Конспект урока по Основам Православной Культуры на тему Заповеди Блаженств
Конспект урока «Основы Православной культуры»
по теме «Заповеди Блаженств»
Подготовила учитель начальных классов
ГБОУ Школы №902 «Диалог»
Афанасова Анастасия Александровна
Москва 2016
Урок 20. «Заповеди блаженств».
Цели урока:
познакомить с содержанием Заповедей блаженства;
научить понимать смысл евангельских выражений «нищета духа», «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»;
формировать интерес к православной культуре и мотивацию к её изучению, основных моральных норм, создать условия для осмысления нравственных ценностей учения Христа.
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, желание совершать добрые поступки в своей жизни;
способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
развивать контрольно-оценочную деятельность и волевые качества личности на основе опознавания своих поступков и оценивания их с учетом Нагорной проповеди.
Ход урока:
Организационный этап. (СЛАЙД)
Судить других легко и просто,
Все недостатки на виду:
Тот худоват, в том мало роста,
А тот со всеми не в ладу.
И только совесть - голос Божий,
Заговорила изнутри:
«Жить по гордыне нам негоже,
Сам на себя всегда смотри».
Обидно, страшно, неприятно
Начать жить, совесть теребя.
Но легче станет, смоешь пятна,
Когда начнешь судить с себя.
Начни с себя, твержу я снова,
Начни, советую, любя.
В том всякой мудрости основа,
В них суть любви - начни с себя.
( «Начни с себя» А.Устинова)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Работа в парах. Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо поработать в парах и разгадать кроссворд, где ключевое слово, это тема нашего урока. (СЛАЙД)
Кроссворд:1. Договор между Богом и людьми. 2. Ученик Христа. 3. Самый главный праздник христиан. 4. Разговор с Богом. 5. Жена Адама. 6. Добрая весть. 7. Олицетворение зла, враг рода человеческого. 8. Имя сына Бога.
1 з
а
в
е
т
2 а
п
о
с
т
о
л
3 п
а
с
х
а
4 м
о
л
и
т
в
а
5 е
в
а
6 е
в
а
н
г
е
л
и
е
7 д
ь
я
в
о
л
8 и
и
с
у
с
-Знакомы ли мы с понятием «заповедь»? . Вспомните, пожалуйста, какое библейское событие связано с этим словом? (Господь дал Моисею 10 заповедей на горе Синай на двух каменных скрижалях). (СЛАЙД)
- Давайте вспомним, о чём говорилось в этих заповедях? (в первых 4 - как человек должен относиться к Богу, в остальных 6 - к людям).
- За выполнение какой заповеди Бог дает счастливую и долгую жизнь на земле? (Пятая заповедь: Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле.) (СЛАЙД)
- Подумайте, какое слово здесь означает счастье? (Православные христиане счастье именуют благом. А слово блаженный на старославянском языке означает счастливый.)
- Когда человек преисполнен радости, когда он очень счастлив, то испытывает чувство блаженства. Высшее счастье, т.е. высшее благо для верующего человека – это быть частью с Богом, быть причастным Богу.
- Опираясь на ключевое слово кроссворда и слово счастье, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Заповеди счастья.)
-Тема нашего урока «Заповеди блаженств». (СЛАЙД) Какова же будет цель нашего урока?( Целью нашего урока является изучение содержания Заповедей Блаженства и осмысление этих заповедей.)
III. Актуализация знаний.
- Значит, «заповеди Блаженства» - это правила счастья. А как вы думаете, ребята, что такое счастье?
- Кого можно назвать счастливым человеком?
- Бывают ли богатые несчастными, а бедные - счастливыми?
- От чего зависит ваше ощущение счастья?
- Может ли быть счастливым тот, кто плачет?
- Ответы на все эти вопросы мы должны получить сегодня на уроке.
-Рассказ учителя. (СЛАЙД)
Однажды, видя перед Собой множество людей, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на гору на берегу Галилейского озера и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей Блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною.
Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указал людям пути, которые ведут к счастью (блаженству) и вечной жизни для всех, кто будет исполнять Его наставления и заповеди. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.
- Вспомните, что вы уже знаете из того, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди? (СЛАЙД) (Не отвечай злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе. Не судите, да не судимы будете.)
-Золотое правило этики: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Нагорная проповедь Иисуса Христа начиналась с провозглашения заповедей блаженств. Эти заповеди для христиан как лестница в Царствие Небесное.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-Откройте учебник на стр.64 и прочитайте как звучит
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ Блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное.»
-Кто такие – нищие люди? (Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. )
- Как вы думаете, к такой нищете призывает Иисус Христос?
-Нет, конечно. Но почему же тогда условием блаженства, счастья, называется нищета?
-Давайте подумаем, какими душевными качествами обладают нищие? (щелчок)
-Так как у нищих ничего своего нет, они просят помощи у других, принимают пищу и одежду как дар и за все благодарят. (щелчок) Они кроткие и смиренные. А смирение противоположно(щелчок) гордости. От гордости же произошло все зло в мире. Т.е. духовная нищета – это смирение. А смирение (щелчок)- это значит жить с миром в душе.
-Но с чем же должны мы смиряться духом? Давайте опять посмотрим на нищего. В чем он смиренен? (В том, что у него ничего нет своего. Все, что он имеет – одежду, еду, деньги – он получает от людей. Не по заслугам, а из милости, как дар.)
-А как вы думаете, способности и таланты нашей души – это наша заслуга или Кто-то их дал нам в дар? -Способности и таланты не наша заслуга, они даны нам Богом. Поэтому смиренные духом – это те, кто не хвалится и не гордится своими способностями и талантами, своим достатком и благополучием. Они проявляют смирение и кротость, доброту и любовь и за все благодарят Бога.
-Какую благодарность ждет от нас Бог за свои дары? На что мы должны их употреблять? (Благодарность Богу – это проявленное милосердие к другим людям. Это когда ты все, что имеешь, употребляешь на благо ближнему.)
-Почему нищие духом, т.е. смиренные, уже на земле находятся в Царстве Божием?
-Счастье, которое состоит в добре, любви, красоте, - это и есть Царство Божие. Для того чтобы быть счастливым, нужно жить с Богом в душе.
-Что значит жить с Богом в душе?
(Это значит жить по Его заветам, служить Богу, делая добрые дела. Т.е. нищета духовная это совсем не слабость и униженность, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над своим эгоизмом. Это способность открыть Богу свое сердце, чтобы Он воцарился в нем, освящая и преображая нашу жизнь.)
-Итак, мы с вами выяснили, что выполнение первой заповеди Блаженства(щелчок) - это главное условие для вступления на путь к Небесному Царству.
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся.» Учебник стр.65
-Подумайте почему «плачущие» счастливы и блаженны. О чем они могут плакать?
-Слезы - это не обязательно слабость. Слезы часто помогают нам снять боль, и физическую и душевную. Но всякие ли слезы очищают душу? (Разумеется, это не часто встречающийся плач от обиды на кого-нибудь из-за нашего эгоизма. Это внутренний плач от понимания своих недостатков, грехов. Понимание того, что помочь преодолеть эти грехи и простить их может Господь. Это состояние душевной трезвости, не потакание себе, а способности человека критически оценить себя.) Но всякие ли слезы очищают душу? (щелчок) Оставьте те причины слез, за которые Господь обещает утешение и блаженство. (дети «убирают» ненужное. Слова исчезают при щелчке по ним. Оставляем слова «сострадание, раскаяние».
Следующая ступенька-ЗАПОВЕДЬ О КРОТОСТИ: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют (то есть получат во владение) землю.» Учебник стр.66
-Кротость – это что за качество? (щелчок) (Кротость это великая способность человека понять и простить другого.)
