Дидактический материал по теме Наречие
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бологовская средняя общеобразовательная школа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(русский язык, 7 класс)
Яковлева Л.В.,
учитель русского языка
и литературы
п. Бологово
2016
Пояснительная записка
Дидактический материал по теме «Правописание наречий» создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и является пособием для учителя к учебнику русского языка для VII класса (авторы Ладыженская, Баранов). Однако данные материалы могут быть успешно использованы учителями, применяющими в своей деятельности учебники других авторов, так как знания по теме «Наречие» , во-первых, формируются в сравнении с другими частями речи, во-вторых, представлены в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации, в-третьих вызывают затруднения у учащихся приизучении.
Цель дидактического материала:
помощь учителю в подготовке и организации уроков русского языка;
организация дифференцированного обучения;
выработка навыка осознанного грамотного письма;
контроль за формированием навыка правописания наречий;
развитие активного словарного запаса;
формирование ключевых компетенций;
организация самостоятельной работы;
Актуальность создания материалов по теме «Правописание наречий» заключается в том, что в учебнике для формирования устойчивого, осознанного навыка правописания наречий нет достаточного количества материала, формы подачи – традиционны, содержание не всегда является развивающим.
Новизна материала заключается в подаче содержания проблемно-поисковым методом, ориентации на развитие ключевых компетенций учащихся, повышении мотивации к учебной деятельности и познавательной активности.
Материал, представленный в дидактическом пособии, дает возможность учителю ориентироваться на три уровня дифференциации учащихся: базовый (определенный образовательным стандартом по русскому языку и предполагающий в большей степени проверку и оценку орфографической зоркости), несколько продвинутый (отличается более сложным материалом, который опирается на тот же базовый уровень), углубленный (предполагает выход на уровень анализа различных лингвистических явлений, требующих глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в практической деятельности).
С первых же уроков по теме «Наречие» учащимся предлагаются таблица и памятки (приложения 1,2), которые в наглядной форме помогают систематизировать значительный по объему материал и помочь создать практический механизм грамотного письма наречий. Данные памятки и таблицы впоследствии могут быть использованы в виде информационных и консультационных пособий.
После того, как учащиеся усвоили алгоритм правильного написания наречий, предлагаются задания на формирование навыка грамотного письма (приложения 3-4) . Хочется обратить внимание на то, что все задания кроме формирования навыка преследуют также цель развития школьников и обеспечивают дифференцированный подход в обучении.
Однако язык и речь не являются оторванными, изолированными друг от друга. Языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. В целях развития речи и обогащения словарного запаса предлагаются виды работ с синонимами, антонимами, фразеологизмами, составление предложений, создание как самостоятельных текстов, так и продолжение и окончание текста (приложение 5).
С целью контроля за уровнем сформированности знаний по теме «Наречие» используются различные виды работ: тесты, диктанты, творческие работы, которые позволят выявить уровень навыка и организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов (приложение 6). Контрольные работы проводится как в период изучения материала, так и после изучения темы. Тестовые контрольные работы представлены несколькими вариантами. Это дает возможность учителю подойти к проведению контрольной работы дифференцированно, а также проверить навык работы с текстами, что является наиболее трудным, чем работа на уровне слова, словосочетания и предложения.
Особое внимание хочется обратить на задания (приложение 7), направленные на создание проблемной ситуации при изучении данной темы. Такие задания предполагают изучение орфограммы с помощью доказательства и способствуют более глубокому осмыслению и усвоению знаний.
Весь представленный дидактический материал по теме «Правописание наречий» представляет практическую ценность для учителей общеобразовательных школ и может использоваться на разных стадиях работы по данной теме: объяснение нового материала, закрепление изученного, систематизация и обобщение полученных знаний, контроль - и, что особенно важно, с разным уровнем подготовки школьников. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету.
Данные дидактические материалы – один из возможных вариантов использования дополнительных средств обучения. Они могут использоваться как в печатном варианте, так и в мультимедийном, что увеличивает охват учащихся без дополнительных вложений. Учитель, вооруженный таким пособием, будет иметь четкий ориентир в своей работе по формированию навыка правописания наречий и возможность добиться повышения качества обучения учащихся.
Приложение 1
Памятка №1
Отличаем наречия от существительных
По значению
Наречия обозначают признак предмета, признака или другого предмета
Существительные обозначают предмет
По тому, изменяется слово или нет
Наречие не изменяется
Существительное изменяется по числам и падежам
По синтаксической роли
Наречие обычно является обстоятельством
Существительное может быть любым членом предложения
Памятка №2
Простая
Памятка 3
Памятка 4
Дефис в наречиях употребляется, если
1. Есть приставка по- и суффикс –ому (-ему)
по-новому, по-прежнему
2. Есть приставка по- и суффикс –и (-ьи, -ски, -цки)
по-волчьи, по-русски, по-немецки
3. Есть приставка в- (во-) и суффикс –их, -ых
во-первых, во-вторых, в-третьих
4. Есть приставка кое- или суффиксы –то, -либо, нибудь
кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь
5. Если слова образованы путем повтора основ или корней
Еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, крепко-накрепко, видимо-невидимо
Памятка 5
Ь после шипящих пишется
Ь после шипящих не пишется
1. Существительные женского рода 3 склонения: рожь, брошь
1. Существительные м.р. 2 склонения: луч, шалаш, мяч
2. Начальная форма глагола на –чь: беречь, стеречь
2. Существительные 1 склонения мн.ч. род. падежа: задач, туч, свеч, рощ
3. 2-е лицо ед. число глаголов: стережешь, печешь
3. Краткие прилагательные: горяч, могуч
4. Повелительное наклонение глаголов: отрежь, намажь
4. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж
5. Наречия (кроме исключений): сплошь, наотмашь
Приложение 2
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Приложение 3
Систематизация, обобщение знаний о правописании наречий
1. Правописание наречий: теория, разряды наречий, степени сравнения наречий
Вариант 1.
1. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.
а) Наречие – это служебная часть речи.
б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями.
в) Наречие – это самостоятельная часть речи.
г) Наречия не изменяются.
д) Наречие объясняет предмет.
е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.
2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:
а) сплошной,
б) сплошь,
в) мелочь,
г) отрежь,
д) полночь,
е) спрячь,
ж) брошь,
з) навзничь,
и) далекий,
к) далеко,
л) удали,
м) далек.
3. Определи группу наречий меры и степени:
а) вдвоем, немного, издали;
б) очень, втрое, совсем;
в) чересчур, наверху, всегда;
г) громко, сверху, вчера;
д) сослепу, накануне, назло;
е) крайне, почти, наверху.
4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие цели:
а) оскорбили нарочно;
б) шли наугад;
в) работали дружно;
г) вернулись невзначай.
5. Определи значение наречий в каждом из предложений.
