Сборник практических работ 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Сборник
практических работ по географии
для 7 класса
(учебно –методическое пособие для учителей географии)
г.Югорск2010г.
-2260601143000Автор: Мальцева Елена Александровна,
учитель географии
первой квалификационной категории
Практические работы по географии и методика их выполнения( 7класс): Пособие для учителей географии.
В пособии описана разработанная на основе опыта преподавания система практических работ по курсу школьной географии. Дается вариативность их выполнения.
г.Югорск2010г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………4
2. Критерии оценивания практических работ по географии…………………….5
3. Тематическое планирование практических работ……………………………...6
Практическая работа№1……………………………………………………...6
Практическая работа№3……………………………………………………...6
Практическая работа№4……………………………………………………...7
Практическая работа№6……………………………………………………...8
Практическая работа№7……………………………………………………...9
Практическая работа№9……………………………………………………...10
Практическая работа№10……………………………………………………..11
Практическая работа№12……………………………………………………..12
Практическая работа№13……………………………………………………..12
Практическая работа№14……………………………………………………..15.
Практическая работа№15……………………………………………………..16
Практическая работа№16……………………………………………………..16
Практическая работа№17……………………………………………………..17
Практическая работа№18……………………………………………………..19
Практическая работа№19……………………………………………………..20
Практическая работа№20……………………………………………………..21
Практическая работа№21……………………………………………………..22
4. Литература……………………………………………………………………….23
1.Введение
Новые подходы к обучению, а именно большое внимание к развитию познавательной самостоятельности , творческой активности школьников, привели к тому , что в школьной географии довольно широкое распространение получили школьные практикумы.
Формирование практических умений и навыков учащихся на уроках географии происходит при выполнении практических работ.
Надеюсь, что предложенные в пособии практические работы помогут учителю успешно выполнить требования программы, выбрать оптимальный вариант работы с учетом особенностей контингента класса и ученика.
Цель: углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков ( самостоятельное использование источников географической информации, карт, статистических данных наглядных пособий, географических приборов и т.д.)
Решение задач:
Овладение системой комплексных географических знаний о своей стране, мире.
Формирование географической культуры и географического мышления и связанных с ним умений:
2.1.Оценивание природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности на окружающую человека среду;
2.2. Оценка экологической ситуации в своем крае, стране, в мире и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую человека среду;
2.3.Оценка экономико –географической и социальной обстановки в крае, стране, мире, понимание тенденций ее развития и возможные пути решения возникающих проблем.
3. Вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую географическую информацию из различных источников. Это прежде всего умения читать и сопоставлять различные виды географических карт с целью выявления взаимосвязи природных, экономических и социальных процессов и явлений.
4. Развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе географическим явлениям и процессам.
Важным условием для успешного выполнения программных практических работ провожу ознакомление учащихся с целями их проведения, формой отражения результата. В связи с этим при проведении работ предлагаю использовать инструктивные карточки для учащихся. Применение инструктивных карточек позволяет целенаправленно управлять познавательной деятельностью школьников, диагностировать затруднения при их выполнении . Для повышения мотивации учащихся при выполнении работы использую:
Игровые элементы и творческие задания;
Нестандартные , оригинальные способы фиксации результата и их выбор по желанию.
Поиск нужной информации в источниках различного типа, в результате чего учащиеся учатся:
отделять основную информацию от второстепенной;
критически оценивать ее достоверность и передавать содержание адекватно поставленной цели;
переводить информацию из одной знаковой системы в другую, проводить выбор знаковых систем адекватно ситуации;
пространственному мышлению с использованием картографического материала;
умению обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства, делать выводы.
2. Критерии оценивания практических работ по географии (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Решение практических задач:
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.За проблемный вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
3.Тематическое планирование.
3387090-8191500Практическая работа №1.
Тема: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации. Описание географической карты атласа по предложенному плану.
Цель: формирование умений анализировать тематические карты атласа.
Ход работы.
Задание: по предложенному плану опишите климатическую карту атласа.
План характеристики карты.
1.Как называется карта атласа, на какой странице она расположена.
2. К какой карте по охвату территории она относится.
3. К какой карте по содержанию она относится.
4. Назовите масштаб карты, к какой группе по масштабу относится карта.
5.Что показано на карте и с помощью, каких условных знаков.
