Военно-профессиональная направленность уроков английского языука
В связи с особенностью сложившейся социальной ситуации возникло противоречие между имеющейся системой научных знаний и опытом практической деятельности по военно-профессиональной ориентации учащихся, подготовки их к службе в армии, с одной стороны, и потребностью общества в привлечении к военным профессиям подготовленной и патриотически устремленной молодежи, с другой. Гражданско-патриотическое воспитание, подготовка к военной профессиональной карьере в России всегда носили общественный, социальный характер. Многие известные деятели, представители культуры, искусства, науки, просвещения имели самое непосредственное отношение к военно-профессиональной деятельности и внесли весомый вклад в развитие различных сфер общественной жизни. Одной из форм привлечения молодежи к такой деятельности на протяжении 19- 20 веков были кадетские школы.
Это подтверждает, что теоретическая разработка методических основ использования ролевых игр на уроках английского языка для такой специфической категории учащихся, каковой являются учащиеся таких учебных заведений, является актуальным исследовательским направлением и остро ставит решаемые на уроке задачи.
Основными условиями развития военно-профессиональных интересов являются:
Активность и напряженность на занятиях, возможность действовать самостоятельно, решать определенные учебные задачи, на практике применять приобретаемые знания, умения и навыки;
Яркость и новизна изучаемого материала, проблемный характер его изложения, творческое решение учебных задач;
Обеспечение положительных результатов в учебной деятельности суворовцев, что вызывает у них удовлетворенность своей учебой (каждодневный высокопрофессиональный труд);
Постановка перед каждым кадетом в ходе учебы более сложных задач, требующих самостоятельности и активности на занятиях;
Внедрение элементов состязательности в практические занятия.
Основной целью военно-профессиональной направленности на уроках английского языка является воспитание у молодого поколения патриотизма, любви к Родине, готовности к выполнению конституционного долга по защите своего Отечества, формирование с этой целью необходимых военно-спортивных навыков, воспитание нравственно-здоровой личности молодого человека.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучаемых любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Специфика летной школы, которая готовит воспитанников к защите Отечества, определяет содержание учебного материала. Мы говорим о политиках и политических конфликтах, военачальниках, способных разработать подходы к преодолению международной напряженности, о военных учениях стран НАТО, об известных всему миру летчиках военных лет, о космонавтах и конструкторах летательных аппаратов, выдающихся покорителях неба наших дней.
На уроках английского языка большое внимание уделяется формированию таких умений как вести дискуссию, дебаты, споры в малой группе, добиваться решения конфликта. Воспитанники учатся сравнивать технические характеристики различных самолетов, бронетанковой техники, способы ведения боевых действий, ведение радиообмена в воздухе и на земле, при этом ребята приобретают умения ориентироваться на местности и с помощью координат вести поисково-спасательные операции.
Большой материал по данной тематике представлен в учебнике Campaign издательства Macmillan “English for the military”. Работая по нему, воспитанники осознают многообразие человеческих культур, общности между народами, мировоззрениями и образом жизни.
Миротворчество стало глобальной проблемой сегодняшнего дня. Обучаемые знакомятся с тем, как в англоязычных странах реализуется идея «политической корректности», вербальных способов ее выражения. У учеников формируется система практико-ориентированных военных знаний, ценностных ориентиров и установок, развиваются умения применять на практике полученные языковые знания.
Я, как учитель английского языка кадетской - школы использую наиболее частотные ситуации из реальной жизни военнослужащего. При обучении письменной речи я учу детей заполнению анкет при регистрации участников на конференциях по безопасности, карточек спецификации по различным видам техники и вооружений, составление рапорта о ситуации на объекте, написание личных писем. Упражнения направлены на анализ этих типов письменных работ, а также на включение материала личного характера, т. е. создание условно-самостоятельных произведений. Все это формирует у учащихся чувство патриотизма.
Ориентация на коммуникативные цели обучения, формирование коммуникативной компетенции в единстве с навыками общения и воспитание уважения традициям разных народов, насыщенность учебного процесса страноведческими и культурологическими материалами – таковы непременные характеристики уроков английского языка.
Любой урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы, позволяющие наблюдать быстропротекающие процессы (взрыв, выстрел, удар и т.д.). Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Видеофильмы связаны с военно-профессиональной направленностью обучения, что позволяет мне как учителю учителю познакомить кадетов с требованиями к моральным качествам военных специалистов, определить зависимость успешности выполнения обязанностей по ним от знания естественнонаучных закономерностей. Важно, чтобы при отработке каждой темы, каждого урока учебный материал, даваемый учителем, отвечал бы на вопрос: “Где это применяется в военном деле? Как это пригодится для будущей профессии военного?”
Перед нами, как учителями английского языка стоит главная задача – дать средство для осуществления коммуникации нашим ученикам. Как учителя средней общеобразовательной школы мы должны формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы также должны развивать навыки самообразования у наших учащихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. Мы должны создавать условия для развития сотрудничества между учащимися, умения работать в группах неоднородного состава.
15