Внезапно он понял.
а) меры и степени;
б) образа действия;
в) времени;
г) причины;
Трижды он приходил к нему.
а) причины;
б) времени;
в) меры и степени;
г) образа действия.
Он относился к нему по-товарищески.
а) причины;
б) времени;
в) меры и степени;
г) образа действия.
6. Найди ошибку в определении значения наречия:
а) пошел утром (времени);
б) жил поблизости (места);
в) задел умышленно (причины);
г) совершенно не узнал (меры и степени);
д) громко запел (меры и степени).
7. Укажите группу указательных наречий:
а) туда, где-то, нигде;
б) всюду, издалека, везде;
в) там, оттуда, тогда;
г) кое-где, где-нибудь, негде.
8. В каждой строке отметь отрицательные наречия:
а) тут, где, негде, где-то;
б) там, ничуть, зачем-то, тогда;
в) зачем, когда, куда, никуда.
9. Определи предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.
а) Музыка стала громче.
б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.
в) Его голос громче, чем мой.
г) Все товары в этом магазине дороже.
д) Он продавал эту вещь дороже.
10. Выбери предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени.
а) Оно была красивее других.
б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.
г) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.
Вариант 2.
1. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.
а) Наречие – знаменательная часть речи.
б) Наречия могут сочетаться с существительными, прилагательными, глаголами.
в) Наречие – несамостоятельная часть речи.
г) Наречие – изменяемая часть речи.
д) Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? зачем? как? И др.
е) Наречие обозначает действие.
2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:
а) дрожь,
б) отрежь,
в) настежь,
г) ветошь,
д) тяжесть,
е) тяжело,
ж) тяжел,
з) тяжелый,
и) (идти) шагом,
к) шагая,
л) шагами,
м) шаги
3. Определи группу наречий образа действия:
а) горячо, смолоду, весной;
б) по-немецки, хорошо, выразительно;
в) поневоле, недаром, весело;
г) затем, быстро, красиво;
д) мелко, благородно, совершенно;
е) туда, несколько, восторженно.
4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие причины:
а) сделал нарочно;
б) знал смолоду;
в) спел громко;
г) поневоле изменился.
5. Определи значение наречий в каждом из предложений.
Молодой человек попусту деньги затратил.
а) причины;
б) образа действия;
в) цели;
г) меры и степени.
Актриса читала превосходно.
а) меры и степени
б) времени;
в) причины;
г) образа действия.
Встревоженная птица полетела прочь.
а) причины;
б) цели;
в) места;
г) образа действия.
6. Найди ошибку в определении значения наречия:
а) несколько велик (меры и степени);
б) улыбнулся холодно (образа действия);
в) повернулся вправо (цели);
г) сказал нарочно (образа действия);
д) загорелся сразу (времени).
7. Укажите группу вопросительных наречий:
а) кое-где, где-либо, куда;
б) почему, тогда, туда;
в) где, когда, зачем;
г) негде, нигде, никуда.
8. В каждой строке отметь указательные наречия:
а) куда, незачем, оттуда, где-нибудь;
б) где, где-то, кое-где, туда;
в) негде, там, никуда, зачем-то;
г) зачем, почему, тогда, нигде.
9. Определи предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.
а) В ту же минуту он заговорил тише.
б) После его ухода в доме стало уютнее.
в) Сергей понял, что его собеседник мудрее, чем он.
г) Одноклассники были моложе его.
д) Музыка звучала все громче и громче.
10. Выбери предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени.
а) Эта программа интереснее.
б) Он написал тест лучше всех.
в) Этот проект здания наиболее удачный.
2. Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний. Определите части речи.
Вариант 1
1. (В)высь подняться – (в)высь небесную взлететь
2. (в)круг все спит – (в)круг света встать
3. (во)время прийти – (во)время семинара
4. (в)пору испытаний – (в)пору сшит костюм
5. (в)ширь раздаться – (в)ширь полей степных
6. (к)низу опустить голову – (к)низу шкафа прикрепить
7. (на)верх взойти – (на)верх склона подняться
Составьте 3 сложносочиненных (ССП) предложения с данными словосочетаниями, произведите синтаксический разбор составленных предложений. С выделенными словами произведите морфемный разбор (по составу).
Вариант 2
1. (В)конец переулка уйти – (в)конец разобидеться
(в)накидку носить пальто – (в)накидку из шелка одеться
(в)растяжку отдать обувь – (в)растяжку говорить
(в)тайне готовить сюрприз – (в)тайне кроется ответ
(к)верху поднять голову – (к)верху двери прикрепить
(на)завтра будет праздник – (на)завтра отложить дела
(на)лицо была ошибка – (на)лицо упала прядь волос
Составьте 3 сложноподчиненных (СПП) предложения с данными словосочетаниями, произведите синтаксический разбор составленных предложений. С выделенными словами произведите морфемный разбор (по составу).
Вариант 3
(На)сколько можно судить – (на)сколько больше суммы
(на)удачу в жизни надейся – (на)удачу стрелять
(на)утро выпал снег – (на)утро строить планы
(не)в пору сарафан – (не)в пору возвратиться
(с)боку зайти – (с)боку на бок перевернуться
(с)разбегу прыгнуть, (с)размаху ударить, (с)маху решать
(с)ходу отгадать, (с)непривычки испугаться
С одним из словосочетаний составьте небольшой рассказ. С выделенными словами произведите морфемный разбор (по составу).
Вариант 4
(не) (во)время явиться – (не) (во)время занятий разговаривать
(по)верху прочертить – (по)верху забора
(тот)час вернуться – в(тот)час все произошло
(на)лицо были нарушения – (на)лицо упала тень
уплыть (в)даль – уйти (в)даль поля
(с)начала сделай – (с)начала года
(с)верху (до)низу, (с)лева, (с)права, (с)позаранку, (с)роду
С одним из словосочетаний составьте небольшой рассказ
3. Найдите наречия, определите их разряд, укажите, от какого слова в предложении они зависят и какую синтаксическую роль выполняют, чем отличаются от синонимичных с ними кратких прилагательных. Отметьте предложения, в которых наречия выступают в качестве сказуемого.
1. Так под елкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. 2. И только уселся как вижу – против меня совсем близко большое дерево. 3. Быстро схватил я с шалашика лапник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока. 4. На улице морозно. 5. Он больно стукнулся рукой. 6. Ему стало больно. 7. Мне стало ясно, что вредитель скрылся. 8. Он говорил ясно. 9. Объяснение ясно. 10. Ему грустно, а мне весело. 11. Он грустно посмотрел на мать. 12. В доме пусто. 13. Здание пусто. 14. Мне скучно. 15. Он говорил скучно. 16. Его изложение скучно и слишком длинно. 18. Он там хозяин, это ясно; и Тане уж не так ужасно
4. Определите часть речи словоформ сравнительной степени.
