ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Методическая проблема
учителя физической культуры
Чистяковой Ларисы Александровны
«Привлечение детей к регулярным занятиям спортом».ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Регулярные занятия физическими упражнениями - это организованный педагогический процесс, позволяющий целенаправленно развивать и совершенствовать двигательные функции. В результате повышаются физические возможности организма, формируется новый, более высокий уровень развития таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость, осваиваются новые виды движений.
Специфика регулярных занятий физическими упражнениями ребенка заключается в необходимости создания фундамента его физического здоровья. Ее содержание связано с возрастными особенностями растущего организма и обусловлено известными ограничениями физических нагрузок, их интенсивности в занятиях.
Для того чтобы правильно и умело руководить физическими упражнениями ребенка, необходимо усвоить основные положения теории тренировки, быть знакомым с богатейшим арсеналом средств, с помощью которых можно целенаправленно развивать различные стороны его двигательных возможностей, с методическими приемами использования этих средств в процессе занятий, знать главные правила организации физкультурных занятий. Только овладев необходимой суммой специальных знаний, можно рассчитывать на успех в таком серьезном и ответственном деле.
Основное правило - нагрузки должны соответствовать текущему состоянию занимающегося и изменяться в соответствии с развитием его двигательной функции. Это значит, что вы должны выбирать физические нагрузки, содержание, характер, величина и направленность которых соответствовали бы целям занятий и в то же время не были бы непосильными для нынешнего состояния организма ребенка. Режим нагрузок должен строиться в соответствии с перспективной программой физического совершенствования ребенка и особенностями его естественного развития, т. е. необходимо учитывать готовность и естественную предрасположенность ребенка к предлагаемым формам, направленности и интенсивности нагрузок.
Способность организма целенаправленно изменять свое состояние и деятельность в ответ на внешние воздействия в соответствии с их характером и силой называется адаптацией.
Адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе регулярных занятий является биологической основой тренировочного эффекта, главным механизмом, на основе которого он достигается. Замечательное свойство адаптации - точное изменение деятельности организма в соответствии с силой и характером воздействия на него извне.
Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные.
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменения ми, возникающими как ответные реакции организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды. Примером срочной адаптации может служить изменение теплопродукции, потоотделения и распределения крови в сосудах в ответ на повышение или понижение температуры воздуха. Срочная адаптация характеризуется следующими особенностями. Приспособительные изменения возникают только при непосредственном внешнем воздействии определенного характера и исчезают, как только вызвавшее их внешнее обстоятельство устраняется. Характер и интенсивность адаптивной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего воздействия. Организм отвечает только на те внешние воздействия, которые по своему характеру, силе и времени действия не превышают его физиологических возможностей. Например, при длительном воздействии очень высокой температуры может произойти перегревание организма, и в результате тепловой удар. В данном случае сила и продолжительность воздействия неблагоприятного внешнего фактора окажутся выше пределов адаптивных возможностей человеческого организма. Подобный эффект могут вызвать и неадекватные адаптивным способностям физические нагрузки, которые могут привести к травмам мышц и суставов и даже серьезным заболеваниям.
Кумулятивная адаптация характеризуется приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Примерами кумулятивной адаптации могут служить такие явления, как приспособление к высокогорью у альпинистов, закаливание, повышение работоспособности под воздействием тренировки, и другие. Кумулятивная адаптация характеризуется следующими особенностями. Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения серии внешних воздействий. Если процесс кумулятивной адаптации не подкрепляется новой серией аналогичных раздражителей в течение длительного времени, организм теряет вновь приобретенные свойства и приспосабливается к новым условиям спокойной жизни. Из этого следует важный для понимания сущности регулярных занятий вывод: сам процесс не должен прерываться на длительное время, а интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть оптимальными.
В процессе кумулятивной адаптации организм существенно повышает и уровень функциональных возможностей и оказывается в состоянии выполнить больший объем интенсивной и сложной работы, т. е. происходит переход адаптированных систем организма в качественно новое состояние. Иными словами, достигается прогрессивное повышение возможностей организма, его развитие. Вот почему после серии последовательных силовых нагрузок человек становится сильнее, а после длительных нагрузок умеренной интенсивности - выносливее.
