Игра-тренинг Дельфины, 7 класс
Тренинг способствует координации деятельности детей, направленных на изучение и охрану окружающей среды, на проведение с участием ребят мероприятий, направленных на улучшение и защиту Своих законных социальных, экологических, творческих, духовных и друг интересов. Занятия-игра позволяет обучать ребенка набора мотивов природоохранного поведения, Которые человек должен выбрать, прежде чем он что-то сделает и дает возможность ребенку ответить на вопрос: Что лично я могу сделать, как житель планеты Земля?
На сегодняшний занятии я предлагаю Вам, на примере гры «дельфины»,
Как будущим жителям планеты Земля, посмотреть на хозяйственную деятельность человека со стороны, увидеть результаты этой деятельности, сделать выводы и свои предложения, как поступить, что надо сделать, чтобы ситуация изменилась в положительную сторону.
Вначале, откройте пожалуйста, атлас и найдите, источником каких богатств является океан, а значит, что и как человек использует из этих богатств.
Добыча полезных ископаемых (перечислите каких)
Опреснение морской воды
Транспортное значение
Использование биологических ресурсов
Рекреационное использование
С древних времен, когда Земля начала заселяться людьми, реки и другие водоемы имели большое значение при выборе мест для стоянок людей, закладке городов и расположении государств. Вода была настоящим сокровищем, ибо даровала жизнь: в ней водилась рыба. У воды всегда скапливалось много птиц и зверей.
Вода - вещество обыкновенное и необыкновенное. На Земле нет вещества важней для нас, чем обычная вода, и одновременно другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько аномалий, сколько их есть в свойствах воды. Вода - наиболее распространенное соединение на Земле. Но важнейшим является то, что ВОДА - ЭТО ОСНОВА биологической жизни на Земле. Вода является средой, с которой прямо или косвенно связана жизнь всего живого на нашей планете. Почти 3 / 4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями, и эта вода известна нам под названием морской воды.
Деятельность человека по-разному влияет на водное пространство и живые организмы, которые живут в нем. Иногда это приводит к полному истреблению отдельных видов животных и организмов, а иногда к уничтожению всей водной экосистемы. Такие последствия могут принести различные действия человека: это перегрузка грузов не в порту, а в прибрежных водах, слив неочищенных балластных вод, слив сточных вод и сброс в воду мусора, нерациональный вылов рыб и т.д..
Наша страна, это морская держава. Только небольшая территория Крымского полуострова имеет выход в Азовское и Черное моря, Керченский пролив.
К сожалению, из-за наличия сероводородного слоя, начинающегося на глубине свыше 200 метров, при максимальной глубине моря 2245 метров, видовой состав рыб в Черное море незначительный. Среди различных видов рыб, в Черном и Азовском морях, и Керченском проливе обитают различные виды дельфинов: белобочка, афалина, дельфин - морская свинья.
Тренинг-игра:
Разделите учащихся на три группы – три водоема (условно Черное, Азовское моря, и Керченский пролив).
Каждой из групп раздаю по три пары дельфинов. Объясняют, что ежегодно каждая из пар может иметь только по одному малышу. Следовательно, если в 2010 году в каждом из двух морей и проливе было по 6 дельфинами, то в 2011 году в каждом из названных водоемов стало по 9 дельфинами.
А дальше учащиеся должны сами к каждой паре ежегодно добавлять по одному дельфиненку. Но на дельфинов издавна охотились, охотятся и теперь.
И, в первом море ежегодно убивают двух дельфинами, во втором - трех, в третьем - четыре. (Забирайте у каждой группы учащихся соответствующее количество убитых дельфинов. Учащиеся считают сколько дельфинов осталось).
Так, в первом море, в 2011 году останется 7 дельфинов, во втором 6 дельфинов, в третьем 5 дельфинов. В следующем году снова в каждой из дельфиньих пар родилось по одному ребенку. (Добавте к каждой паре по одному малышу).
Но, после охоты: в первом море осталось 8 дельфинов, во втором 5 дельфинов, в третьем 3 дельфина.
Играйте с учащимися до тех пор, пока не исчезнут дельфины в третьем и втором морях.
Итог. Пусть каждый участник расскажет, какие выводы сделал он лично о функционировании своей экосистемы, и какая деятельность человека может нарушить целостность экосистемы? Что такое «Красная книга», почему она возникла?
Как вы думаете изменится экосистема, если:
В результате парникового эффекта вода в водоеме повыситтся на 3 градусов по Цельсию?
Если будут изъяты из водоема все зеленые растения?
Если выловить из водоема всех рыб?
Что произойдет при сбрасывании в водоем большого количества минеральных удобрений, вредных веществ?
Как вы думаете, если исчезнет навсегда один вид животных, например, дельфины, повлияет ли это как-то на тот водоем, где они обитали, на природу в целом? На нас самих? А если исчезнет 3 вида?
2013-11-04 1015