Дидактический материал по русскому языку в 7 классе по теме Наречие
Работа № 1
НАРЕЧИЕ
Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия
ВАРИАНТ 1
1. Подчеркните наречия, укажите, к какой смысловой группе относится оно.
Не увидел сослепу —
прыгнул высоко —
чересчур шустрый —
встретимся завтра —
идём вперёд —
сделал назло —
2. Образуйте от наречий степени сравнения. сравнительная превосходная
простая форма составная форма
тихо
высоко
грамотно
быстро
хорошо
3. Разберите наречия по составу.
Нелегко, дружески, сначала, кое-где, дважды, по-отечески, по-моему, влево, издавна, медленно.
4. Работа с текстом.
(1)В лесу стояла тишина. (2)День будто др..мал. (3)С пасмурного высокого неба изредка пад..ли од..нокие сн..жинки. (4)Мы ост..рожно дышали на них и они пр..вр..щались в чистые капли
В..ДЫ.
(5)Мы долго бр..дили по л..сам об..ПЕЛИ знакомые м..ста. (6) Стаи сн..гирей с.дели нахохл..вшись на засып..(н,нн)ых снегом р..бинах. (7)Кое(где) на п..лянах перел..тали и как-то жалобно попискивали птицы. (8)Небо над г..ловой было необыкно-ве(н,нн)о светлое а к горизонту оно густело.
(9)В лесах становилось всё сумрачнее всё тише и, наконец, пош..л снег. (10)Он быстро та..л в ч..рной воде оз..ра. (11)3има нач..ла увере(н,нн)о хозяйничать над з..млёй. (По К. Паустовскому)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Озаглавьте текст.
3. Найдите в тексте наречия, подчеркните их как член предложения; укажите, к какой смысловой группе относится каждое наречие.
4. Выполните морфологический разбор любого наречия из текста.
Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия
ВАРИАНТ 2
1. Прочитайте словосочетания. Подчеркните наречия, укажите, к какой смысловой группе оно относится.
Сказал шёпотом —
очень ответственный —
встал справа —
работал допоздна —
уйти поневоле —
сделал нарочно —
2. Образуйте от наречий степени сравнения. сравнительная превосходная
простая форма составная форма
красиво
далеко
мелко
легко
весело
Работа № 2
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и ИИ-отрицательных наречий. Одна и две буквы И в наречиях на -О и -Е
ВАРИАНТ 1
1. Раскройте скобки.
Говорил (не)многословно
сделал (не)аккуратно
смотрел (не)доброжелательно, а враждебно
поступил (не)по-товарищески
сказал (не)одобрительно
(не)взрачно
далеко (не) вежливо
шёл (не)спеша
(не)много смущался
(не)много, а мало написал
вовсе (не)искренне
написано (не)брежно
посмотреть (не)дружелюбно
никогда (не)поздно извиниться
2. НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора букв Е и И.
Ему всё н..почём, нам н..куда спешить, н..когда не возноситесь, несколько не испугался, прыгнул н..чуть не высоко, н..где присесть, н..куда не уходите, н..когда бездельничать, нас неоткуда не видно, н..как не соберусь приехать. 3. Раскройте скобки. Поступил мужестве(н,нн)о говорил убеждё(н,нн)о объяснял пута(н,нн)о отнестись гума(н,нн)о ответил искре(н,нн)е непреме(н,нн)о приедем
заниматься увлечё(н,нн)о объясняться тума(н,нн)о посмотрел испуга(н,нн)о удивлё(н,нн)о поднятые брови неожида(н,нн)о вскрикнуть постоя(н,нн)о заботиться
4. Раскройте скобки и обозначьте условия выбора одной или двух букв Н в словах. Дополните данные записи одной парой собственных примеров.
Улыбался рассея(н,нн)о, просо рассея(н,нн)о по полю; собрание прошло организова(н,нн)о, организова(н,нн)о общество книголюбов; лицо его было взволнова(н,нн)о, рассказывал взволнова(н,нн)о;
Работа № 2
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
на -О и -Е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-
отрицательных наречий. Одна и две буквы Н в наречиях
на -О и -Е
ВАРИАНТ 2
1. Раскройте скобки.
Слушал (не)внимательно, говорил (не)уверенно; вёл себя (не)серьёзно, а беспечно; поступил (не)по-товарищески, написал (не)брежно, нисколько (не)интересно, посмотрел (недоброжелательно, взлетел (не)высоко, ничуть (не)справедливо; сказал (не)одобрительно, а с укором; говорил (не)громко и (не)тихо, поступить (не)вежливо, выглядеть (не)лепо, произнести (не)громко.
2. НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора букв Е и И.
Н..куда не поедем, н..куда идти, несколько не интересно, н..где посидеть, н..где никого не видно, н..когда не обманывай, неоткуда взять, неоткуда не заметно, н..чуть не страшно, н..как не прояснится. 3. Раскройте скобки.