Сделайте вывод: при решении, каких задач, можно использовать данную карту .
Практическая работа №3.
Тема: Описание по климатической карте основных показателей климата умеренного климатического пояса на материке Евразия.
Цель работы: Проверить и оценить свое умение самостоятельно анализировать тематические карты, проводить сравнение климатов, выделять черты сходства и различия.
Оборудование: климатическая карта мира, климатические пояса Земли, климатическая карта Евразии.
Задание: заполните таблицу, сравнив климат климатических областей умеренного пояса материка Евразии.
Климатический пояс Климатическая область Средняя t Годовое количество
осадков Воздушные массы
января июля Умеренный пояс Вывод: перечислите причины обусловившие различия климата в умеренном поясе на материке Евразия.
Практическая работа №4.
Тема: Выделение на контурной карте особых территориально – аквальных ПК океана.
Цель работы:
1.Установить особенности природы, виды хозяйственной деятельности в океане.
2.Учиться отражать результаты работы на контурной карте (картографическими способами).
Оборудование: контурная карта, атлас, учебник (рис.).
Организация деятельности учащихся на уроке:
Задание: изобразить на контурной карте шельф Атлантического океана и виды хозяйственной
деятельности, природных поясов и особых (азональных ) аквальных комплексов .1.Определить географическое положение Атлантического океана:
А) Подписать названия материков, которые омывает Атлантический океан.
Б) Выделить экватор, северный и южный тропики ( красным цветом), северный и южный полярные круги (синим цветом).
2. Нанести географические объекты на карту и подписать их названия:
А) подписать названия морей ( Норвежское море, Саргассово море, Карибское море, Средиземное море), заливов ( Мексиканский залив), проливов (Гибралтарский пролив, Дрека пролив).
150431518542000Б) Подписать холодные и теплые течения ( два теплых и два холодных).
3.Нанести границы природных поясов и их названия:
ССП Северный субполярный ( субарктический)
СУ Северный умеренный
ССТ Северный субтропический
СТ Северный тропический
Э Экваториальный
ЮТ Южный тропический
ЮСТ Южный субтропический
ЮУ Южный умеренный
ЮСП Южный субполярный (субантарктический)
ЮП Южный полярный (антарктический)
4. В каждом поясе обозначить соленость и среднюю температуру.
5.С помощью цвета и условных знаков выделите:
А) промышленные районы улова рыбы ( учебник стр.53 рис 32.) или районы усиленного и
расширенного лова рыбы.
29997401250950027597105016500 Б) места обитания шпрот и скумбрии;
В) нефтегазоносные районы шельфа
Г) важные морские пути и их длину : г. Нью –Йорк – г.Санкт –Петербург,
г. Рио –де –Жайнеро -г.Кейптаун,
-8699528829000 г. Нью –Йорк – г.КейптаунРисунок. Районы лова рыбы.
Практическая работа№6.
Тема: Сравнительная характеристика природы Индийского и Северного Ледовитого океанов.
Цель: выявить черты сходства и различия в географическом положении океанов
Оборудование: карты атласа: Северный Ледовитый океан, Индийский океана, текст параграфа.
Последовательность выполнения работы:
Задание №1. Заполните таблицу, выявив черты сходства и различия.
Сравниваемые признаки Индийский океан Северный Ледовитый океан Черты сходства Черты различия
1.Площадь океана.
2.Максимальная глубина (название).
3.Какие материки омывает?
4.С какими океанами связаны?
5.Как расположен относительно экватора? 6.Как расположен относительно тропиков? 7.Как расположен относительно полярных кругов? 8.Как расположен относительно нулевого меридиана? 9. Какова средняя соленость океана?
10. Какова средняя температура морской воды?
Сделайте вывод: каковы особенности природы Индийского и Северного Ледовитого океанов.
Практическая работа №7.
Тема: Определение географического положения материка Африка.
Цель: 1. Выявление особенностей географического положения материка;
2. Развитие умений комплексного использования физической карты мира и Африки.
Оборудование: атлас- физическая карта мира , физическая карта Африки, климатическая карта мира.
Ход работы:
Задание: по предложенному плану дать описание географического положения материка Африка.
