Статья на тему: «Применение проектной технологии и ИКТ на уроках информатики как условие формирования навыков функциональной грамотности школьников»


Оспанова З.К.,
учитель информатики
ГУ СШ №16 г.Актобе
«Применение проектной технологии и ИКТ на уроках информатики как условие формирования навыков функциональной грамотности школьников»
Проектная деятельность все глубже проникает в нашу профессиональную сферу. Внедрение проектных и исследовательских технологий в учебный процесс принципиально новая форма педагогического процесса, где учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих сторон. Но современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, обладающих способностью быть успешными и создавать новое инновационное знание, в различных областях профессиональной деятельности.
Ожидаемым результатом и критерием качества образования сегодня становиться компетентность выпускников в различных типах мыследеятельности, таких как исследование, проектирование, организация, руководство, управление, конструирование, программирование и т.д.
Главой государства Н.А.Назарбаевым указана необходимость развития функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность - это способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов. К предмету информатика изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.
Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики.
На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office:
- текстовый редактор Word;- электронные таблицы Microsoft Excel;- технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;- технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint и др.
Использую при изучении тем программное обеспечение к примеру, при изучении БД - MS Access, языка программирования Паскаль -PascalABCNet, Растровый редактор - GIMP, визуальная среда программирования - Lazarus и т.д. В этих ПО выполняются практические работы с целью освоения умений и практических навыков работы программах.
На уроках я использую электронные учебники – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя.
На занятиях обращаюсь к ресурсам сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке.
Использую  тестирование, которое не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:
1) более рационально использовать время урока;2) охватить больший объем содержания;3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;7) индивидуализировать работу с учениками;8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Имея, в качестве партнёра компьютер, при выполнении практических работ каждый ученик может работать в удобном для себя темпе.
 Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. С помощью прикладных программ, которые мы используем на уроках ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
На любом этапе урока я использую компьютерные презентации.  
   Итак, применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результатом выполненных проектов является материал, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой своей сути. Рассмотрим примеры проектов, которые были выполнены учащимися на уроках информатики:
Проект «Создание обложки для книги в текстовый редактор WORDPAD» для учащихся 5-х классов.
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: Создание обложки для книги.
Цели: проверить умения учащихся вставлять графические объекты в текст в редакторе WORDPAD.
Проект «Создание изображения в растровом редакторе GIMP» для учащихся 7-х классов.
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: изобразить картинку учащимися в растровом редакторе GIMP.
Цели: проверить умения учащихся по составлению изображения, закрепить навыки работы с основными инструментами редактора.
Проект «Создание публикации» в издательской системе для учащихся 11-х классов ОГН.
Использование проектной технологии в сочетании с другими методами обучения позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную – способность применять полученные знания на практике.
Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.
Мой главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».