Пособие для учеников по географии. Сборник практических работ. 8 класс












Практические работы
по географии
8 класс

Пособие для учащихся





































Учитель географии Федорова Екатерина Владимировна



Практическая работа №1
«Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран».
Оценочная.

Цель: Дать характеристику географического положения России.
Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
! Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги
меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.
Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги
параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.
Ход работы:
Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны:
Положение по отношению к экватору.
Положение по отношению к нулевому меридиану.
Положение на материке, части света.
Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
Соседние государства.
Координаты крайних точек страны.
Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Задание 2. Характеристика географического положения России.
Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.
Таблица 1.
Площадь материков
Материк
Площадь, млн. кв. км.

Евразия
54

Африка
30,3

Северная Америка
24,2

Южная Америка
18,2

Антарктида
14

Австралия
9

Таблица 2.
Площади крупнейших государств мира
Государство
Площадь, млн. кв. км.

Россия
17,1

Канада
9,98

Китай
9,56

США
9,36

Бразилия
8,51

Австралия
7,59

2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.
3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.
4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.
5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.
Определите, с какими странами самая протяженная граница.
Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.
Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.
Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.
6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты (Памятка № 2)
7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток.
Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.
8. Что такое «Российский сектор Арктики?
Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.
Таблица 3.
Положительные черты географического положения России
Отрицательные черты географического положения России








Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.
Задания по контурной карте: (памятка № 1)
1. Отметить на контурной карте государственную границу России.
2. Подписать пограничные государства.
3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю). Определить широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек. Данные определений записать на контурной карте.
4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
Памятка №1.















Памятка №2























Сравнение географического положения России и других стран.
Цель: Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.
Оборудование: физ. карта России, политико–административная карта России, политическая карта мира.
Ход работы:
Задание 1. Сравните географическое положение России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая. (План характеристики географического положения смотри в практической работе № 1).
Сделайте вывод:
С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.
Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Задание 2. Выделите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира.





















































Практическая работа №2
«Определение поясного времени для разных пунктов России». Россия на карте часовых поясов
Оценочная.

Цель: Научиться определять поясное время.
Оборудование: Карта часовых поясов России
! Поясное время - это время в границах одного часового пояса.
Местное время - это время на одном меридиане.
Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.
Летнее время - перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и
декретным временем.
Линия перемены дат - 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы
попадаем из одних суток в другие.
Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.
Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.
В России 11 часовых поясов.
Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.
Ход работы:

Задание 1 Рассчитать поясное время в городе Якутске, при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 часов.
А). Определить долготу каждого из выбранных городов.
г. Ярославль 40 в. д.
г. Якутск 130 в. д.
Б). Вычислить разницу долготы и рассчитать количество часовых поясов,
разъединяющих эти города.
130-40 = 90
90 : 15 = 6 (поясов)
В). Определить время в г. Якутске
10 + 6= 16 ч.
Ответ: в Якутске 16 часов.

Задача № 2
г. Екатеринбург- 5 ч. Утра
г. Магадан - ?
Задача № 3
в г. Москве 12 ч. Дня
во Владивостоке - ?
Задача № 4
в. Москве 10 ч. утра в Магадане - ? в Анадыре - ?









Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».
Оценочная.

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.
! Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной
коры.
Плиты – это молодая платформа.
Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.
Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.
Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут
эффективно использоваться в хозяйстве.
Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах
нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Ход работы:

Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.
- Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
- Определите области складчатости.
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.
- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы 4.
Таблица 4.
Крупная тектоническая структура
Соответствующая ей форма рельефа
Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа



Западно-Сибирская плита



Сибирская платформа



Области кайнозойской складчатости



Области герцинской складчатости



Балтийский щит



Алданский щит



Выводы об установленной зависимости.
Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.










Практическая работа №4

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, распределение средних температур и количества осадков по территории страны».
Оценочная.
Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (стр. 56),
средние температуры января (стр. 61),
средние температуры июля (стр. 62),
годовое количество осадков (стр. 64),
испарение и испаряемость (стр. 65).