№ План описания географического положения материка Ответ
1. Как расположен материк Африка относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана. 2. Найдите крайние точки материка ( атлас таблица «Общие сведения о материках»), определите их географические координаты. 3. Определите протяженность материка в километрах с севера на юг и запада на восток. 4. Какие океаны и моря омывают материк.
5 В каких климатических поясах расположен материк ( карта атласа «Климатические пояса и области мира»). 6. Как материк расположен относительно других материков.
Практическая работа №9.
Тема: Оценивание климатических условий на материке Африка для жизни населения Туарегов
(1 вариант) , Йоруба (2 вариант).
Цель: 1. Научиться анализировать климатическую карту Африки, составлять описание климата по
плану.
2. Оценить климатические условия для жизни одного из африканских народов.
Последовательность выполнения работы:
Задание1 (устно) . По карте атласа «Народы и плотность населения мира», определите ареал распространения народов берберской группы: Туарегов (1вариант), Йоруба (2 вариант).
Задание 2. Опишите климатические особенности, в которых проживают народы, по предложенному плану используя карты атласа.
План описания климатических особенностей
( в которых проживают народы Африки- Туарегов (1вариант), Йоруба (2 вариант)).
№ Вопросы по описанию климатических особенностей
Народы Африки
Туареги (1 вариант) .Йоруба (2 вариант).
1. В каком климатическом поясе проживает народ
2. Какова средняя температура июля
3. Какова средняя температура января
4. Какая максимальная (+) температура была зарегистрирована в регионе, где?
5. Какая минимальная ( низкая) температура была зарегистрирована в регионе, где?
6. Какое количество осадков выпадает на территории их проживания?
7. В каких климатических условиях проживает народ?
8. Какой хозяйственной деятельностью занимаются народы? (комплексная карта Африки). Практическая работа№ 10.
Тема: Описать Африканскую страну по плану на основе источников географической информации.
Цель:
1.Учиться описывать страну по предложенному плану.
2.При описании страны учиться использовать тематические и общегеографические карты атласа..Оборудование: карты атласа: «Политическая карта мира, политическая карта Физическая карта Африки, Комплексная карта Африки» , карта Климатические пояса, Климат Африк , карта Природные зоны Африки, Народы и плотность населения мира.
Последовательность выполнения работы:
Задание: описать страну по предложенному плану используя тематические и общегеографические карты атласа.
№ План описания страны Ответ
Страна Египет Страна Алжир
1. В какой части материка расположена страна. Как называется ее столица.
(Политическая карта мира и Африки.) 2. Каковы :особенности рельефа:
А) Основные формы рельефа, высота;
Б) Полезные ископаемые страны;
(Карта атласа «Физическая карта Африки» и «Комплексная карта Африки» )3. Каковы климатические условия в стране:
А) Климатические пояса;
Б) Средние температуры июля и января;
В) Самая высокая (максимальная ) и самая низкая (минимальная ) температура в стране;
Г) Годовое количество осадков;
Вывод: каковы различия по территории и сезонам.
(Карта атласа «Климатические пояса», «Климат Африки» .) 4. Какие крупные реки и озера расположены.
(«Физическая карта Африки» .) 5. Природа страны:
А) В каких природных зонах расположена страна;
Б) Представители растительного и животного мира страны;
( «Природные зоны Африки») 6. Какие нарды населяют страну, их основные занятия.
( Карта «Народы и плотность населения мира», «Комплексная карта Африки.) Практическая работа №12.
Тема: Современное распространение коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.
Цель: Обосновать причины современного распространения коренного населения по территории материка Австралия.
Оборудование: карты атласа Австралия, учебник.
Задание: заполните таблицу и сделайте вывод.
Народы
Австралии Численность населения Место проживания
на материке Особенности природных условий проживания народов Особенности занятия населения
Особенности климата Природные зоны Внутренние воды Австралийцы –аборигены
Англоавстра-лийцыСделайте вывод: в каких природных условиях проживает коренное население материка Австралия, обоснуйте причины их распространения по территории?
Практическая работа №13.
Тема: Описать по картам и источникам географической информации островов Новая Зеландия.
Цель работы:
Учиться описывать острова по предложенному плану.
При описании островов учиться использовать тематические карты атласа и географическую информацию.