1. Он пришел раньше. 2. Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке 3. Спор громче, громче 4. Ольга к ней, Авроры северней алей и легче ласточки влетает. 5. Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага; приятней, если он, друзья, завоет сдуру: это я! 6. В поля, друзья! Скорей, скорей 7. И в одиночестве жестоком сильнее страсть горит. 8. Ему стало хуже. 9. Иванов бегает быстрее всех.
5. Правильно напишите наречия. Составьте текст, употребив предлагаемые наречия.
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия. Раскройте скобки
Граница, за границй, заграничный;
Миг, (на)миг, мгнвение, мгнве(н,нн)о, (в)миг;
Насмшливый, (в)насмешку, (на)смхаться;
С подчеркнутыми наречиями составьте предложения
2. Напишите текст из трех-четырех предложений, продолжающих описание действий. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Употребите следующие наречия:
(со)слепу, (до)сыта, добрсовесно, (по)петушиному, (в)развалочку.
Во дворе запели ра(н,нн)ие птухи, и в доме (по)тихоньку начли просыпатся люди. Прворная старушка уже (во)всю хзяйнчала у печки.
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия. Раскройте скобки
Сытый, сытсть, (до)сыта, насытиться, сытн(а,о);
Верх, (на)верх, (в)верху, верхний, (до)верху;
Удача, (на)удачу, удачлвый;
С подчеркнутыми наречиями составьте предложения
2. Напишите текст из трех-четырех предложений, продолжающих описание действий. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Употребите следующие наречия:
(в)глубь, (не)увере(н,но), (на)удачу, (по_этому, (в)круговую.
Уже стало смркатся, когда (не)задачлвые собратели грибов и ягд обнружили, что заблудились. Пляны, сплош усыпа(н,нн)ые дарами леса, слишкм длеко замнили грибнков.
Вариант 3
1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия. Раскройте скобки
Третий, трижды, тряк, тро, тро(е,и)кратно, (в)третьих;
Свежесть, свеж, свежий, освежить;
Дружский, (по)дружески, дружба, дружить;
2. Напишите текст из трех-четырех предложений, продолжающих описание действий. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Употребите следующие наречия:
(по)переменно, (на)скаку, (н)как, (на)силу, (на)встречу.
Грянул выстрл, и наезники (на)перегонки ринулись к маячвшим (в)преди пр..пятствиям.
Вариант 4
1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия. Раскройте скобки
Прежний, (по)прежнему, прежде;
Ваш, (по)вашему, прежде;
Восемь, восьмром, (в)восьмых, восьмерка;
2. Напишите текст из трех-четырех предложений, продолжающих описание действий. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Употребите следующие наречия:
(н)обычайно, благуха(н,нн)о, (кое)где, бок(о)бок, вид..мо(не)видмо.
В сосеском саду всегда было зелно. На ухоже(н,нн)ых клумбах (в)перемешку цвели жлтые лилии, (ярко)голубые водосборы, (нежно)среневые ирисы-касатики.
Приложение 4
Система формирования знаний, умений, навыков о правописании наречий
6. Написание суффиксов наречий, раздельное и слитное написание не с наречиями, слитное, раздельное, дефисное написание наречий
Вариант 1.
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) сидел (не)подвижно; увидел (не)чаяно; пел (не)громко;
б) ничуть (не)поздно; вовсе (не)красиво; очень (не)прилично;
в) (не)по-дружески; (не)по-свойски; (не)правильно;
г) (не)лепо; (не)доуменно; (не)близко, а далеко;
д) крайне (не)принужденно; весьма (не)привлекательно; нисколько (не)угрожающе;
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;
б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;
в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;
г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя;
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) нимало; никто; нигде; ни с кем;
б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;
в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем;
4. Найди «третий лишний»:
а) нчуть не испугался; нкак не находил; нсколько раз;
б) нкуда пойти; нзачем расспрашивать; нсколько не завидуя;
в) нсколько не расстроился; нкогда не злился; ноткуда ждать;
5. «Нн» пишется во всех словах ряда:
а) бешео вертеться; говорил испугао; работал отчаяо;
б) вздрогнул неожидао; чертил квалифицировао; не работает времео;
в) говорил взволновао; ушел неожидао; отвечал путао;
6. Определи предложение с наречием:
а) Собрание взволновао сообщением.
б) Общество было взволновао.
в) Говорила она взволновао.
В наречии пишется _____________________________________
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) горяч; свеж; блестящ; хорош;
б) ещ; певуч; тягуч..; зловещ;
в) багажм; ужм; ношй; ножм;
г) бельчнок; скворчнок; черешнка; ежнок;
8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:
а о
а) издалек;
б) занов;
в) наглух;
г) вправ;
д) добел;
е) запрост;
ж) смолод;
з) досух;
и) сызнов;
Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________
Вариант 2.
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;
б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;
в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;
г) читал (не)выразительно; глядел (не)доуменно; жил (не)далеко;
д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно;
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) (не)мало; (не)лепо; (не)вразумительно; (не)пряча;
б) (не)брежно; (не)искренность; (не)красивый; (не)продуманный;
в) далеко (не)весело; (не)захотел; (не)вдалеке; (не)приятность;
г) (не)вовремя; (не)поседа; (не)сказав; (не)доверчиво;
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) ничем; ниоткуда; нигде; немало;
б) нисколечко; незачем; никак; негде;
в) нечем; никому; никем; никого;
4. Найди «третий лишний»:
а) не было нгде; нзачем спрашивать; нкогда был кучером;
б) не задевали нмало; нсколько не горевал; нгде остановиться;
в) нкуда не поеду; нкогда не спрошу; мне было нкогда;
5. «Н» пишется во всех словах ряда:
а) на улице безветрео; отвечая продумао; пришел неждао-негадао;
б) говорил мудрео; поступила ветрео; говорила путао;
в) вертелся бешео; пел проникновео; работал увлечео;
6. Определи предложение с наречием:
а) Его решение обдумао, профессионально.
Б) Он всегда действует обдумао.
В) Все было тщательно обдумао.