! Солнечная радиация - излучение солнцем тепла и света.
Суммарная радиация - общее количество солнечной энергии, достигающей
поверхности Земли.
Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при
данных атмосферных условиях.
Испарение - это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,
растительности, почвы.
Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к
испаряемости на этот же период.
К = О/ И.
К = 1 увлажнение достаточное
К > 1 увлажнение избыточное
К < 1 увлажнение недостаточное

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.

Таблица 5.
Пункты
Суммарная радиация,
ккал/см. кв.
Годовое количество осадков, мм
Испаряе-
мость, мм
Коэффициент
увлажнения
Увлажнение
Температура








я
и

Москва








Архангельск








Астрахань








Санкт-Петербург








Норильск








Якутск








Красноярск









Сделайте вывод:
- В каком направлении изменяется температура в январе и июне.
- От чего зависит распределение солнечной радиации.
- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины
неравномерного распределения осадков.
- Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью







Практическая работа №5
«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Прогноз погоды».
Обучающая.
Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Оборудование: синоптическая карта, диаграммы погоды.


! Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток
времени.
Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по
своим свойствам воздушные массы.

Задание 1. 1.  Анализируя данные с фрагмента синоптической карты, сравните состояние погоды в г. Екатеринбурге и г. Норильске.
Последовательность чтения карты может быть такой:
- определение температуры воздуха;
- определение направления и силы ветра;
- установление облачности и видов осадков;
- определение атмосферного давления, влияющего на состояние погоды;
- общая оценка состояния погоды.
2. Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?
3. В каком из показанных на карте городов, можно ожидать выпадение осадков в связи с прохождением холодного фронта?



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








Сделайте вывод:
Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В
Н
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

гроза
дождь
снег
туман
метель
область высокого давления
область низкого давления
теплый фронт
холодный фронт



















Практическая работа №6
«Характеристика реки ». Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Оценочная.


Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.

! Режим реки – закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень,
паводок, ледостав, ледоход.
Типы водного режима рек: - реки с весенним половодьем;
- реки с летним половодьем;
- реки с паводковым режимом.
Межень - самый низкий уровень воды в реке.
Половодье – наиболее высокий уровень воды в реке.
Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.
Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.
Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.
У = П : Дл. (единица измерения см/км)
Падение реки – превышение истока реки над устьем.
П = И-У (единица измерения м)
Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.

Задание 1. Дайте развернутую характеристику реки по плану:

1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. К бассейну, какого океана принадлежит.
Реки России относятся к бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутреннего стока (реки, впадающие в озера).
4. Источник питания.
Для ответа необходимо открыть климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения максимального количества осадков.
5. Тип водного режима.
Смотри питание рек.
6. Падение и уклон реки.
Рассчитать по формулам.
7. Годовой сток.
Определяется по карте годового стока рек.
8. Характеристика течения.
Характер течения определяется по физической карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы). По характеру течения реки бывают равнинные течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое.
9. Хозяйственное использование реки и ее охрана.
Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к твоей реке.













Практическая работа №7
"Закономерности размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений". Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Цель: Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.
Оборудование: физическая карта России.
! Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.
Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.
Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном
углублении.
Ледник – многолетнее скопление льда на суше.
Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой
растительностью.
Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не
оттаивающий в течение долгого времени.
Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными
пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при
интенсивном снеготаянии.
Ход работы:
Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.
Воды суши:
Реки Озера Болота Ледники Многолетняя мерзлота Подземные воды

Опасные природные явления:
Наводнения Засухи Ливни Снегопады Сели Лавины Наледи Гололед Оползни

Районы распространения:
Районы Кавказа
Реки Северного стока
Горы Южной Сибири
Реки Дальнего Востока
Западно-Сибирская равнина
Северо-запад Русской равнины
Бассейн Амура
Васюганье
Алтай
Восточная Сибирь
Камчатка
Северный Урал



Данные занесите в таблицу 7

Таблица 7.
Воды суши
Опасные природные явления
Районы распространения














Сделайте вывод:

Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.