Оборудование: - Карты атласа: «Физическая карта мира» , «Климатические пояса» и «Климатическая карта мира» , «Природные зоны Австралии », «Народы и плотность населения мира»; - Дополнительная информация об островах Новая Зеландия.
Последовательность выполнения работы:
Задание: по предложенному плану дать описание островов Новая Зеландия.
№ План описания островов Новая Зеландия Ответы
1. Географическое положение островов Новая Зеландия 2. Площадь островов 3. Каковы особенности рельефа:
А) Основные формы рельефа, высота;
Б) Полезные ископаемые островов;
(Карта атласа «Физическая карта мира» , информация об островах Новая Зеландия) 4. Каковы климатические условия на островах :А) Климатические пояса;
Б) Средние температуры июля и января;
В) Годовое количество осадков;
Вывод: каковы особенности климата.
(Карта атласа «Климатические пояса» и «Климатическая карта мира») 5. Характеристика внутренних вод островов Новая Зеландия ( реки и озера их особенности).
( Информация об островах Новая Зеландия) 6. Природа на островах:
А) В каких природных зонах расположены острова;
Б) Представители растительного и животного мира островов;
( «Природные зоны Австралии », информация об островах Новая Зеландия) 7. Какие нарды населяют острова их численность?
( Карта «Народы и плотность населения мира) 8. Основные занятия населения островов.
(Информация об островах Новая Зеландия) Дополнительная информация об островах Новая Зеландия
1.Статистические данные
1.Территория • Всего • % водной поверхности 74-я в мире268 680 км²2,1%
2.Население • Оценка (2008г)
• Плотность населения 4 268 000 чел. (124-е)15,88 чел./км² . Основную часть населения островов составляют новозеландцы европейского происхождения, в основном потомки выходцев из Великобритании. По данным переписи населения 2006 года, суммарная доля населения европейского происхождения составляет приблизительно 67,6 % от общего населения страны.
3.Исследователи открыли острова 1642 году4. Коренное население островов Выходцы из Полинезии, начавшие заселение ранее безлюдных островов Новой Зеландии предположительно в XI—XIV веках, создали основу для формирования самобытного народа и уникальной культуры маори.
2. Информация об островах Новой Зеландии.
1. Географическое положение островов Новая Зеландия (англ. New Zealand, маори Aotearoa) — острова расположены в юго-западной части Тихого океана (Остров Северный и Остров Южный) и большом количестве (приблизительно 700) прилегающих более мелких островов. Одной из основных особенностей Новой Зеландии является географическая изолированность.
2. Природ:
Рельеф.
Рельеф островов Новой Зеландии представляет в основном возвышенности и горы. Более 75 % территории страны лежит на высоте более 200 м над уровнем моря. Большинство гор Северного острова не превышают высотой 1800 м., 19 пиков Южного острова выше 3000 м. Прибрежные зоны Северного острова представлены просторными долинами. На западном побережье Южного острова расположены фиорды.
2.Полезные ископаемые
Несмотря на разнообразие полезных ископаемых, промышленно разрабатываются лишь месторождения газа, нефти, золота, серебра, железистого песчаника и каменного угля. Кроме вышеперечисленного, имеются обширные запасы известняка и глин . Алюминий, титанистый железняк, сурьма, хром, медь, цинк, марганец, ртуть, вольфрам, платина, тяжёлый шпат и целый ряд других полезных ископаемых часто встречаемы, но разведанные промышленные запасы их невелики.
3.Внутренние воды.
Благодаря особым геологическим и географическим условиям в Новой Зеландии много рек и озёр. Большинство рек короткие (менее 50 км), берут начало в горах и быстро спускаются к равнинам, где замедляют своё течение. Река Уаикато — крупнейшая река страны протяжённостью 425 км. В стране также протекает 33 реки протяжённостью более 100 км и 6 рек протяжённостью от 51 до 95 км. Общая протяжённость рек и других внутренних водных путей в стране составляет 425 000 км. В Новой Зеландии 3 280 озёр с площадью водного зеркала более 0,01 км, 229 озёр имеют водное зеркало более 0,5 км² и 40 — более 10 км². Крупнейшее озеро страны — Таупо (площадь 623 км²), наиболее глубокое озеро — Хауроко (глубина — 462 метра).
4.Животный мир.