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) говорить общ; горяч; свеж; изнуряющ;
б) дружк; ремешк; петушк; вишнка;
в) ещ; протестующ; вызывающ; зловещ;
г) врачм; стрижм; печт; бережт;
8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:
а о
а) сначал;
б) смолод;
в) засветл;
г) влев;
д) начист;
е) докрасн;
ж) слев;
з) затемн;
и) издавн;
Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________
Вариант 3
1. Отметь слова, имеющие написание:
дефисное:
а) (по)волчьи;
б) (до)суха;
в) (по)зимнему лесу;
г) (с)налету;
д_ (в)третьих;
е) (по)русски;
ж) (на)цыпочки;
з) (видимо)невидимо;
и) (в)миг;
к) (на)смену;
слитное:
а) (без)устали;
б) (в)пятых;
в) жить (не)подалеку;
г) (в)шестером;
д) (по)пустому двору;
е) говорить (по)пустому;
ж) (по)лисьи;
з) (по)дому;
и) (в)низу;
к) (в)скоре;
раздельное:
а) (по)этому месту;
б) (по)прежнему пути;
в) (по)дружески;
г) (кое)где;
д) (давно)давно;
е) (мало)помалу;
ж) (в)первых числах;
з) (в)четвертых;
и) (по)тому берегу;
к) (во)первых;
2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:
а) (в)перевалочку; (на)распашку; (на)удалую;
б) (в)плотную; (в)слепую; (на)удалую;
в) (по)двое; (на)трое; (на)двое;
г) (по)пусту; (по)просту; (по)моему;
д) (на)цыпочки; (на)лево; (на)перебой;
е) (на)днях; (на)глазок; (на)силу;
ж) (до)суха; (до)сыта; (до)смерти;
3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:
а) (по)птичьи; (на)бок; (в)верху;
б) (по)дружески; (нежданно)негаданно; (еле)еле;
в) (волей)неволей;
4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:
а) (на)чисто; делать (в)тайне; (в)насмешку;
б) (на)бело; (на)верху; (по)нашему;
в) (в)ручную; (по)совести; (на)днях;
5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:
а) (на)ходу; (на)скаку; (в)одиночку;
б) (в)удалую; (в)рукопашную; (по)одиночке;
в) (на)скаку; (по)совести; (на)днях;
6. Определи наречие в каждом столбике:
а) дремуч;
настеж;
бреш;
стрич;
луч;
б) залеч;
мощ;
навзнич;
могуч;
встреч;
в) удач;
невтерпеж;
собьеш;
певуч;
Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящих «ь».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определи синтаксическую роль наречий. Обозначь обстоятельство (1), определение(2) и сказуемое(3) цифрами: 1,2,3.
а) На улице морозно ( ).
б) Он бросился наперерез ( ).
в) На улице было холодно ( ).
г) Он на скаку перевернулся в седле ( ).
д) Эта семья жила в квартире этажом выше ( ).
е) Он говорил тихо ( ) и невнятно ( ).
Вариант 4.
1. Отметь слова, имеющие написание:
дефисное:
а) (в)четвертом;
б) (давным)давно;
в) (на)цыпочках;
г) (по)прежнему;
д) (в)скоре;
е) (до)бела;
ж) (точь)(в)точь;
з) (на)верху;
и) (в)десятых;
к) (в)прикуску;
слитное:
а) (по)совести;
б) (до)чиста;
в) (на)глухо;
г) (на)глазок;
д) (без)устали;
е) (в)дали;
ж) (по)напрасну;
з) (за)границу;
и) (в)перевалку;
к) (на)удачу;
раздельное:
а) одеться (по)зимнему;
б) (по)зимнему лесу;
в) где(нибудь);
г) (по)тому мосту;
д) (по)товарищески;
е) (на)лету;
ж) (на)скаку;
з) (по)середине;
и) (в)пустую;
к) (в)третьих;
2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:
а) (в)половину; (в)тайне; (в)четверых;
б) (по)пусту; (по)утру; (по)прежнему;
в) (с)разбегу; (с)лету; (с)молоду;
г) (в)пятых; (в)седьмых; (в)трое;
д) (до)суха; (до)смерти; (до)бела;
е) (на)чистоту; (на)глухо; (на)днях;
ж) (в)пустую; (в)рукопашную; (в)открытую;
3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:
а) (по)новому; (в)пятых; (в)лево;
б) (по)прежнему; (в)двое; (по)русски;
в) (нежданно)негаданно; (как)нибудь; (по)пластунски;
4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:
а) (в)слепую; (в)ничью; (в)седьмых;
б) (в)трое; (в)лево; (до)чиста;
в) (по)летнему; (в)начале; (по)утру;
5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:
а) (на)цыпочках; (по)долгу; (на)глазок;
б) (за)границей; (до)смерти; (с)разбегу;
в) (на)утро; (на)смену; (под)силу;
6. Определи наречие в каждом столбике:
а) дремуч;
настеж;
бреш;
стрич;
луч;
б) залеч;
мощ;
навзнич;
могуч;
встреч;
в) удач;
невтерпеж;
собьеш;
певуч;
Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящих «ь».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определи синтаксическую роль наречий. Обозначь обстоятельство (1), определение (2) и сказуемое (3) цифрами: 1,2,3.
а) Завтра мы отправляемся в поход ( ).
б) Даже в комнате было прохладно ( ).
в) Ярко горела лампа на столе ( ).
г) В парке напротив нашего дома проходили массовые гулянья ( ).
д) Как грустно на душе ( ).
е) По-прежнему ( ) дул принизывающий насквозь ( ) ветер.
7. Выпишите из данного текста наречия, раскрывая скобки. Сгруппируйте их таким образом:
1) пишущиеся раздельно, 2) через дефис, 3) слитно.
1.(С)начала потрудимся, а потом уж порезвимся. 2. Чтобы смело пользоваться орфографическим словарем, необходимо: (во)первых, внимательно прочитать предисловие к нему, (во) вторых, ознакомиться с объяснением принятых в словаре сокращений, (в)третьих, хорошо знать алфавит, чтобы быстрее находить нужное слово. 3. (В)конце (концов) с задачей мы справились. 4. Первый вопрос не застал ученика (в)расплох, на второй же он отвечал (еле) еле. 5. Книги следует возвращать в библиотеку (во)время. 6. Обращался он с ним (по)приятельски. (По)видимому, они уже давно были знакомы. 7. Он приехал (на)кануне (с)позаранку. 8. Человек он довольно замкнутый, но (в)общем симпатичный.
8. Спишите предложения, раскрывая скобки. Укажите: какой частью речи являются эти слова.
1. Солнце светило (во)всю. Прожектора светили (во)всю свою мощь. 2. Единственную репетицию назначили (на)утро в день спектакля. (На)утро я проснулся бодрый, свежий. 3. Непогода (на)много задержала нас. Трещина стала шире (на)много ярдов. 4. Месяц поднялся выше и (от)того стал будто меньше. (От)того, кто не мил, и подарок постыл. 5. (В)дали раздался шумный гул. (В)дали голубой виднелся Казбек. 6. Он дважды побывал (за)границей. Ведется торговля с (за)границей. 7. Лампа светила все тусклее и погасла (на)конец. Этот разговор мы отложили (на)конец дня.
9. Придумайте 3 предложения с любыми 6 словосочетаниями. Сделайте синтаксический анализ одного из предложений.