Практическая работа №8
«Характеристика природной зоны».

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт. Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека».
Оценочная.

Цель работы: формирование умений с помощью карт атласа дать письменную характеристику одной из природных зон.
План.
Границы побережья.
Особенности климата
Почвы
Растительный и животный мир.
Деятельность населения.
Природная зона - тундра.





































Практическая работа №9
Составление картосхемы ПТК Русской равнины.


Оценочная

Цель урока: пользуясь картами, атласами и учебником, рассмотреть и описать по пунктам плана изучения ПТК такие составляющие как: географическое положение Восточно-Европейской равнины, рельеф и геологическое строение, климат и внутренние воды.

Ход урока:
Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:
Географическое положение.
Рельеф и геологическое строение.
Климат.
Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).
Природные комплексы района.
Природные ресурсы и проблемы их использования.
Работа по карте
-Определите на физической и политико-административной карте границы Русской равнины.
По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена равнина.
Вспомни, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?
Древняя платформа – это устойчивый устойчивый, жесткий участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.
Найдите на карте щиты на Русской платформе.
Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.
Задание по климатической карте: определите средние температуры января и  июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде. (Работа проводится в группах или парах.)
Запишите данные в тетрадь и сделайте вывод о климате Русской равнины.
Рельеф Русской равнины определяет направления течения рек, а, следовательно , распределение их по бассейнам.
Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?
Почему реки текут в разные стороны: на север, запад и на юг?
Какие реки более полноводны?
Данные запишите в тетрадь.

Задания по контурным картам:
Укажите на контурной карте:
а) моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское, Азовское, Черное;
б) полуострова: Кольский, Канин
в) острова: Вайгач, Колгуев , Новая земля;
г) реки: Мезень, Онега, Северная Двина, Нега, Волга, Ока, Кама, Вятка, Печора, Дон, Урал;
д) озера: Ильмень, Белое, Эльтон, Баскунчак, Селигер.
Укажите на контурной карте формы рельефа:
а) возвышенности:  Северные Увалы, Тиманский кряж, Валдайская возвышенность;
б) низменности: Мещера, Окско-Донская, Прикаспийская.
Отметьте на картосхеме древние русские города: Новгород, Псков, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов (Великий), Ярославль, Великий Устюг.







































Практическая работа № 10

Сравнительная характеристика зон Урала.
Оценочная.


Цель работы: формирование умений с помощью карт атласа, учебника составлять сравнительную характеристику зон Урала, продолжить формирование представлений о природных ресурсах Урала.




                 Ход работы:
Используя карты атласа и учебник, заполните таблицу:


Черты природы
Приполярный Урал
Средний Урал
Южный Урал

Расположение на Урале




Высшие вершины




Высотная поясность




Климатические показатели




Реки






























Практическая работа №11
«Условия работы и быта в Западной Сибири.»
Оценочная.


Цели и задачи урока:
Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири. Совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.
Город Нижневартовск
Географическое положение.
Рельеф.
Полезные ископаемые.
Климат (средние температуры января, июля, годовое количество осадков, увлажнение).
Воды – реки, озера, вечная мерзлота
Природная зона.
Занятия населения (охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых )
Проблемы и пути их решения.











Правила работы на контурной карте.
1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России»)
2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета.
Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.
Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.
3. Раскрашивают карту цветными карандашами.
4. По необходимости заполни легенду карты.

Последовательность действий при определении географической широты объекта:

1. найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определи ее широту;
2. определить число градусов от этой параллели до объекта;
3. прибавить получившееся число к широте параллели.
4. определить в каком полушарии, северном или южном, находится объект.

Последовательность действий при определении географической долготы объекта:
1. найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;
2. определить количество градусов от этого меридиана до объекта;
3. прибавить получившееся число к долготе меридиана;
4. определить в каком полушарии, западном или восточном, находится объект.