Длительная историческая изоляция и отдалённость от других континентов создала уникальный и во многом неповторимый природный мир островов Новой Зеландии, отличающийся большим количеством эндемичных растений и птиц. Ещё около 1000 лет назад, до появления на островах постоянных поселений человека, исторически полностью отсутствовали млекопитающие. Исключение составляли два вида летучих мышей и обитающие в прибрежных водах киты, морские львы и морские котики Из представителей фауны Новой Зеландии наиболее известными являются птицы киви, ставшие национальным символом страны. Среди птиц также необходимо отметить кеа (или нестор), какапо (или совиный попугай), такахе (или бескрылая султанка).
5.Растительность
2540889000Субтропический лес Новой Зеландии.
Флора Новой Зеландии насчитывает около 2000 видов растений, при этом эндемики составляют не менее 70 % от этого числа. Леса страны разделяются на два основных типа — смешанные субтропические и вечнозелёные. В лесах доминируют ногоплодники . Сохранились, хотя и резко сократились за время промышленного освоения лесов, заросли агатиса новозеландского и дакридума кипарисового. В искусственных лесах, площадь которых составляет в целом около 2 млн. гектаров, в основном выращивается Сосна лучистая , завезённая в Новую Зеландию в середине XIX века. Насаждение лучистой сосны в районе Kaingaroa Forest создали крупнейший в мире искусственно выращенный лес. Новая Зеландия имеет самое большое количество печёночных мхов в сравнении с другими странами. На территории страны насчитывается 606 их видов, 50 % из них составляют эндемики.
Широко распространены листостебельные мхи, бриофлора Новой Зеландии включает 523 вида листостебельных мхов.
Среди примерно 70 известных в природе видов незабудок (Myosotis), около 30 являются эндемиками Новой Зеландии. Из 187 видов цветковых травянистых растений природной флоры Новой Зеландии 157 - это эндемики.
3. Хозяйство.
1.Сельское хозяйство
Новая Зеландия страна с эффективной и высокоразвитой сельскохозяйственной индустрией. Продукция промышленного животноводства (особенно молочное животноводство и овцеводство), садоводство, виноделие и виноградарство, стали одними из основных статей национальной экономики.
2.Промышленное рыболовство
25402159000Промышленное рыболовство играет большую роль, как в жизни новозеландцев, так и в развитии экономики страны. Рыболовы страны ведут промышленную добычу более 130 видов рыб и других морских ресурсов. Наиболее важное значение среди них имеют новозеландский макруронус, луциан, хоплостет, кальмар, большепёрый джакас, хек, лангуст и ряд других.
3.Промышленное производство
25406858000
Получила развитие горнодобывающая промышленность, нефтеперерабатывающие предприятия, пищевая и лесная промышленность являются основой экономики страны и во многом определяют и направление развития промышленного производства.
Практическая работа№ 14
Тема: Составление описания природы , населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка Южная Америка.
Цель:
1.Учиться описывать страну по предложенному плану.
2.При описании страны учиться использовать тематические и общегеографические карты атласа..Оборудование: карты атласа: «Политическая карта мира, политическая карта Южной Америки, физическая карта, комплексная карты Южной Америки , климатические пояса мира, климат, природные зоны Южной Америки, Народы и плотность населения мира, комплексная карта Южной Америки.
Последовательность выполнения работы:
Задание: описать страну по предложенному плану используя тематические и общегеографические карты атласа.
№ План описания страны Ответ
Страна Бразилия
( 1 вариант) Страна Аргентина
( 2 вариант)
1. В какой части материка расположена страна. Как называется ее столица.
(Политическая карта мира и Южной Америки) 2. Каковы :особенности рельефа:
А) Основные формы рельефа, высота;
Б) Полезные ископаемые страны;
(Карта атласа «Физическая карта Южной Америки» и «Комплексная карта Южной Америки» )3. Каковы климатические условия в стране:
А) Климатические пояса;
Б) Средние температуры июля и января;
В) Самая высокая (максимальная ) и самая низкая (минимальная ) температура в стране;
Г) Годовое количество осадков;
Вывод: каковы различия по территории и сезонам.
(Карта атласа «Климатические пояса», «Климат Южной Америки» .) 4. Какие крупные реки и озера расположены.
(«Физическая карта Южной Америки» .)