Исподлобья, исподтишка, дотла, впросак, поодаль, под мышкой, на цыпочках, вприпрыжку, в обрез, без устали, до упаду, вкрутую, зачастую, вдали, в дали, сначала, с начала, вовремя, во время, в отместку,
10. Покажите, как можно безошибочно выбрать гласную (а/о) на конце наречий. Вставьте пропущенные буквы, запишите словосочетаниями.
Вариант 1
Издавн, занов, сначал, влев, докрасн, налев, засветл, сызмал, добел, насух, начерн, снов, изжелт, задолг, досыт, запрост, впор, задолг.
Вариант 2
Запрост, смолод, влев, досыт, набел, занов, изнеженн, наглух, доходчив, дочист, докрасн, насух, снов, сызнов, слев, начист, изредк.
Выделенные наречия разберите по составу.
11. Спишите, раскройте скобки. Графически обозначьте выбор орфограммы. Составьте два сложных (СПП, ССП) предложения, произведите синтаксический разбор составленных предложений.
Вариант 1
Разговаривать (не)громко, а тихо; идти (не)уклюже; держать (не)возмутимо; (не)удачный выбор; говорил (не)торопливо; (не)вероятная тишина; (не)лепо и (не)связно; (не)пролазная чаща; (не)уютная комната; вовсе (не)интересно; (не)мало сделать; чувствовать (не)одинаково; никому (не)известный актер.
Вариант 2
Отвечал (не)принужденно; девушка (не)красивая, а хорошенькая; убеждал (не)искренне; (не)поворотливый щенок; (не)добрые, а злые глаза; (не)сколько уроков; (не)заметно подошел; (не)ряшливый ребенок; (не)уловимые минуты; (не)выносимо жутко; (не)знакомый дом; вовсе (не)безобразный; (не)настный день.
12. Цифровой диктант (раздельно – 1, слитно – 2).
Нелепый; не спокойно, а бурно; нелегко; неподвижно; вовсе не обычно; неуклюжий; далеко не веселый; неслышно; не ласково, а грубо; не тяжело, а легко; неожиданно; ничуть не интересный рассказ; неторопливый; ничуть не утомителен; не редко, а часто; совсем нелепый. (взаимопроверка: 2,1,2,2,1,2,1,2,1,1,2,1,2,1,1,2)
13. Спишите, графически объясните правописание НЕ с разными частями речи. Запомните афоризмы.
(Ни)когда (не)беспокой другого тем, что ты сможешь сделать сам. (Л.Н. Толстой)
Оскорбления – это доводы (не)правых. (Ж.Ж. Руссо)
(Не)подвергай осмеянию (не)достатки и слабости других, помни, что «насмешки боится даже тот, кто уже (ни)чего (не)боится на свете». (Н.В. Гоголь)
Соблюдай меру в иронии, остри, (не)оскорбляя достоинства другого, помни, что «острота хороша лишь на серьезной основе». (Г. Гейне)
Обругать человека (не)долго, но и пользы из этого выходит (не)много. (Д.И. Писарев)
Достоинству нас (не)научит тот, кто (не)достойно сам себя ведет. (А. Джами)
Верными считай (не)тех, кто по твоему слову говорят, но кто противится сказанному тобой (не)верно. (Сократ)
Будет даже радость нам (не) в радость, если ею (не) с кем поделиться, (ни)к чему богатство, если с другом ты его (не)можешь поделить! (Бхаса)
Мудрый друг (не)бросит друга, (не)смотря на все лишения. (Ш. Руставели)
Выбирай друга (не)спеша, еще меньше торопись променять его. (Б. Франклин)
14. Вспомните правописание наречий с частицей не. Спишите, вставьте пропущенные буквы:
Вариант 1
Нсколько ниспугался, нкогда нругался, нкуда пойти, нкому завидовать, нсколько друзей, нкто нскажет, нчуть нстрашно, нгде нбыло света, ноткуда нчего нслышно, нкак ндойти, нкогда нкому нвчем нотказывал, нкуда сходить.
Вариант 2
Нчуть нрастерялся, нкак ндойти, нпочем нзабыть, нсколько нудивился, нкогда ноткуда нполучал писем, нкогда нлюбил, нчуть нбоялся, нкогда ннакого нобижался, ноткуда ждать новостей, нкогда ннакого нобижался, нкак ндойти, нкогда нчего нслышал.
Составьте с данными словосочетаниями сложные (ССП, СПП) предложения, произведите синтаксический разбор составленных предложений.
Приложение 5
Развитие речи. Обогащение словарного запаса
15. Подберите к данным наречиям антонимы (слова с противоположным значением)
активно - .. (пассивно),
банально - .. (оригинально),
внятно - . (неразборчиво),
интересно - .. (скучно),
ласково - . (грубо),
вежливо - . (по-хамски),
кратко - . .. (длинно),небрежно - .. (аккуратно),
насмешливо - .. (серьезно),
старательно - . (кое-как).
1 вариант: составьте сложные (ССП) предложения с данными наречиями;
2 вариант: составьте сложные (СПП) предложения с данными наречиями;
3 вариант: составьте простые (ПП) предложения, осложненные обособленными определениями;
4 вариант: составьте простые (ПП) предложения, осложненные обособленными обстоятельствами.
16. Подберите синонимы (слова близкие по значению) к данным наречиям. Укажите способ образования подобранных вами слов.
Вариант 1
смело - .. (бесстрашно),
неплохо - .. (хорошо),
напрасно - .. (бесполезно),покорно - .. (безропотно),недалеко - .. (близко),вдруг - .. (неожиданно),быстро - .. (мгновенно),
отрывочно - .. (бессвязно),
иногда - .. (изредка),навсегда - .. (навеки),
Составьте два предложения (сложное и простое) с любым из наречий, произведите синтаксический разбор составленных предложений.
Вариант 2
свободно - .. (непринужденно),случайно - .. (нечаянно),
обязательно - .. (непременно),
постоянно - .. (непрерывно),
скрытно - .. (незаметно),
робко - .. (неуверенно),
бесцеремонно - .. (нескромно),
оригинально - .. (необычно),быстро - .. (немедленно),
близко - .. (рядом).
Составьте два предложения (сложное и простое) с любым из наречий, произведите синтаксический разбор составленных предложений.
17. Подберите синонимы (слова близкие по значению) к наречиям. С выделенными словами произведите морфемный (по составу) разбор.
(не)определенно - .. (уклончиво),
(не)чаяно - .. (случайно,
(не)громко - .. (тихо),(не)затейливо - .. (просто),(не)точно - . (расплывчато),
(не)ожиданно - . (вдруг),
(не)пременно - . (обязательно),(не)вежливо - . (грубо),(не)глубоко - . (мелко),
(не)серьезно - .. (легкомысленно).
18. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Раскале(н,нн)ая за день крыша, как хорошая русс(с,сс)кая печ, щедро одает тепло в комнату. А на улице вечерняя прхлада. Она прнесла людям жела(н,нн)ую пердышку – от напрж(,00)ой работы на сонце от грячей пыли и бе(з,с)жалосного залвающего мир света.
Песня льется в окно вместе со свеж..стью вечера. И действует она живительно, как веетрок в степи.
2. Подчеркните слово, которое может быть наречием, существительным и словом категории состояния. Составьте предложения, подтверждающие это.
3. Продолжите текст. Употребите следующие наречия:
(н)чуть, пвуче, волей(не)волей, (без)устали, (в)глубь, (по)долгу, куда(то)
19. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Давно устновлено что различные цвета (по)разному действуют на человека. (По)этому специлисты удляют много внмания подбору наиболе подходящей цветовой га(м,мм)ы для больничныхпалат зрелщных и учрежденческих помщений заводских цхов. Однако в этом плане окзался соврше(н,нн)о (не)обоснова(н,нн)о забыт такой важный момент, как цвет дорожного полтна. В результате, несмотря на все свое совршенство, совреме(н,нн)ые автстрады имеют один существе(н,нн)ый из(ъ,ь)ян: глаз воспринмает их как моното(нн,н)ую серую ленту. Между тем да(н,нн)ый цвет,так(же) и голубой, действует на нервную систему успокавающе. А это ведет к тому что при езде по таким автстрадам внмание водителя пртупляется а им самим овладвает убаюквающая ра(с,сс)лабле(н,нн)ость. Что(бы) избежать подобных (не)желательных явлений, нужно окршивать отдельные участки дорожного покрытия в яркие, контрасные цвета.
2. Подчеркните наречия.
3. Напишите несколько (два-три) предложений, развивающих мысль текста. Употребите наречия и причастия.
20. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
У моста больше всего собралось народу. (С,З)десь лдины которые (не)торопливо несла река на своей спине вдруг убыстряли ход сбваясь в испуга(н,нн)ое стадо терлись шурша боками кувыркались и поднырвали друг под друга. Подхвтываемые быстрым тчением с гулом и треском бились они о деревя(н,нн)ые быки. Потмневшие от старости опоры выстяли под ударами ветра и воды. Стойко они држались и теперь, хотя под напором ледных глыб мост содргался и скрпел всеми своими деревя(нн,н)ыми суставами.
А после моста, ниже по тчению, испуга(н,нн)ое (бело)голубое стадо успкавалось, и лдины гуськом покачваясь плавно проплывали мимо, буд(то) дикови(н,нн)ые птицы.
2. Подчеркните наречия.
3. Напишите несколько (два-три) предложений, развивающих мысль текста. Употребите наречия и причастные обороты.
21. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Тихо на озере. Глубины его истчают прохладу лучатся до(нн,н)ым (сине)зеленым светом. В центре озера крутится грибом еле(еле) заметный белесый дым: это б(ъ,ь)ет со дна сильный родоновый ключ
У бурят есть стари(нн,н)ая загадка-триада: «Что три самых чистых в мире?» Испытуемый при этом должен ответить так: «Лазурь бесконечного неба чиста вода свяще(н,нн)ых озер чиста глаза ю(н,нн)ой девушки чисты и безви(н,нн)ы». (С,З)десь, в тшине прохладного вечера, прходит на ум эта загадка. Холод загняет больных и туристов в палатки, к теплу костров. На берегах становится пусты(н,нн)о и тихо. Чистота неба открыто переклкается с чистотой воды – небо глядится в озеро а озеро – в небо. И действительно, нет (н)чего чище воды и неба
2. Подчеркните как члены предложения встречающиеся в тексте наречия и слова категории состояния.
3. Вспомните, какими частями речи могут быть слова типа холодно, ясно. Составьте с такими словами, взятыми из текста, предложения, иллюстрирующие их принадлежность к той или иной части речи.
4. Если бы вам задали вопрос: «Что три самых чистых в мире?» - как бы вы на него ответили. Порассуждайте на эту тему.
22. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Дли(н,нн)а тела достгает двацати метров вес – ста пятидсяти то(нн,н) Это гренландский кит, одно из самых крупных животных обтающих на нашей планете.
В глазах древних охотников кит был живой горой с(ъ,ь)стного мяса и жира – «горой» не только жела(нн,н)ой но и отнсительно доступной. Животное тихходно, и его можно догнать на весельной лодке. (В)общем, не так сложно его и добыть владея простейшим оружием - копьями и ручными гарпунами. (На)конец, убитый на воде, (в)отличие от многих других китов грнланский кит (не)тонет.
2. Подчеркните как члены предложения все слова, оканчивающиеся на «О» типа ясно.
3. Составьте с такими словами предложения, подтверждающие их принадлежность к разным частям речи, которая зависит от контекста.
4. Составьте несколько предложений, которые могли бы послужить началом для данного текста.
23. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Признаки наступающей осени чуствовались во всем: ночи стали дли(нн,н)ее по утрам инй покрывал пожухлую тундровую рстительность. Передвигаясь по осклизлым каменистым осыпям стало (не)вероятно трудно. Если вдруг случится беда, (от)сюда (не)выбраться.
А спешить надо. Надо во что(бы) то (н)стало добраться до охотничьего зимовья, там можно будет отдохнуть почнить одежду запастись продуктами а уж (от)туда собрав силы совершить последний брсок (на)прямую к Ледовитому океану, к крошечному пункту мытарств.
На ночвку остновились на галечном берегу шумливого ручейка. Скинули с плеч рюкзаки рядом положили ружья бнокли. Оглделись и разошлись в разные стороны в поисках топлива. Через (пол)часа возле (не)большой чиненой во многих местах палатки грел костерок высвечваяя фигуры измуче(н,нн)ых людей.
2. Подчеркните как члены предложения встречающиеся в тексте наречия.
3. Допишите текст.
24. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Со стены комнаты улыбатся большая круглая африканская маска. Обычно они сврепы на вид ведь чаще всего их назнчение – отпугвать злых духов. Эта маска улыбатся всем своим круглым ж..лтым выпуклым лицм покрытым орнаментом.
Все, кто (в)первые вид..т маску, обзательно спрашиват из чего она (с,з)делана? Не глина, не кожа – это точно. Дерево? Но деревя(н,нн)ая маска такого размера, даже если (с,з)делать ее столь же тонкой, будет гораздо тяжлее. Похоже на скорлупу ореха но каким же должен быть орех если сигмент его в поп..речнике чуть ли не (пол)метра? И мало кто догадывается что маска эта из тыквы.
2. Подчеркните наречия.
3. Найдите в тексте слова в сравнительной степени типа гуще, страшнее. Докажите примерами из текста, что они могут быть отнесены к разным частям речи в зависимость от контекста.