-(щелчок) Оставьте те качества человеческой души, которые, по-вашему, характеризуют кроткого человека. (дети «убирают» ненужное. Слова исчезают при щелчке по ним. Остаются слова «великодушие», «незлобивость», «терпение».)
Следующая, ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА– о милостивых: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» Учебник стр.66
-Как вы думаете, относятся ли эти пословицы к заповеди о милостивых? (СЛАЙД)
-Помните золотое правило этики: относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе. Что ты делаешь, то в итоге и получаешь. Если ты хорошо относишься к людям, делаешь добро, то добром и возвращается, а если желаешь зла другим, то зло к тебе и придет.
-Что сеется милосердными? Быть милосердным – это в первую очередь сострадать людям и помогать им избавиться от греха. И уметь прощать людям, делающим неправду. Милостивые будут помилованы, то есть пожнут (получат) то, что сеют.
- Случалось ли вам оказывать милость, иначе говоря, словом или делом помогать другим людям?
Следующая, ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА – о стремлении к правде: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.» Учебник стр.66
-Может ли человек быть счастливым, живя во лжи?
(щелчок)-Где ложь, там и ее вечные спутники: двоедушие, лицемерие, разделение. Говоря неправду, мы как бы разделяемся надвое, начинаем жить двумя жизнями.
-Человека, желающего жить по правде, можно сравнить с пьющим чистую воду. А человека, который живет во лжи, подобен тому, кто пьет из двух источников (щелчок) – грязного и чистого. И хотя он делает и правду, но ложь загрязняет всю воду и отравляет человека. Потому в заповеди и сказано, что блажен тот, кто алчет правды Божией и стремится к ней, как жаждущий к источнику чистой родниковой воды.
-Как вы думаете, в чем заключается правда Божия?
(щелчок)-Правда Божия – это праведная жизнь, основанная на справедливости, честности и заповедях Божиих
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ – заповедь о миротворцах: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими .»Учебник стр.66-67
(щелчок)- Какие значения имеет слово «мир»? (Первое значение – это мир как вселенная, народы, все, что окружает нас. Второе значение - спокойствие, тишина, благополучие в отношениях между людьми и в душе человека.)
(щелчок)-Сопоставьте две фразы: Я благодарю миротворца. Я благодарю Миротворца.
В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец.
-Бог Творец мира и жизни. А человеку Бог заповедал хранить созданный им мир. Мир Божий – это мир любви. Потому и миротворцы – это люди, которые следуют Божьей заповеди о любви к ближнему и распространяют мир вокруг себя. Но для того, чтобы подавать пример миролюбия окружающим, мирить враждующих, предотвращать ссоры, нужно установить мир Божий в своей душе. Сам миротворец должен поступать с людьми дружелюбно и жить в мире со всеми людьми. Те, кто служит этой цели, являют верность завету Господа и продолжают Его дело и называются сынами Божиими.
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ - заповедь о чистых сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят).» Учебник стр.67
-Откуда исходит добро и зло?
-Добро и зло исходит из человеческого сердца. Чем наполнено наше сердце, к чему оно привязано, таковы и помыслы и желания наши.
-Что такое чистое сердце? (Чистота сердца – это чистота помыслов и чувств.)
-Т.е. не только не делать зла не надо, чтобы увидеть Бога, но и помышлять злое в сердце своем.
На слайде прочитайте ЗАПОВЕДИ, о которых мы сегодня говорили и выделите те, которых в нашем учебнике нет. В этих двух заповедях говорится о верности Богу и его заветам, даже если люди будут злословить, гнать и убивать за веру.