5. Природа страны:
А) В каких природных зонах расположена страна;
Б) Представители растительного и животного мира страны;
( «Природные зоны Южной Америки») 6. Какие нарды населяют страну, их основные занятия.
( Карта «Народы и плотность населения мира», «Комплексная карта Южной Америки.) Практическая работа №15.
Тема: Сравнение природы Арктики и Антарктики, объяснение полученных результатов сравнения.
Цель: отрабатывать умения проводить сравнительную характеристику двух природных территорий.
Задание: заполните таблицу и сделайте вывод.
Оборудование: карты атласа, учебник .Последовательность выполнения работ:
Природный комплекс
(ПК) Географическое положение (ГП) Особенности климата Воды Животный мир Исполь-зование человеком
Климатический пояс,
тип климата Ср. t
(январь, июль) Ко-во осадков 1.Антарктика
2.Арктика
( Северный Ледовитый океан)
Вывод: особенности природы полярных областей, сходство и различия.
Практическая работа №16
Тема: Сравнение климата отдельных частей материка Северной Америки, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Цель: описать климатические особенности разных частей Северной Америки и выявить их влияние на хозяйственную деятельность.
Задание: заполните таблицу и сделайте вывод.
Природная территория Географическое положение Особенности климата Хозяйственная деятельность населения
Климатический пояс Климатическая область Ср.t января и июля Количество осадков В.М. Полуостров
Калифорния
Полуостров Флорида
Вывод: Как климатические условия способствуют занятию хозяйством в этих природных районах.
Практическая работа №17.
Тема: Составление описания путешествия по одной из стран континента Северная Америка с определением особенностей природы, населения, хозяйственной деятельности.
Цель работы:
1.Определить и оценить роль русских исследователей и землепроходцев в освоении полуострова Аляска.
2. Определить особенности природы, населения и занятий народов, населяющих полуостров Аляску.
3. Проверить и оценить свое умение использовать различные источники географической информации.
Оборудование: Карты атласа: «Физическая карта Северной Америки». «Климатическая карта Северной Америки», карта « Природные зоны Северной Америки», карта «Народы и плотность населения» и дополнительная информация.;Последовательность выполнения работы:
Задание: по предложенному плану дать описание освоения полуострова Аляски русскими
№ План описания
Ответы
1. Географическое положение полуострова Аляска
( какую часть материка занимает полуостров, с кем граничит, чем омывается). 2. Площадь полуострова Аляска 3. Кем и когда был открыт полуостров? Кто управлял делами русской Америки? 4. Назовите объекты открытые русскими у берегов Аляски и названные в их честь. 5. Каков основной интерес русских был на Аляске в 18 веке? 6. Особенности природы:
А) Рельеф, полезные ископаемые;
Б) Климатические особенности ;В) Природа (природные зоны и животный мир); 7. Народы, населяющие полуостров их занятия. -15875010858500Дополнительная информация Аляска.
АЛЯ́СКА (Alaska), штат США на северо-западе Северной Америки, расположен на полуострове Аляска; от основной части США отделен территорией Канады. Площадь 1519 тысяч кв.км; население около 648,8 тысяч человек (2004). Коренные жители — индейцы, алеуты и эскимосы. Большая часть населения проживает в южной и юго-восточной Аляске. Географическое положение. На востоке Аляска граничит с Канадой, от Чукотского полуострова (Россия) отделена Беринговым проливом; омывается Северным Ледовитым и Тихим океанами.
Рельеф. Северная и центральная области заняты преимущественно равнинами и плоскогорьями (высота до 1200 м). Высочайшая вершина северной Америки — Пик Мак-Кинли; около 70 действующих вулканов. Каждый год происходит около 5 тыс. землетрясений, из них 1 тыс. достигает 3,5 балла по шкале Рихтера.
Природные зоны. Большую часть территории Аляски занимают тундры и редкостойные леса, в которых обитают лоси, карибу, гризли. По долинам крупных рек (Юкон, Колвилл) имеются небольшие участки сельскохозяйственных земель.