Приложение 6
Система контролирующих процедур по теме «Наречие»
Контрольная работа №1
Цель: проверить уровень усвоения материала;
Выявить слабые места в подготовке учащихся;
Вариант 1
Определи разряды наречий:
Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу.
2. Найдите среди наречий, данных в первом задании, наречия, образованные разными способами, укажите эти способы графически.
Определи, в каких примерах употреблено наречие:
Можно посидеть еще крошечку.
Птичка склевала последнюю крошечку.
Тепло в доме нужно беречь.
Всем было тепло.
Зло необходимо искоренить.
Он зло посмотрел на меня.
Приведите по 3 примера предложений, в которых, встретились бы слова, характеризующие:
а) состояние человека;
б) состояние природы;
в) состояние окружающей среды;
Определите, в каком предложении употреблена степень сравнения прилагательного, а в каком – наречия:
На празднике стало веселее.
После каникул он смотрит веселее.
Наш дом выше соседнего.
Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания:
Культура и нродный быт облдают глубокой пр..емствостью. Шагнуть впере можно лиш тогда, когда нога оталкивается от чего(то), двжение от нчего или из нчего нвозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодеж к тому, что влновало дедов и прадедов.
Также точь(в)точь и будущие поколения (не)смогут обойтись без ныне жвущих, то есть без нас с вами. Им также будет (не)обходим наш нравствеый и культурный опыт, как нам (не)обходим сейчас опыт людей, кторые жли до нас.
- Подчеркните наречия в зависимости оттого, какую синтаксическую роль они выполняют в предложении.
Вариант 2
Определи разряды наречий:
Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, зачем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.
2. Найдите среди наречий, данных в первом задании, наречия, образованные разными способами, укажите эти способы графически.
3.Определи, в каких примерах употреблено наречие:
В доме уютно.
Мы уютно расположились на диване.
В начале пути рюкзак казался легким.
Вначале я ничего не понял.
Повернуться набок.
На бок ремня повесил фляжку.
Приведите по 3 примера предложений, в которых, встретились бы слова, характеризующие:
а) состояние человека;
б) состояние природы;
в) состояние окружающей среды;
Определите, в каком предложении употреблена степень сравнения прилагательного, а в каком – наречия:
Спортсмен прыгнул выше планки.
Это строение ниже предыдущего.
Тучи опускаются все ниже.
Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания:
Культура и нродный быт облдают глубокой пр..емствостью. Шагнуть впере можно лиш тогда, когда нога оталкивается от чего(то), двжение от нчего или из нчего нвозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодеж к тому, что влновало дедов и прадедов.
Также точь(в)точь и будущие поколения (не)смогут обойтись без ныне жвущих, то есть без нас с вами. Им также будет (не)обходим наш нравствеый и культурный опыт, как нам (не)обходим сейчас опыт людей, кторые жли до нас.
- Подчеркните наречия в зависимости оттого, какую синтаксическую роль они выполняют в предложении.
Контрольная работа №2
Цель: проверить знания учащихся по теме;
Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;
Совершенствовать знания учащихся по теме «Наречие»
Вариант 1
Задание 1 . Тестирование
1.Укажите наречия:
а) рожь, б) пустошь, в) настежь, г) съешь.
2. Найдите наречия образа действия:
а) пешком, б) кто, в) никуда, г) едва.
3. Укажите наречия меры степени:
а) по-русски, б) едва, в) вечером, г) летом.
4. Укажите наречия времени:
а) немало, б) насмерть, в) по-видимому, г) утром.
5. Какое наречие пишется слитно:
а) (до)селе, б)(на)исходе, в) (на)ощупь, г) (на)отлете.
6. Какое из наречий пишется раздельно:
а) (на)тощак, б) (на)угад, в) (до)отказа, г) (на)против.
7. В этом наречии пишется две буквы нн:
а) бешео, б) безветрео, в) ветрео, г) мудрео.
8. Отметьте наречие, которое пишется через дефис:
а) (в)прикуску, б) (на)удачу, в) (по)прежнему, г) (без)устали.
9. Укажите наречие, на конце которого пишется а:
а) слев, б) затемн, в) засветл, г) влев .
10. В каком из наречий не пишется на конце ь:
а) навзнич, б) сплош, в) невтерпеж, г) наотмаш .
11. Укажите отрицательное наречие:
а) куда, б) ничуть, в) где-то, в) тогда.
12. Найди четвертое «лишнее»:
а) певуч, б) заискивающ, в) хорош, г) жгуч.. .
Задание 2. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием).
Во все горло; хоть пруд пруди; во все лопатки; спустя рукава; за тридевять земель; при царе Горохе; через час по чайной ложке; их рук вон; как убитый; время от времени; рукой подать.
(Ответы: громко, много, быстро, плохо, далеко, давно, помалу, плохо, крепко, иногда, рядом)
- Подобранные наречия разберите по составу.
Задание 3. Назови наречия, которые состоят из антонимов и пишутся через дефис.
(Ответы: назад – вперед, более – менее.)
Вариант 2
Задание 1 . Тестирование
1. Укажите наречия:
а) сплошь, б) плешь, б) отрежь, в) ветошь.
2. Найдите наречия образа действия:
а) зимой, б) по-немецки, в) вверху, г) далеко.
3. Найдите указательное наречие:
а) нигде, б) почему, в) там, г) зачем-то.
4. Определите наречия времени:
а) едва, б) рано, в) ясно, г) далеко.
5. Какое из наречий пишется слитно:
а) (за)полночь, б) (на)лицо, в) (на)ощупь, г) (на)чисто.
6. Какое из наречий пишется раздельно:
а) (не)даром, б) (по)неволе, в) (на)диво, г) (по)многу.
7. В этом наречии пишется одна буква н:
а) отчаяо, б) ветрео, в) приглушео, г) длио .
8. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
а) (на)скаку, б) (по)товарищески, в) (в)пустую, г) (на)глухо.
9. Укажите наречие, на конце которого пишется а:
а) влев, б) запрост, в) издавн, г) направ .
10. Укажите наречие, на конце которого не пишется ь:
а) вскач, б) невтерпеж, в) наотмаш, г) навзнич .
11. Укажите отрицательное наречие:
а) где-нибудь, б) зачем, в) никуда, г) там.
12. Найдите четвертое «лишнее»:
а) неуклюж.., б) общ, в) ободряющ, г) негодующ .
Задание 2. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием).
Черепашьим шагом; тьма-тьмущая; кот наплакал; сломя голову; решил с бухты барахты; работать не покладая рук; за тридевять земель; до корней волос; никуда не годится; хоть глаз выколи; ни свет ни заря.
(Ответы: медленно, много, мало, быстро, необдуманно, усердно, далеко, сильно, плохо, темно, рано.)
Задание 3. Какие наречия могут быть и предлогами?
