Проблемы модернизации музыкального образования на современном этапе

Проблемы модернизации
музыкального образования на современном этапе.



Основной целью правительственной стратегии модернизации образования является достижение нового качества образования - качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. Позволю себе цитату, которая четко определяет основное направление развития реформы образования: «в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны».1
Необходимость изменений в образовании вытекает из того, что изменения общественной жизни предъявляют новые требования к личности, такие как:
- ответственность и инициативность;
- сформированность ценностей и основных социально-значимых компетенций;
- адаптивность к динамично меняющимся условиям.
В настоящее время вектор развития образования должен быть изменен следующим образом:
- от трансляции готовых обобщенных знаний - к личностным ценностям;
- от проверки памяти - к способности мыслить;
- от авторитарного стиля преподавания – к сотрудничеству между участниками
образовательного процесса.
Таким образом, главной целью общего образования должно стать формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Не столь важно, какую профессиональную карьеру выберет себе будущий гражданин общества, гораздо важнее, чтобы каждый выпускник школы был психически и физически здоровым, культурным и реализовавшим себя человеком.
Поэтому одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является принцип культуросообразности, призванный обеспечить формирование духовного мира человека: «В период смены образовательной парадигмы существенно возрастает роль искусства как уникального явления человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира».2Только искусство может помочь человеку научиться видеть и чувствовать вечно присутствующую в мире истину, гармонию и красоту. Искусство всегда было полем борьбы разных представлений о том, что прекрасно, что безобразно. И его функция в том и состоит, чтобы ввести человека в это проблемное поле и помочь построить личный критерий не на базе случайных представлений среды его общения, а на более богатом, сложном фундаменте познания человеческой культуры, на сознательном выборе того, что для него близко и подлинно.
В связи с модернизацией образования на предметы искусства возлагается следующая задача: «более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». 2
Эти требования нашли свое отражение и в проекте Государственного стандарта по образовательной области «Музыка».4 Реализация указанных задач достигается в результате освоения следующего содержания образования:
формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте
духовно-нравственных и эстетических идеалов;
формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей
изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей
овладение средствами художественной выразительности музыки.3
Формирование духовно-нравственного потенциала личности должно происходить через освоение следующего содержания:
- образ России, ее исторические судьбы в творчестве русских композиторов;
- отражение общечеловеческих проблем в церковной и светской культуре;
- музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения
к человеку, природе, родному краю;
- песня как память народа, хранительница обычаев, обрядов, традиций;
- традиции музыкальной классики в современном искусстве;
- влияние народной, духовной и эстрадно-джазовой музыки на профессиональное
музыкальное творчество;
- мода и вкус в музыкальном искусстве.
Формирование культурно-исторической компетентности должно происходить через освоение следующего содержания:
- художественные направления, стили, жанры русской и зарубежной музыки;
народное музыкальное творчество в сопоставлении с народным искусством
других стран;
музыкальные особенности русской музыки.
Формирование художественно-практической компетентности должно происходить через освоение следующих творческих задач:
восприятие и эмоционально-образная оценка музыкального произведения;
узнавание и вокализация главных тем изученных произведений;
исполнение и разыгрывание народных песен;
театрализация народных и современных песен;
инструментальное музицирование, в том числе на электронных инструментах;
подбор ритмического и простейшего гармонического аккомпанемента к
знакомым мелодиям;
- сценическая импровизация под музыку;
реализация совместных творческих идей в проектной деятельности – фестивалях,
праздниках, конкурсах.
Но возникает правомерный вопрос: можем ли мы сегодня реализовать предложенный Министерством образования Государственный стандарт по образовательной области «Музыка», имея ряд следующих нерешенных проблем в нашей предметной области.
1.Невостребованность и второстепенная роль предметов искусства в школе.
В современных школах России по традиции все «нормальные» педагогические коллективы школ и их руководители (за исключением некоторых удивительных личностей) считают эту зону для развития детей желательно-необязательной и дополнительной. Мучительно сознавать, что для большинства коллег учитель музыки остается лишь массовиком-затейником, готовым по первому зову и без особого труда организовать и деревенские посиделки, и музыкально-литературную гостиную, и смотр художественной самодеятельности. Но для школы предметы области «Искусства» и еще, пожалуй, литература – это единственные учебные предметы, целиком построенные на «очеловечивании» чувств учеников: вспомним концепцию Д.Б. Кабалевского: «Музыка – это культура души». И если мы говорим о духовном развитии личности в условиях модернизации школы, то и приоритеты в этой области должны быть другими.
2.Выполнение Государственного стандарта.
Выполнение проекта Государственного стандарта, содержание которого дополнено и изменено, представляется весьма проблематичным в рамках одного часа в неделю. Введение некоторых разделов в педагогическую практику учителей происходит пока с большим трудом, а именно таких как:
духовная музыка и синтез храмового искусства;
особенности современного музыкального искусства;
стилистические особенности разных художественных направлений;
выдающиеся исполнители.
Не всегда являются реализованными и некоторые виды музыкально-творческой деятельности учащихся, заявленные в государственном стандарте, такие как: вокализация основных тем классических произведений; пластическое интонирование; сценическая импровизация.
3.Полипрограммность музыкального образования.
Поле разнообразных программ по музыке в школе сегодня столь широко, что программный плюрализм стал подобен бессистемности в осознании задач предмета. В результате многие учителя создают так называемые «авторские» программы – «винегреты» из всех программ, объединенных внутри себя лишь случайными вкусовыми пристрастиями авторов. Такой путь большей частью носит дилетантский характер, и в данном случае не выстраивается целостная линия развития музыкальной культуры с 1 по 8 класс, так как нереально одному педагогу соревноваться с большим коллективом авторов. Кроме того, в результате полипрограммности учитель музыки должен превратиться в идеале в «универсального» учителя, одновременно владеющего несколькими программами, так как в «Эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования» каждой образовательной системе обучения соответствует своя программа по музыке, а в школах, как правило, в разных классах одновременно ведется обучение по 2-3 образовательным системам:

Образовательная система обучения
Соответствующая программа по музыке

«Школа 2100» » и «Гармония»
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
«Музыка»

«Школа XXI века»
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.
«Музыкальное искусство»

Система Л.В. Занкова
Ригина Г.С. «Музыка»

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.
«Музыкальное искусство»


4. Нарушение непрерывности системы художественного образования.
Непрерывная система образования предполагает преемственность образовательных концепций в цепочке «дошкольное образовательное учреждение - школа» и «основная – профильная школа». В 2000 году нормативными программно-методическими документами была введена в 1 классе программа И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой «Искусство слышать»; соответственно программа по музыке Д.Б. Кабалевского сместилась с 1-7 класса на 2-8 класс. К, сожалению, в части школ в восьмых классах музыку заменяют другими предметами, тем самым не выполняя программу по музыке и оставляя без внимания такие важные обобщающие темы как «Наши великие современники» и «Взаимодействие легкой и серьезной музыки».
В 9 классе для достижения непрерывности образовательной области «Искусство» в Государственном стандарте общего образования предусмотрено введение интегрированного учебного предмета «Искусство», который предполагает следующее содержание:
взаимодействие и взаимопроникновение музыкального искусства, ИЗО и литературы на примере произведений русской классики;
роль музыки в кино, на телевидении, в рекламе;
поиски нового видения мира и эксперименты с цветом, формой, словом и звуком в XX веке.
Кроме того, в связи с предпрофильной подготовкой АПКиПРО разработаны программы следующих эллективных курсов, рекомендованных для проведения в 9-х классах: «Искусство и мы», «Введение в историю русского искусства», «Русская духовная музыка», «Жизненное пространство - музыка», «Музыка мира: джаз», «Медиакультура. Основы журналистики», «Мир дизайна», «Основы экранной культуры», «Основы компьютерной инструментовки»5.
5. Материально-техническое оснащение кабинета музыки.
Кафедрой методологии и методики преподавания музыки МГПУ под руководством доктора педагогических наук Э.Б. Абдуллина был разработан перечень учебного оборудования по музыке для общеобразовательных школ2, который включает в себя : различные музыкальные инструменты, музыкальный центр с СD и караоке, телевизор, видеомагнитофон, комплект шумовых инструментов, синтезатор, персональный компьютер ( для школ с углубленным изучением музыки) и т. д.; фонотеку, состоящую из 65 CD-дисков с различной музыкой; 33 видеофильма о композиторах, музыкальных инструментах, юных исполнителях; слайды, музыкальные компьютерные программы. В пояснительной записке перечня содержится четкое, конкретное обоснование того, что необходимость внесения принципиальных изменений в материально-техническое оснащение кабинета музыки вызвана глобальными процессами в совершенствовании системы образования, обновлением содержания музыкального образования, бурным ростом технических средств обучения. К сожалению, кабинеты музыки лишь в некоторых школах оснащены всем необходимым, а в большинстве школ учитель музыки довольствуется лишь старым проигрывателем, расстроенным инструментом и комплектом пластинок 20-летней давности.
В заключении хочется сказать, что без помощи администрации школ, без поддержки Департамента образования Ярославской области и методических служб области, без наших творческих, талантливых учителей проблемы в образовательной области «Музыка» останутся нерешенными.

Список литературы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.,2002
2. Образовательная область «Искусство». Методическое рекомендации по эксперименту по
совершенствованию структуры и содержания общего образования. – М.,2002.
3. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. / Учительская
газета. – 03.02 2004.- № 4.
4. Концепция художественного образования в РФ. / Искусство в школе. – 2002. – №2. – С.84
5. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство».
– М., 2003.