Неожида(н,нн)о смутился, говорил взволнова(н,нн)о, посмотрел удивлё(н,нн)о, поступил ветре(н,нн)о, слушал заинтересо-ва(н,нн)о, торжестве(н,нн)о сияли, всесторо(н,нн)е развитый, действовал увере(н,нн)о, изъяснялся мудрё(н,нн)о, неожи-да(н,нн)о вспомнил, ответил обдума(н,нн)о, поступил мужест-ве(н,нн)о.
47
4. Раскройте скобки. Дополните записи одной парой собственных примеров.
Посмотрел разочарова(н,нн)о, она была разочарова(н,нн)а; сердце было увере(н,нн)о в его невиновности, говорил уве-ре(н,нн)о; поглядеть испуга(н,нн)о, испуга(н,нн)а грозой;
Работа № 3
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Буквы О и А на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
ВАРИАНТ 1
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора букв О и Е после шипящих на конце наречий.
Любить горяч.., петь громч.., смотреть умоляющ.., писать хорош.., видеться чащ.., смотреть торжествующ.., ещ.. немного потерпеть, на улице свеж.., выступить блестящ.., говорить общ.. .
2. О или А? Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия их выбора на конце наречий.
Навещать изредк.., посмотреть налев.., справ., от нас, сдать экзамен досрочн.., переписать набел.., начинать снов.., работать исправн.., взглянуть искос, объяснять занов.., пересказать до-словн.., вытереть досух.. .
3. Слитно, раздельно или через дефис? Раскройте скобки.
Разговаривали (по)немецки, оделись (по)осеннему, (по)весен-нему лесу, (по)нашему пути, вышло (по)нашему, поделил (по) братски, (кое)как справился, говори (по)меныне, (еле)еле добрались, когда(нибудь) встретимся, (мало)помалу прояснилось, где(то) далеко(далеко), запомнить крепко(накрепко), ко-гда(нибудь) приедем.
4. Работа с текстом.
(1)...Где(то) раздаётся второй зв..нок пар..воз тяжко стукается буферами в в..гоны. (2)Он сдержа(н,нн)о сипит г..рячим паром изредк.. кидая клубы дыма. Платформа постепе(н,нн)о пустеет. (3)Ещ.. чуть(чуть) — и мы плавно трогаемся.
(4)В вагон., как(то) (по)особе(н,нн)ому уютно и тепло. (5)Седой старич..к-кондуктор (не)спеша проход..т перепис.вает билеты.
(6)Я до поз..ней ночи ст..ю в дверях в..гона и напряжё(н,нн)о гл..жу в окно. (7)Плывут б..гут смутн..е с.луэты холмов и кустарников м..лькают ог..ньки глухих д..ревуш..к. (8)И щ..рясь от ветра я с грустью гл..жу в эту тёмн..ю даль где горяч., любимая родина мерцает такими бледн..ми тих..ми ог..ньками...
(По И. Бунину)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Письменно расскажите, когда в наречиях пишется дефис. Приведите примеры из текста. При необходимости добавьте свои.Работа № 3
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Буквы О и А на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
ВАРИАНТ 2
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора букв О и Е после шипящих на конце наречий.
В воздухе свеж.., певуч., заиграли, ещ.. светло, колюч., поблёскивала, горяч., поддерживать, смотреть умоляющ.., петь громч.., думать хорош.., видеться чащ.., смотреть умоляющ.. .
2. О или А? Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия их выбора на конце наречий.
Объяснить доходчив.., прийти затемн.., вытереть досух.., приехать издалек.., созвучн.. времени, вырастить занов.., из-редк.. приезжать, вытереть нас ух.., снов., проснуться, посмотреть искос, свернуть вправ.. .
3. Слитно, раздельно или через дефис? Раскройте скобки.
Как(то) весной, (мало)помалу прояснилось, работали бок(о)бок, (по)новому учебнику, работать (по)новому, поделиться (по)дружески, (по)болыне слушай, куда(нибудь) уехать, отку-да(то) издалека, (по)зимнему лесу, светит (по)зимнему, точь(в)точь актриса, (во)первых, (по)прежнему пути, сделаем (по)моему, читать (по)немецки, встретить (по)доброму.
4. Работа с текстом.
(1)Как(то) ра(н,нн)..й весной Иван Иваныч и Бим пр..шли в лес. (2)Вечерн..я з..ря только(только) начиналась. (З)Они шли (по)весеннему лесу вдыхая ароматный воздух. (4)Иван Иваныч стал за куст орешника и см..трел куда(то) вверх. (5)(Не)ожида(н,нн)о на фоне (б..гряно)синеватой з..ри показалась птица. (6) «Это вальдшнеп», — сказал Иван Иваныч (по)дружески Биму.