Блаженны нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны милостивые. Блаженны чистые сердцем. Блаженны миротворцы. Блаженны изгнанные за правду. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
V. Первичная проверка понимания.
-Давайте посмотрим, что же происходит с душой человека, который старается выполнять Заповеди Блаженств. (СЛАЙД, во время беседы щелчок)
-(Беседа: учитель- ученик) Нищий духом, т.е. смиренный человек, ставит в центр своей жизни не себя, а? ( Бога или другого человека.) Такой человек лишен эгоизма, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. В душу такого человека легко проникает? ( Божественный свет). Смиренный человек чувствует легкость на душе, ему? (радостно). И если в такую светлую душу заползают грешные помыслы, то они хорошо видны. Человек чувствует? (тяжесть на душе и плачет об этих грехах). Слезы покаяния очищают душу. Человек смиренный и плачущий о своих грехах в первую очередь судит себя, требует с себя, с себя спрашивает. Он приобретает кротость. Ведь именно кроткий человек на себя перекладывает тяжелое бремя с другого, а другого прощает. Так зарождается? ( любовь к ближнему). Сердце человека становится больше и его душа начинает испытывать жажду добра – правды Божией – праведности. Душа человека, светлая и преисполненная любовью и благодатью стремится поделиться своей радостью. Сердце желает миловать. И чем больше милосердия к другим проявляет человек, тем? (больше и вместительнее становится его сердце). Человек, нищий духом, т.е. открывающий свою душу Богу, простой и искренний, кроткий, жаждущий добра, милосердный уже не только не хочет совершать недобрых поступков, он и думать о плохом не желает. Его сердце становится недоступно и греховным помыслам. Чистое сердце несет в себе Божественный свет, неся мир вокруг себя. Такой человек не может без боли и слез видеть? (зло не только в себе, но и вокруг себя). Он стремится предотвращать несправедливость, разногласия и ссоры. И вот уже душа человека, пребывая в блаженстве, не мыслит себя без Бога, она растворяется в Нем. Человек достигает истинного счастья, истинной радости в любви Божией, в пребывании с Ним. Но преодолеть все эти ступеньки счастья очень и очень трудно. Для этого нужно каждодневно, ежечасно и ежеминутно проявлять решимость к подвигу, к победе над самим собой. Иисус Христос сказал своим ученикам: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» .
- Читаем рубрику «Это интересно» Учебник стр.66. Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?
VI. Первичное закрепление.
-Расскажите о своем восприятии заповедей. Их легко исполнять? Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям?
- Работа в группах. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Вам нужно соотнести соблюдение нравственных норм Евангелия с жизнью современного школьника. (Каждая группа получает карточку) (щелчок, звучит музыка)
1. Счастлив человек, если:
он не любит ценить себя выше, чем других людей;
он богат;
он живёт в красивом доме
2. Такой человек, когда замечает свои плохие поступки,
старается исправиться, стать лучше;
не хочет в них признаваться;
продолжает их совершать
3. Правдивый человек
всегда послушен родителям;
стремиться поступать назло словам старших;
поступает, как самому хочется
4. Он
старается не лукавить;
наговаривает напраслину на товарища;
обманывает людей
5. Он любит
быть в мире со всеми;
мирить людей;
прощать обиды;
быть во вражде с людьми;
ссорить друзей;
помнить обиды
6. Он дружит с теми
кто хочет с ним дружить;
кто сильнее его;
с кем дружат все
- Давайте сравним ответы групп.
- Для чего же были даны людям Заповеди Блаженства? (Для того, чтобы быть счастливыми)
- Кого христиане называли счастливым человеком? (Негордого, кроткого, умеющего владеть собой, совестливого, живущего в мире с собой и с другими, помогающего другим)
VII. Рефлексия.
- Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока. На столе у каждого из вас лежит по 3 лепестка от цветика-счастья – красный, жёлтый, зелёный. На доске - Цветок Счастья, если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповеди Блаженства – украсьте цветок красным лепестком, если вы задумаетесь над этим вопросом - жёлтым, если этот вопрос вы отложите на будущее - зелёным. (щелчок, звучит музыка)