Замечательным свойством процесса адаптации, как кумулятивной, так и срочной, является то, что в обоих случаях организм оказывается способным обеспечить максимальное соответствие приспособительных изменений специфике внешних воздействий. Существует еще одна чрезвычайно важная для понимания деталей регулярных занятий физическими упражнениями особенность процесса адаптации.
При регулярном повторении одних и тех же внешних воздействий процесс активного приспособления к ним, сопровождающийся изменением функциональных возможностей организма и, следовательно, дающий тренировочный эффект, продолжается только определенное время. Затем внешние воздействия перестают быть активными раздражителями. Организм отвечает на них строго определенной привычной реакцией, их тренирующее значение исчезает, дальнейшего интенсивного развития организма не происходит. Значит, необходимо в процессе занятий постоянно повышать физические нагрузки, постоянно предъявлять организму новые требования. Существует два пути интенсификации занятий. Первый - от занятия к занятию повышать нагрузки, второй - изменять характер нагрузок. Выбор пути изменения воздействий на организм зависит от многих факторов и при решении необходимо максимально учитывать все эти факторы. Несомненно, что однообразная, монотонная физическая нагрузка, особенно при частом ее использовании, очень быстро теряет свое тренирующее значение. Поэтому необходимо заранее предусмотреть все изменения величины, характера и направленности физических нагрузок, средств и методов тренировки как в одном или в серии занятий, так и в течение длительного времени.
Опираясь на адаптационные способности организма, можно целенаправленно подбирать те или иные формы воздействия и, регулируя их частоту, интенсивность, длительность и количество повторений, сознательно формировать новые качественные показатели двигательной функции человека, т. е. программировать и осуществлять физическое развитие ребенка в заданном направлении.
Приспособительные изменения, происходящие в организме детей в процессе регулярных занятий, проходят две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии осуществляется процесс приспособления к физическим нагрузкам конкретной направленности, интенсивности и объёма. Различные системы организма вырабатывают адекватные реакции на раздражители определенного рода. Во второй стадии адаптации наблюдается устойчивое состояние всех систем, их стабильная деятельность в освоенном режиме. Если на организм не будет оказано новых воздействий или если величина нагрузок уменьшится, начнется процесс реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к прежнему режиму функционирования.
Для того чтобы поднять тяжесть, побороть соперника, далеко бросить мяч, надо быть сильным. Для того чтобы пробежать значительное расстояние, не испытывая особой усталости, надо быть выносливым. Для того чтобы обогнать соперника на дистанции спринтерского бега или опередить его в игре, надо быть быстрым. Что же это такое - быть сильным, быстрым, выносливым, ловким, гибким? Чем определяются эти качества, как можно их развить, улучшить?
Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Силовые качества находятся в прямой зависимости от мышечной силы и умения проявить ее.
В результате воздействия на организм нагрузок силового характера в мышцах происходят адаптивные изменения, которые выражаются как в увеличении числа вовлеченных в работу активированных мышечных волокон, так и в изменении интенсивности химических реакций в мышце. Эффективность упражнений, направленных на развитие силы, во многом зависит от того, в каких режимах будут работать мышцы. (Сила тяги мышц во многом зависит от положения отдельных звеньев тела человека и всего тела по отношению к опоре. Поэтому, выбирая силовые упражнения для занятий, необходимо убедиться, что в них будут работать именно те мышцы, силу которых вы намерены развивать).