(7)Прол..тели ещё три вальдшнепа но Иван Иваныч (по)прежнему не стрелял. (8)Бим сначал.. умоляющ., глядел на друга потом (по)настоящему заволновался. (9)А Иван Иваныч смотрел вверх и слушал тишину. (Ю)Было (по)весеннему свеж., и (не)обыкнове(н,нн)о красиво... (По Г. Троеполъскому)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Письменно расскажите, когда в наречиях пишется дефис. Приведите примеры из текста. При необходимости добавьте свои.Работа № 4
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных, и количественных числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
ВАРИАНТ 1
1. Раскройте скобки.
Бежать (в)переди, брести (на)угад, поймать (на)лету, исчезнет (в)миг, объединиться в группы (по)трое, повернуть (на)право, поднять (на)скаку, прочитать (на)память, сделать (на)совесть, вести (под)уздцы, трудиться (без)устали, бежать (без)оглядки.
2. Раскройте скобки, укажите части речи выделенных слов.
1) Леса (в)дали виднее, синее небеса. (А. Блок) 2) Степь равниной пожелтевшею, безграничною лежит, и (в)дали воздушной марево над равниною дрожит. (И. Бунин) 3) А (в)дали уже алеет свет заката, — и теплом ночь в окно порою веет, точно ласковым крылом. (И. Бунин) 4) Погода (в)начале была хорошая, тихая. (А. Чехов) 5) (В)начале осени погода стояла ненастная, шли затяжные дожди. 6) В августе лето (на)встречу осени бежит вприпрыжку. (Пословица) 7) В феврале по традиции мы идём (на) встречу школьных друзей.
3. Вставьте, где это необходимо, Ь. Обозначьте условия написания или отсутствия Ь после шипящих на конце наречий.
Лечь навзнич.., удалиться проч.., сплош.. и рядом, работать невтерпёж.., мчаться вскач.., выйти замуж.., ударить наотмаш.., распахнуть настеж.. окна, уйти проч.. .
4. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
На другой день мы (тот)час после чаю снов., отправились на охоту
За д..ревней д..гнал нас ч..ловек лет сор..ка, высокого роста худой с (не)болыпой загнутой (на)зад г..ловкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо (кое)где отмеч..(н,нн)ое рябинами мне понравилось с первого взгляда. Калиныч был ч..ловек самого в..сёлого самого кроткого нрава бе(с,з)преста(н,нн)о попевал (в)полголоса г..ворил (не)много (в)нос пр..щ..ривал свои (светло)голубые гл..за и (часто)часто брался рукою за свою жи..кую клиновидною бороду. Ходил он (не)скоро но большими ш..гами сл..гка подп..раясь дли(н,нн)ой и тонкой палкой.
Солнце жгло (по)летнему горяч.. . Он отв..рил настеж.. дверь избушки увеш..(н,нн)ой пучками сухих душ..стых трав. Свеж.. пахло сеном.
(По И. Тургеневу)
Работа № 4
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных и количественных числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
ВАРИАНТ 2
1. Раскройте скобки.
Трудиться (в)одиночку, бродить (в)потёмках, поднять (на)ходу, отмерить (на)глазок, заготовить (в)прок, поймать (на)лету, прыгнуть (с)разбегу, приедут (на)днях, остановиться (на)миг, следить (в)полглаза, быть (на)расхват, мыслить (в)слух, идти (по)двое.
2. Раскройте скобки, укажите части речи выделенных слов.
1) (В)начале апреля стояли тёплые дни и морозные ночи. (А. Чехов) 2) (В)начале подумай, потом говори. (Пословица) 3) Люблю грозу (в)начале мая... (Ф. Тютчев) 4) Весной и счастливых тянет (в)даль. (И. Тургенев) 5) Позови меня (в)даль светлую. (В. Шукшин) 6) Сверкнула первая молния — (на)верху загрохотало и оборвалось сухим треском. (А. Куприн) 7) (На)верху старой сосны сидел дятел.
3. Вставьте, где это необходимо, Ь.
Сплош.. усыпана, упал навзнич.., выйти замуж., за военного, открыть настеж.. двери, умчаться проч.., невтерпёж., научиться, нестись вскач.., ударить наотмаш.. .
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Теперь уж ноч(?). Вокруг (тихо)тихо. Все ушли но воздух ещ.. дышит молодым весельем. Я долго стоял у раскрытого настеж(?) окна и думал о своей прожитой жизн.. .
Начало св..тать. Появился первый луч(?) солнца. В саду царила глубокая т..шина. Вдруг сильно подул ветер. Он наотмаш(?) ударил меня в лицо но мне было хорошо. Сразу пове..ло свежестью крепким запахом орешника. Ветер разносил эти ароматы повсюду (в)миг они заполнили и мою комнату. Я (по)прежнему стоял у окна и (не)мог нарадоват(?)ся. Кругом всё было так близко и знакомо! И очертания деревьев, и соломе(н,нн)ая крыша сарая, и доро..ка в сад, сплош(?) усыпа(н,нн)ая листьями. Душа переполнялась счастьем. (В)след за ветром проч(?) ул..тали тяж..лые воспоминания о прошлых годах.
(По В. Вересаеву)