История освоения. К середине 1730-х годов благодаря экспедициям П. Нагибина, В. Беринга, А. Мельникова, И. Федорова, М. Гвоздева были проведены первые обследования Аляски, но лишь с экспедицией А. Чирикова (1741) принято связывать открытие Аляски. С середины 1740-х годов и до конца 18 века к северным берегам Америки было совершено более 80 исследовательских и торгово-промысловых экспедиций. В 1784 году на острове Кадьяк купцом Г.И. Шелиховым было основано первое русское поселение. В 1798 году купцами Шелиховым, Мыльниковым и Голиковым была создана «соединенная американская компания», в 1799 году названная Российско-Американской компанией, в монопольное пользование которой были переданы все промыслы и ископаемые, находившиеся на северо-западном берегу Америки от 55° северной широты до Берингова пролива и на Алеутских островах, Курильских островах. Ей предоставлялось право осваивать земли, не занятые другими державами. Центром Аляски стал город Ново-Архангельск (ныне Ситка). Первым главным правителем русских поселений в Америке (1790-1818) был А. Баранов.
Основным интересом Русско-Американской компании в Аляске была заготовка мехов, но к середине 19 века компания терпела регулярные убытки. Аляска обходилась русской казне ежегодно в 200 тысяч рублей. Непрочным было и военное положение Русской Аляски. В этих условиях царское правительство решило ее продать США. По Аляскинскому договору 18 (30) марта 1867 года Русская Америка была продана американцам за 7,2 млн. долларов (менее чем за 11 млн. рублей).
В конце 19 века в близлежащем районе Канады (Клондайк), а затем и на территории Аляски были открыты крупные залежи золота, что повлекло за собой золотую лихорадку. В 1970-е годы на Аляске были разведаны крупные месторождения нефти, началась ее добыча, построен Трансаляскинский трубопровод. Добыча нефти привлекла большое число специалистов, а также вызвала интенсивное развитие инфраструктуры. В 1980-е годы прирост населения штата составил 36%.
Сельское хозяйство, несмотря на наличие значительных массивов земли, пригодной для обработки, развито слабо; насчитывается несколько сот ферм, большей частью мелких. Основные сельскохозяйственные районы — долина реки Матануски и полуостров Кенай. Значительная часть продовольствия — привозное; в основном местная продукция — свежие овощи, картофель, молоко и молочные продукты. На Аляске хорошо развиты рыболовство и рыбоконсервная промышленность. Обрабатывающая промышленность представлена главным образом рыбоконсервными, лесопильными предприятиями, действуют бумажно-целлюлозные заводы.
Внешние связи штата обслуживаются главным образом морским флотом. Аляскинское шоссе, значительная часть которого проходит по Канаде, связывает штат с основной территорией США. Через Аляску проходят авиалинии, соединяющие США со странами Востока. Внутренние перевозки осуществляются по железной дороге, идущей от тихоокеанского побережья к бассейну реки Юкон, и сети шоссейных дорог.
Практическая работа№18.
Тема: Определение климатического пояса и типов климата Евразии по климатограмме, оценивание условий для жизни и хозяйственной деятельности.
Цели:
1. Определить климатические особенности материка Евразия;
2. Научиться определять особенности климата по климатограмме;
3.Учиться оценивать условия для жизни и хозяйственной деятельности населения проживающего в этом регионе;
Оборудование: климатограммы, карта атласа «Климатическая карта Евразии», «Климатические пояса мира».
Задание: проанализируйте климаторгамму и карты атласа и заполните таблицу.
КлиматограммаСредняя t
января Средняя t
июля
Годовое количество осадков
(характеристика по сезонам) Климатический пояс Тип климата Хозяйственная
деятельность человека на этой территории.
Вариант 1
6604063500 Вариант 2
-1524063500 Вариант 3
-16510127000 Вывод: каковы особенности климата на данной территории.
Практическая работа №19.
Тема: Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании зон.
Цель работы: выявление причин , обуславливающих чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразии и Северная Америка.
Последовательность выполнения работы:
Выписать все природные зоны Евразии и Северной Америки с запада на восток по 40-й параллели (заполнить три первых столбика таблицы, выделив знаком «+», «- «, наличие или отсутствие природной зоны).
Определить черты сходства и отличия в природных компонентах природных зон и их расположении по территории материков.
Записать вывод . Задание: заполните таблицу.
Природные зоны на материках по 40-й параллели Евразия
(знак «+», «- «) Северная Америка
(знак «+», «-«) Черты сходства Черты отличия
1.Смешанные и широколиственные леса
2.
3.
4.
5.