Скоростные качества, или быстрота, характеризуются способностью человека быстро совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Скоростные качества могут проявляться в виде скорости выполнения одиночного движения, в виде быстроты выполнения отдельных фаз движений, в виде определенной, высокой частоты движений, быстроты реакции и т. п. В практике чаще всего встречается комплексное проявление скоростных способностей в целостных движениях. Быстрота движений зависит, прежде всего, от скорости мышечного напряжения, обеспечивающего мышечную тягу. Скорость мышечного напряжения, в свою очередь, обусловлена подвижностью нервных процессов и биохимическими реакциями, происходящими в мышечных волокнах. На скорость мышечного сокращения значительно влияет характер силового компонента выполняемого движения. Суть ее сводится к тому, что, чем выше скорость, тем меньше проявляемая сила, и наоборот. Поэтому для развития быстроты необходимо подбирать такие снаряды, чтобы ребенок имел возможность выполнять быстрые движения. Для развития быстроты целесообразнее применять упражнения, в которых движения выполняются с большой скоростью. Поэтому и продолжительность подобного упражнения для ребенка не должна превышать 5-6 сек. Для того чтобы ребенок не расходовал попусту энергию и не концентрировал внимание на преодолении сложностей движений, упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, движения в них следует довести до автоматизма.
Основное условие развития быстроты заключается в обязательном выполнении упражнений со скоростью, близкой к максимальной. Поэтому целесообразнее упражнения на быстроту выполнять сериями повторений с паузами отдыха почти до полного восстановления. Тогда скорость движений не будет заметно снижаться от повторения к повторению. В упражнениях на быстроту важно варьировать формы скоростных движений. В первые годы лучше всего развивать у ребенка быстроту в игровых ситуациях, но, по мере того как он будет подрастать, все большее место в развитии этого качества должны занимать классические формулы - повторные нагрузки скоростного характера.
Если разные люди будут выполнять одно и то же двигательное задание, то признаки утомления появятся у них через разные промежутки времени. Такие различия обусловлены разным уровнем выносливости у этих людей. Под выносливостью понимается способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности, т. е. противостоять утомлению.
Утомлением – называется временное снижение работоспособности, вызванное активной деятельностью. Утомление проявляется как в субъективных ощущениях, так и в объективных изменениях в деятельности физиологических в биомеханических систем, а также в заметных биохимических сдвигах в организме. Мерой выносливости считается время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность движений.
Развитие выносливости предполагает последовательное выполнение непрерывных, повторных, переменных или интервальных физических нагрузок с заданной интенсивностью. Воспитание этого качества у ребенка имеет существенные особенности, связанные с незавершенностью его развития, незрелостью многих функций организма.
Для развития выносливости у ребенка лучше всего применять повторные упражнения небольшой интенсивности и разнообразного характера, при строгом контроле за степенью утомления. Полезно при этом выбирать упражнения локального воздействия. Здесь особенно подойдут движения типа «велосипед», в том числе и само катание на велосипеде. В то же время следует избегать продолжительных нагрузок на еще не окрепшие кости и суставы двигательного аппарата ребенка.
Гибкостью – называется способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть активной и пассивной. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав. (Например, амплитуда подъема прямой ноги махом вверх из положения стоя.) Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил. Показатели пассивной гибкости, как правило, выше показателей активной. Гибкость у детей развивают, используя специальные упражнения на растягивание мышц и связок. К их числу относятся всевозможные движения, выполняемые с помощью родителей и собственными силами и обеспечивающие растягивание мышц и связок в разных положениях. Большое значение для хорошей "проработки" мышечно-связочного аппарата имеет изменение направления и амплитуды движений и варьирование исходного положения. Упражнения на гибкость должны занимать значительное место в занятиях физическими упражнениями детей, так как именно в детском возрасте она развивается наиболее успешно.
Важную роль в формировании гармоничного физического развития ребенка имеет развитие ловкости.
Ловкость характеризуется способностью овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. У детей воспитание ловкости происходит в процессе обучения новым упражнениям, при развитии способностей точно воспринимать пространство и время, соизмерять свои усилия с двигательной задачей, сохранять равновесие. Полезно предлагать ребенку упражнения в движениях из необычных исходных положений, с усложненным ритмом, в неожиданных ситуациях, выполняемых необычным способом и т. д. Упражнения на ловкость быстро утомляют ребенка. Поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления, особенно значительного.
Остановимся подробнее на формах организации регулярных занятий физическими упражнениями ребенка.
Наиболее универсальной и эффективной является форма тренировочного занятия. При этом оно не всегда похоже на традиционный урок, но основные компоненты урока присутствуют при любой форме занятий. Это обязательные части занятий - подготовительная, основная и заключительная. Даже, если формой является игра, ей должна предшествовать подготовительная часть - разминка и организация игры, основная - собственно игра и заключительная - плавное снижение нагрузок.
