания (незнания) и самому находить условия для преодоления собственных ограничений в педагогической деятельности, развивая свою профессиональную мобильность.
Современные тенденции развития системы образования привели к тому, что в последние годы идет интенсивный процесс обновления содержания образования, осуществляется переход от унитарного к вариативному образованию. Школы, самостоятельно разрабатывая образовательные программы, выбирают цели, стратегию своего развития и методы работы. Перед учителями встает проблема выбора педагогических концепций, технологий и методик, учебников. Для решения этой проблемы необходимо найти такие механизмы, которые помогали бы педагогам осваивать новое содержание образования, новые методы и формы учебной работы.
Школа является открытой системой, а внешняя среда служит постоянным источником обновления содержания образования. Наиболее распространенными каналами внешнего информирования учителей школы остаются методические журналы по тому или иному предмету, научно-методические пособия и сложившаяся система повышения квалификации учителей через курсы, семинары, открытые уроки. Однако время диктует необходи-
мость создания единого информационно-образовательного пространства, которое включает: создание виртуальных библиотек, информационных баз данных, виртуальных дискуссионных клубов, консультационных центров, каталогов всех образовательных курсов для разных типов учебных заведений и разных категорий
пользователей.
В настоящее время можно говорить о появлении новых форм информационного сопровождения самообразования учителя.
Прежде всего это относится к организации сетевого взаимодействия, которое направлено на профессиональный рост учителя. Сегодня уже практически осуществляется:
становление и развитие предметных виртуальных методических объединений;
проведение дистанционных обучающих олимпиад по разным предметам;
проведение различных сетевых мероприятий,
проведение с видеотрансляцией в Интернет тематических семинаров
В последние годы уже накоплен определенный опыт организации сетевой учебной работы:
– телекоммуникационных викторин, олимпиад, турниров и конференций;
– сетевых учебных проектов;
– телекоммуникационных учебных курсов, не получивших пока еще широкого распространения из-за нехватки квалифицированных педагогов и методистов.
В апреле 2000 года была создана Федерация интернет-образования (ее официальный адрес в Интернете — http://www. fio.ru), целью которой является обучение учителей и управленцев образования информационным технологиям.
Расширяется возможность виртуального посещения музеев, причем не только российских. Известен проект «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», где представлены редчайшие произведения.
Использование компьютерной связи позволяет осуществлять полноценную информационную поддержку самообразования учителей. Это происходит в первую очередь за счет предоставления обширной информации по интересующей проблеме, установления контактов с единомышленниками и организации общения и обмена опытом.
Учителя имеют возможность получать по электронной почте информацию о выставках и об олимпиадах, о новых нормативных документах и книгах. В сети проводится обмен методическими материалами, организуются дискуссии по самым разным вопросам методического плана. Создана система, помогающая учителю ориентироваться в многообразии учебников и учебных пособий.
Кроме того, использование телекоммуникационных систем открывает новые возможности для переосмысления и модификации традиционных форм учебной работы, а также для создания совершенно новых технологий.
Решение перечисленных выше задач возможно, если формирование информационных умений учителя будет являться обязательным компонентом системы повышения квалификации, переподготовки учителей, а учитель обретет понимание необходимости их использования в реальной школьной практике.
Для этого необходимо «построить» такую систему методической поддержки самообразования педагогов, которая способствовала бы освоению учителями-предметниками современных телекоммуникационных технологий. Одной из форм информационного сопровождения самообразования учителя может выступать создание информационных центров в образовательных учреждениях. Основными задачами функционирования информационного центра являются задачи организации, перераспределения и управления информационными потоками как внутри учреждения, так и за его пределами. Эффективная работа центра обеспечивается созданием системы сбора, обработки и распространения информации
Одним из способов самообразования является выполнение учителем исследования.
Рассмотрим самообразование учителя в контексте исследовательской деятельности. Общая логика исследования работающего педагога может быть представлена следующей схемой:
– определение цели исследования, выделение исследуемой проблемы;
– рассмотрение условий, необходимых для достижения цели;
– принятие решения о выборе пути деятельности;
– реализация поставленных исследовательских задач;
– самоанализ и оценка собственных успехов и неудач в достижении цели и решении исследовательской проблемы, а также формулирование выводов о направлении деятельности в рамках следующих исследований.
Факторы, связывающие между собой отдельные элементы этого процесса, — это, прежде всего, осознание цели и значимости выбранной исследовательской проблемы, видение путей ее решения, воля к реализации принятых решений и самоконтроль, осуществляемый с долей самокритики.
Современное образовательное учреждение предоставляет широкие возможности для выбора учителем формы проведения собственного исследования. В этом ряду могут быть названы: работа над индивидуальной методической темой, участие в опытно-экспериментальной работе разного уровня (индивидуального, локального, регионального, федерального), выполнение диссертационного исследования.
