методический семинар Формирование УУД на уроках иностранного языка

Выступление на окружном педагогическом семинаре

Слайд 1.
Тема: «Формирование УУД на уроках иностранного языка»
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Слайд 2.
Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться. Слайд 3.
Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.
Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.
Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д.
Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме. Слайд 4.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самакоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.
В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в нашей школе при обучении иностранному языку, и с какими трудностями мы сталкиваемся в ходе работы. Слайд 5.
В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД, при выделении которых опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Слайд 6.
Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителями на уроке. Рассмотрим некоторые задания и формы работы, которые мы используем на уроках для формирования различных видов УУД. Слайд 7.
Начнем с личностных универсальных учебных действий.
Для их формирования можно использовать на уроках:
- Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.
- Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например, "Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей", направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.
- Проведение физкультминуток на ИЯ дает учащимся установку на здоровый образ жизни.Слайд 8.
Следующая группа - познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования и развития мы используем: Слайд 9.
1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:
найти изображения в справочнике;
поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;
найти информацию в словаре;
найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
подобрать к описаниям картинки;
найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.
Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.
2) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском  информации посредством  Интернет-ресурсов.
4) Составление таблиц, схем-моделей.
6) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.
7) Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).
8) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.
9) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование). Слайд 10.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения иностранному языку. Поэтому большое внимание мы  уделяем коммуникативным универсальным учебным действиям. Для их формирования мы используем: Слайд 11.
1) Проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся  предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).
2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным, например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине»  «На улице», сказок. Сдайд 12.
И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия.
Для их формирования можно использовать: Слайд 13.
1)Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».
2) Написание сочинения  и его корректировка.
3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).
4) Действия по предложенному плану (правилу).
5) Контрольные задания, в том числе тестового характера.

Отдельно стоит сказать о групповых мини-проектах, которые являются максимально-эффективной формой работы, так как формируют все виды УУД. Слайд 14. (напр. Групповой мини-проект «Создание памяток», листа-рекламы для туристов (при изучении определенных тем) и т.д.)
Памятка есть вербальная модель приема учебной деятельности.
В учебном процессе можно использовать различные виды памяток. По жесткости управления действиями ученика, можно выделить следующие виды памяток.
Памятка – алгоритм – последовательность операций строго фиксирована.