(Ответы: вокруг, мимо, вблизи)
Контрольная работа №3
Цель: проверить навыки и умения правописания наречий;
Проверить написание орфограмм корня, окончания в разных частях речи;
Контроль пунктуации сложных предложений, предложений с причастным и деепричастным оборотами, с однородными членами предложения;
Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.
Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий
Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
Грамматические задания:
Озаглавьте текст.
Выпишите 5 наречий в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, какой это член предложения, разберите его по составу.
Выпишите сложносочиненное предложение, произведите синтаксический разбор.
Контрольная работа №4
Цель: проверить навыки и умения написания наречий;
Проверить теоретические знания, полученные учащимися по теме «Наречие»
Контроль пунктуации сложных предложений, предложений с причастным и деепричастным оборотами, с однородными членами предложения;
Солнце еще греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-зеленые пряди.
Вверху над нами бледно-голубое небо, слева – лес, а справа – еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали – небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, у лесу.
Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.
Широкие ветви могучих деревьев крепко-накрепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно.
Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на поляну, насквозь продуваемую легким ветерком.
Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.
По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже щиплют в корзинки кроваво-красные ягоды.
Наконец и я замечаю под блестящими, как будто кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.
Однако обед все-таки нужен. Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, разложила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. Потчевать никого не приходится. С аппетитом мы съели все и растянулись на траве.
Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. Не хочется уходить, но и ночевка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет, а до дому путь вовсе не близкий. Удастся ли вернуться засветло?
Грамматические задания:
1. Найти в тексте 5 наречий, определить их разряд.
Привести по 3 примера на каждое изученное правило написания наречий:
не в наречиях на –о, -е;
буквы н, нн в наречиях на –о, -е;
буквы о, е в конце наречий после шипящих;
дефис в наречиях;
буквы о, а на конце наречий;
не и не в отрицательных наречиях;
ь в конце наречий на шипящую;
Приложение 7
Проблемно-поисковые задания
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Некогда мне заниматься этим делом.
Никогда не мог заняться этим делом.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Нигде не видывал такой красоты.
Негде увидеть красоты мира.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
По-прежнему думаю о своей Родине.
По прежнему месту она не проживает.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Путешественники были одеты по-зимнему.
Приятно пройтись по зимнему лесу.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Он действовал по моему поручению.
По-моему, вы глупцы.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
С начала деревни шли дома.
Сначала сделай дело, потом гуляй.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Все тотчас встали.
Был тот час, когда мы обычно обедаем.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Это не права, а ложь. Речь звучала не правдиво, а лживо. В течение последних лет она жила несчастливо. Вовсе не счастливо жилось ей в городе. Ничуть не больно ударило в плечо.
Степени сравнения наречий
Сравнительная степень наречия
Превосходная степень наречия
Простая форма
-ее, - ей (быстрее)
-е (громче)
- ше (раньше)
Простая форма
-ейше-, -айше_
(устаревшая форма)
Покорнейше,
нижайше
Составная форма
наречие в сравнительной степени +
Всего, всех
Быстрее всех, лучше всего
Составная форма
более, менее +
Н,ф, наречия
Более (менее) быстро
Более (менее)
громко
Способы образования наречий
Приставочный
хорошо – нехорошо
завтра – назавтра
куда - никуда
Приставочно-
суффиксальный
сухой – досуха
светлый – засветло
Сложение
еле – еле
полулежа
мимоходом
вполсилы
Суффиксальный
быстрый – быстро
четыре - четырежды
куда – куда-нибудь
СЛИТНО ПИШУТСЯ НАРЕЧИЯ, ОБРАЗОВАННЫЕ СОЧЕТАНИЕМ ПРИСТАВКИ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Если между приставкой и существительным нельзя вставить другое слово без изменения смысла
Пример- внаём
Следует различать наречия и существительное + предлог
Сравните:
Надеть шляпу (на что?)на голову – разбить врага(как?) наголову
ВЕРХ, НИЗ, ЗАД, ПЕРЕД, ВЫСЬ, ДАЛЬ, ГЛУБЬ, ШИРЬ, ВЕК, НАЧАЛО, КОНЕЦ.
ПРИМЕРЫ:
ВВЕРХ, ВНИЗ
НО ПРИ НАЛИЧИИ ПОЯСНЯЮЩЕГО СЛОВА-РАЗДЕЛЬНО( В ДАЛЬ ТУМАННУЮ)
ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ОБРАЗОВАННЫЕ ПУТЁМ ПОВТОРЕНИЯ
ПРИМЕРЫ:
ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЧУТЬ-ЧУТЬ, КРЕПКО-НАКРЕПКО, ВИДИМО-НЕВИДИМО
ОБРАЗОВАННЫЕ ПРИ ПОМОЩИ : ПРИСТАВКИ ПО- И СУФФИКСАМ
–ОМУ, - ЕМУ,
-СКИ, -ЬИ;
В-, ВО- И ПОРЯДКОВОГО ЧИСЛИТЕЛЬНОГО,
ЗАКАНЧИВАЮЩЕГОСЯ НА –ЫХ, -ИХ
ПРИМЕР:
ПО-СВОЙСКИ,
ПО-НАШЕМУ,
ВО-ПЕРВЫХ,
В-ТРЕТЬИХ
ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ МЕСТОИМЕНИЙ С ЧАСТИЦАМИ :
-ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ, -КОЕ
ПРИМЕРЫ:
КОЕ-КАК, КАК-ТО, ВСЕ-ТАКИ
ВСЕГДА ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО НАРЕЧИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ ОБРАЗОВАННЫЕ
ЕСЛИ ЕСТЬ ДРУГИЕ НАРЕЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ДРУГОМ ПАДЕЖЕ
ПРИМЕРЫ:
НА ДОМ- НА ДОМУ, НА КОРТОЧКИ- НА КОРТОЧКАХ
ПОВТОРЕНИЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРДЛОГОМ
ПРИМЕР:
ДУРАК ДУРАКОМ, БОК О БОК
БЕЗ, В, ДО,ЗА, НА, ПОД, С
ПРИМЕРЫ:
БЕЗ ТОЛКУ,
В ТУПИКЕ, ДО,УПАДУ,
ЗА ПОЛНОЧЬ НА БЕГУ,
ПОД УКЛОН, СХОДУ
В, НА С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ВО МНОЖЕСТВЕНОМ ЧИСЛЕ
ПРИМЕРЫ:
В СЕРДЦАХ, НА ДНЯХ
СОЧЕТАНИЕМ ПРЕДЛОГА НА И МЕЖДОМЕТИЕМ (ИЛИ ЧАСТИЦЕЙ)
ПРИМЕРЫ:
НА УРА, НА НЕТ
СОЧЕТАНИЕМ ПРЕДЛОГА В И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, НАЧИНАЮЩЕГОСЯ НА ГЛАСНУЮ
ПРИМЕРЫ:
В ОБМЕН, В УПОР
15