Следует отметить, что перечисленные формы исследования являются одновременно и формами повышения профессиональной квалификации педагогов, они могут осуществляться как индивидуально и коллективно, так и массово в рамках одного образовательного учреждения.
Выбор проблемы для исследования в процессе работы над методической темой целесообразно сопровождать заполнением каждым педагогом «Визитной карточки методической темы» ,что позволит ему на начальном этапе уяснить общую логику работы.
В процессе заполнения визитной карточки учителю могут быть предложены следующие рекомендации:
1. Проблема, решаемая в процессе работы над методической темой, должна быть действительно решена за конкретное время
2. Для решения проблемы желательно разрабатывать что-то конкретное, например, учебную программу или программу факультатива; какой-либо механизм (управленческий, образовательный или воспитательный); какую-либо систему (например, систему разноуровневых домашних заданий, систему диагностики) и т. д.В современных условиях субъектом образовательных инноваций является школа, а не отдельный, пусть даже самый талантливый учитель. Поэтому средством решения задачи профессионального и личностного роста учителя являются различные организационные формы педагогических сообществ. Однако важны не сами по себе формы, а тот смысл и то содержание деятельности, которые этими формами удерживаются. Это особенно
существенно для взаимодействия специалистов, действующих из разных содержательных позиций.
Со сменой педагогической парадигмы — от позиции «знай свой предмет и излагай его ясно» к «знай свой предмет и умей его средствами создать условия для развития своих учеников» (В. А. Болотов) — изменилась и парадигма педагогического образования. Сегодня она выглядит следующим образом:
ориентация на личность учителя, развитие творческого потенциала;
фундаментализация педагогического образования как условие профессиональной гибкости, мобильности специалиста, его способности к самообразованию и профессиональному саморазвитию;
системно-целостный подход к личности учителя и процессу его становления и развития;
координация различных этапов профессиональной подготовки учителя — от допрофессиональной подготовки до переподготовки и повышения квалификации.
«Наблюдения показывают, что подготовка учителя к инновационной деятельности эффективна, если она реализуется в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи:
формирование инновационной готовности к восприятию новых учебных технологий и обучение умениям действовать по-новому.
Именно таким образом преодолеваются рамки педагогических традиций. Вместе с тем очевидно, что традиции и инновации неразрывно связаны в творческом педагогическом процессе и в определенном смысле противопоставлены в своем единстве. Это внутреннее противоречие педагогической реальности обеспечивается постоянным педагогическим поиском учителя, благодаря которому и становится возможным творческий учебно-воспитательный процесс» (В. А. Бордовский).
В системе послевузовского образования сложились как индивидуальные, так и групповые формы подготовки педагогов. Рассмотрим формы, реализуемые на базе образовательного учреждения.
1. Наиболее типичными для сегодняшней школы стали педагогические семинары. Цель таких семинаров
заключается в том, чтобы научная идея, которая обусловливает поиск решения актуальной для школы проблемы, была «присвоена» учителями.
2. Следующий вид педагогического семинара — это «круглый стол», конференция и т. д., т. е. семинар, в котором активное участие принимает большее число педагогов.
3. Широко распространенной формой проведения семинара является мастерская, или мастер-класс.
4. Широко распространены малые педагогические советы.
Эта форма служит для регулярного и совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам. Это помогает каждому участнику определиться в своей точке зрения относительно создавшейся педагогической ситуации, заявить и обсудить ее с коллегами. В ходе малого педагогического совета оформляются общие решения, которым затем на уровне общей договоренности все должны следовать. Только при этом условии педагоги могут, действуя каждый в пределах своей компетентности, являться носителями и субъектами общего мнения и совместной деятельности. Это особенно важно при обеспечении поддержки индивидуального развития учащихся.
5. В ситуациях, требующих быстрого, адекватного и совместного педагогического реагирования используются психолого-педагогические консилиумы (ППК). Наиболее типичны случаи, когда:
– учитель обращается к коллегам с просьбой совместно найти средства индивидуального подхода к данному ученику или классу;
– родители или администрация выдвигают требования, невыполнимые по отношению к данному ученику или классу;
– не удается построить сотрудничество с семьей или более широким социальным окружением ребенка.
- важной формой проведения исследования может стать организация работы временных творческих групп — мобильных объединений педагогов школы. Группы создаются на ограниченный временной период для решения конкретной педагогической проблемы
Важно, чтобы работа по организации самообразования в контексте деятельности на базе ОУ действительно создавала условия для самообразования, повышения квалификации и социального статуса педагогов, помогала им достигать профессионального успеха.