Памятка – инструкция – предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
Памятка- совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
Памятка – показ – ставит цель дать пример выполнения заданий.
Памятка – стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.
Например, можно создать с учениками такие памятки: Слайды 16-19.
«Как работать над новыми словами в классе?»; «Как работать над новыми словами дома?»; Памятка «ВСЛЕД ЗА ДИКТОРОМ»; Памятка. «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ»; Памятка. «НАПИСАТЬ ПИСЬМО – НАДО УМЕТЬ!»; Памятка. «ТВОЯ ЦЕЛЬ - НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ»
От вида памятки зависит методика работы с ней.
Выявить номенклатуру операций, которые составят содержание памятки - это еще не все. Необходимо позаботиться и о том, в какой форме «подать» это содержание.
- Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы вызвать интерес и желание у учащихся обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.
- При оформлении содержания необходимо учитывать, что любая памятка должна начинаться со своеобразной «экспозиции», назначение которой - подготовить учащихся к восприятию основной части памятки (советов, инструкций и т.п.), показать необходимость данного учебного умения, дать определенный «эмоциональный заряд».
- Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть) должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.
- Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.
Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал бы ее и с желанием следовал бы ее советами.
Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Слайд 20.
Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.
В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), ученик теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.
Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение. Слайд 21.
Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.
В своей работе мы часто используем дискуссию как практическое занятие, моделирующее различные аспекты речевой деятельности обучаемых, обеспечивающее использование имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи.
В ходе дискуссии ученики говорят подавляющую часть времени. Учитель старается лишь направлять  и моделировать  формы речевого взаимодействия.
Вместе с тем, при организации дискуссии мы столкнулись с рядом трудностей. Ученики стесняются говорить на иностранном языке, имея слабые навыки разговорной речи, недостаточный словарный запас. Иногда учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке. Часто стремление победить в споре приводит к нетерпимости к другим мнениям и взглядам, чрезмерной эмоциональности.
Для того чтобы избежать подобных проблем, нужно тщательно готовить ход дискуссии, а именно, предварительно  подбирать тексты для чтения, которые восполнят пробелы информационного плана и обеспечат набор языковых и речевых средств по обсуждаемой  теме. В своей практике, мы активно внедряем написание учащимися отзывов о прочитанной книге с последующим ее обсуждением «за круглым столом». Слайд 22.
При ведении дискуссий очень важно выработать правила.
Я придерживаюсь следующих правил:
1.   Не допускать выпадов против личности.
2.   Дать высказаться всем желающим.
3.   Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.
4.   Не повторяться, продвигать дискуссию вперед, через выдвижение новых идей, сообщение новой информации, постановку вопросов.
5. Не прерывать и не поправлять говорящего. Обсуждение речевых ошибок выносить на отдельное обсуждение.
Не менее эффективным методом, используемом мной, при развитии навыков говорения является ролевая игра. Слайд 23.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.
Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному.
Определенную трудность ролевая игра вызывает у неуверенных в себе учеников. Для их вовлечения в игру, я использую “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:
- представьте, что вы идете по льду;
- покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлый стул;
- покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.
- покажите, что вы чувствуете, когда вы видите маленького котенка, бегущего к вам;
- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего  дневника.
После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.
Например:
- Закончи диалог и разыграй его;
- Представь, что ты учитель. Расспроси своих одноклассников, используя  следующие вопросы;
- Отгадай кроссворд;
- Нарисуй картинку и составь ее описание;
- Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;
- Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;
- Придумайте загадку для своих друзей;
- Нарисуй картинку к прочитанному тексту.
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». На своих уроках я часто использую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры  является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков    и    умений.     В    ходе   игры  каждый  участник  получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.
Есть еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности – это «кукольный театр». При чтении или рассказе какого-либо диалога или текста, или даже простейшей фразы, я прошу детей, представить, что они на сцене и выступают перед зрителями.
Еще одной игрой, применяемой мной на практике, особенно в 7-8 классах, является «Один день в Москве, Берлине и т.д.). Цель данной игры - активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью. В ходе игры  играющим задаётся ситуация - экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор.
Таким образом, использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию навыков говорения, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Слайд 24.
Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Слайд 25.


























Памятка. «КАК РАБОТАТЬ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ ДОМА»
Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, для чего, когда и как оно употребляется в речи.
Не только учи слово специально, а как можно чаще стараться употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово - мертво! Живет оно только во фразе!
Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.
Работая над новым немецким словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу - так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого.


Памятка. «ВСЛЕД ЗА ДИКТОРОМ»
Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?
Посмотри на следующую схему работы. Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги».
Диктор:
Ты:

1. произносит фразу, вопрос, любую реплику

1. слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это

2. делает паузу

2. повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания

3. произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику
3. сверяешь сказанное тобой с образцом


4. делает паузу
4. повторяешь правильный вариант




Памятка. «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ»
Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.
Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.
Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.
Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи.
Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!
Памятка. «ТВОЯ ЦЕЛЬ - НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ»
Сейчас, когда ты только приступаешь к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее, узнать, что это означает - уметь общаться.
Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в ХI классе ты будешь уметь:
- беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;
- написать письмо своему зарубежному другу;
- прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.
Если же ты захочешь научиться:
- понимать содержание радиопередач на английском языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;
- понимать то, о чем поют различные ансамбли,
- читать книги немецких и американских писателей,
- свободно рассказывать о чем угодно и высказывать свое мнение об этом,
тебе придется работать дополнительно и в школе, и после окончания ее.
Выбирай! Все - в твоих руках!