Вывод: причины , обусловливающие разнообразие природных зон и характер их расположения, перечислить конкретные причины , влияющие на характер расположения.
Практическая работа №20. ( вариант1)
Тема: составление каталога стран материка Евразии по различным признакам.
Цель: сформировать представление о странах материка Евразии.
Оборудование: карты атласа: «Политическая карта мира, политическая карта Европы , политическая карта Азии.
Последовательность выполнения работы:
Задание: составить каталог стран, по различным признакам используя карты атласа.
1.Назвать и перечислить крупнейшие страны материка Евразии по площади.
2.Назвать и перечислить страны микрогосударства ( страна –город) в Европе ( привести пример не менее 4-х стран).
3.Назвать страны по географическому положению ( по 5 стран) и оформить работу в виде схемы.
139636566674Деление стран по географическому положению
00Деление стран по географическому положению
583565552450044030905524500
3612515-6350019361154699000
-33083549530Приморские страны
(выход к морю)
00Приморские страны
(выход к морю)
122174078105Страны острова
00Страны острова
284099049530Страны архипелаги
(группа островов)
00Страны архипелаги
(группа островов)
469836578105Страны полуострова
00Страны полуострова
53365401060450034886901060450041211513462000
1869440-190500
4698365118110Пример стран
00Пример стран
2840990137160Пример стран
00Пример стран
122174019685Пример стран
00Пример стран
-330835635Пример стран
00Пример стран
Практическая работа №20 ( вариант2)
Тема: Составление картосхемы групп стран по различным признакам.
Цель работы: отрабатывать навыки работы с контурной картой.
Задание: в контурной карте выделить цветом и подписать страны материка Евразия в соответствии предложенных групп.
№ Название групп Условное обозначение Пример стран
1. Крупнейшие страны по площади
3619524257000Красным цветом Российская Федерация
Китай
Индия
Казахстан
2. Страны малютки
( маленькие по площади) в Европе.
Синим цветом
361954699000 Андорра
Сан –Марино
Ватикан
Лихтенштейн
3 Страны острова
3619532893000Зеленым цветом Ирландия
Великобритания
Шри –Ланка
Кипр
Исландия
4 Страны архипелаги Желтым цветом
207645-1016000 Япония
Филиппины
Индонезия
Мальдивы
5 Страны полуострова
3619547117000 Оранжевым цветом Индия
Норвегия
Италия
Греция
Дания
Практическая работа№ 21
Тема: Составление по картам и другим источникам географической информации описания стран зарубежной Азии на примере Японии и Китая.
Цель:
1.Продолжить учиться описывать страну по предложенному плану.
2.При описании страны учиться использовать тематические и общегеографические карты атласа и ресурсы учебника.
Оборудование: карты атласа: «Политическая карта мира, политическая карта Евразии, физическая карта, комплексная карты Азии, климатические пояса мира, климат, природные зоны Евразии , Народы и плотность населения мира, комплексная карта Азии, текст учебника.
Последовательность выполнения работы:
Задание: описать страну по предложенному плану используя тематические и общегеографические карты атласа.
№ План описания страны Ответ
Страна Япония
( 1 вариант) Страна Китай
( 2 вариант)
1. В какой части материка расположена страна. Как называется ее столица. 2. Каковы :особенности рельефа:
А) Основные формы рельефа, высота;
Б) Полезные ископаемые страны; 3. Каковы климатические условия в стране:
А) Климатические пояса;
Б) Средние температуры июля и января;
В) Самая высокая (максимальная ) и самая низкая (минимальная ) температура в стране;
Г) Годовое количество осадков;
Вывод: каковы различия по территории и сезонам. 4. Какие крупные реки и озера расположены.
5. Природа страны:
А) В каких природных зонах расположена страна;
Б) Представители растительного и животного мира страны; 6. Какие нарды населяют страну, их основные занятия.
Литература:
1.Дюкова С.Е. Тематический контроль по географии материков и океанов. 7класс. Интеллект –Центр. Москва.2000г.
2.Крылова. О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов.(книга для учителя). Москва. «Просвещение».1997г.
3.Никитина. В.В. Поурочные разработки по географии. (в помощь школьному учителю). «Вако» Москва 2005г.
4. Румынина Н.С. Сапроненкова Н.С. Программные практические работы г.Ставрополь1999г.