Итак, главное место в подготовительной части занятия занимает разминка, его цель - обеспечить постепенное врабатывание организма ребенка, подготовку его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам. В период разминки необходимо особенно тщательно подготовить те мышечные группы, которые будут в наибольшей степени загружены в основной части занятия. Обычно в разминке используют различные варианты ходьбы и бега вместе с упражнения ми на гибкость и ловкость. Длительность разминки у детей может быть от 1-2 до 10-15 мин.
Основная часть занятия посвящается развитию физических качеств или обучению движениям. Наиболее сложные движения лучше разучивать в начале основной части занятия, а развивать и совершенствовать физические качества лучше в следующей последовательности: упражнения на координацию, на быстроту, на силу, на выносливость. Длительность основной части от 10-12 мин. для малышей, до 30-60 мин. для младших школьников.
В заключительной части занятия функциональная активность организма ребенка плавно снижается. Спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой - наиболее подходящие средства для достижения целей заключительной части занятия.
Остановимся подробнее на основных педагогических принципах развития и совершенствования физических способностей ребенка.
Принцип сознательности и активности. Родители должны систематически воспитывать у ребенка интерес к физическим упражнениям. Связанное с ним формирование мотиваций, а также устойчивых стремлений у ребенка к физическим упражнениям - одна из основных задач физического воспитания в семье.
В дальнейшем, придерживаясь этого принципа, родители должны воспитывать у ребенка умение анализировать движения, оценивать свои ощущения, контролировать свое состояние. Все большее место в занятиях будут занимать задания, требующие самостоятельности и творческого подхода к выполнению физических упражнений. Принцип систематичности. Родители должны обеспечить относительную непрерывность процесса физического воспитания. Она обусловлена как уже известными вам закономерностями процесса адаптации к физическим нагрузкам, так и педагогическими требованиями, связанными с необходимостью повторений упражнений для заучивания. Чтобы реализовать этот принцип, достаточно проводить 2-3 занятия в неделю, не считая зарядки и других дополнительных форм двигательной активности. Для детей младшего возраста рациональнее более часто повторять короткие занятия, проводимые в разных формах. Можно организовать даже несколько подобных занятий в день. Соблюдение этого принципа требует также определенной последовательности занятий и их взаимосвязи.
Принцип постепенности. Родители упражнения для обучения должны подбирать начиная с простых, постепенно переходя к более сложным. Этим же принципом следует руководствоваться при увеличении объемов и интенсивности нагрузок, усложнении заданий.
Принцип доступности. Он должен стать основой педагогической стратегии родителей при физическом воспитании детей. Его следует придерживаться при формировании последовательных целей и вытекающих из них конкретных задач, установок, ориентиров для ребенка. Ребенок должен постоянно убеждаться в том, что непосильное сегодня станет доступным завтра при условии выполнения данных родителями заданий. Постановка реальных, но достаточно сложных задач, решение которых требует определенных усилий, - важнейшее условие успешности физического воспитания ребенка.
Принцип наглядности. Родители должны всемерно использовать изначальную предрасположенность ребенка к чувственному восприятию окружающего мира. Опираясь на обостренную чувствительность (зрительную, слуховую, вестибулярную, кожную) ребенка, можно успешно формировать у него образы движений, их ритмический рисунок, пространственную, силовую и временную характеристики. В этом вам помогут картинки, макеты, ритмические песенки, хлопки в ладоши. При обучении движениям полезно рисовать основные позы или изображать их с помощью игрушек. Например, длинноногий Буратино очень подойдет для показа правильного маха ногой или отталкивания в беге.
Общее правило использования наглядных средств при физическом воспитании детей - они должны быть разнообразными и стимулировать у вашего малыша интерес к занятиям физическими упражнениями. Использование педагогических принципов при физическом воспитании детей в семье - обязательное условие его успешности. Оно принесет большой эффект, если будет согласовано с биологическими закономерностями развития физической активности ребенка
15