Выступление на МО учителей начальных классов Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №92
Возможности безотметочнойи рейтинговой системы оценивания учащихся
Подготовила выступление
на МО начальных классов
учитель начальных классов
Павлова Елена Валентиновна
Тюмень 2015
Словосочетание «безотметочное обучение» в педагогике стало очень популярным. Министерство образования РФ, стремясь к организации здоровьесберегающего образования, рекомендовало такое обучение для всей начальной школы. Это должно было бы радовать, но, к сожалению, «безотметочное обучение» на практике вылилось в обучение без отметок в виде привычных двоек-пятерок, но с наклейками, флажками, звездочками и т.п., которые дети и родители все равно переводят в привычные для них цифры. На основании таких отметок формируется внешняя оценка ребенка и его внутренняя самооценка: «молодец» он или «двоечник». Никакой содержательной информации о продвижении ребенка в учебном материале эта система не дает. Все попытки выстроить «работу над ошибками» под руководством взрослого ожидаемого эффекта не дают. Вместе с тем, отметкой формируется что-то большее - внешняя и внутренняя оценка ребенка, его самоценность.
Оценивание - это демонстрация ценностей, принятых в том или ином сообществе.
(слайд 2)
Отметка может разделить людей на «умных» и «глупых», «трудолюбивых» и «ленивых». И все.
Для школы такие акценты контрпродуктивны, поэтому наиболее адекватной системой реализации образовательных ценностей, среди которых особое значение придается формированию учебной самостоятельности (не исполнительности!), является безотметочное оценивание, которое предполагает: (слайд 3)
-первоочередное право ребенка на оценку собственной работы;
-наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки;
-специальную педагогическую работу, начатую с первых же дней обучения ребенка в школе и направленную на формирование у него умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов ее решения) и результаты выполнения своей работы.
Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
(слайд 4)
Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания.
Традиционная пятибалльная система оценивания: (слайд 5)
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования (см. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р (п. 2).- Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой ("Три ошибки в диктанте - это хорошо или плохо?"), и фиксацией успешности результата для данного ребенка ("Для данного учащегося три ошибки - хорошо, если обычно у него их десять"). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка ("Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!"), официальный статус отметки ("Все равно за такую работу нужно ставить три") сводит на "нет" все старания педагога;
- является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
- часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем учеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: (слайд 6)
- что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
- как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
- каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
- что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10% - творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам".
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной "Тетради наших догадок, вопросов и открытий").
Никакому оцениванию не подлежат: (слайд 7)
темп работы ученика;
личностные качества школьников;
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять "заменителей" отметочной системы: "звездочек", "зайчиков", "черепашек" и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________ класса МАОУ «СОШ №92»
________________________________________ на _______________ учебный год
(фио)
Учебные предметы Период обучения
Начало учебного года 1 полугодие 2 полугодие
Чтение:
осознанность
правильность
выразительность
темп чтения Русский язык:
каллиграфия
орфография
развитие устной речи Математика:
устный счет
письменные вычислительные навыки
решение задач
логические задачи
геометрический материал Окружающий мир:
умение наблюдать
умение устанавливать причинно-следственные связи
умение применять полученные знания на практике Учебно-организационные умения:
умение определять цель деятельности
умение планировать предстоящую деятельность
умение осуществлять запланированные действия
умение контролировать ход и результаты деятельности
умение оценивать ход и результаты деятельности Сформированность познавательной активности и ценностных отношений:
активность познания
отношение к учению
отношение к труду
отношение к людям Уровни: высокий – красный цвет; средний – зеленый цвет; низкий – синий цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ученика (цы)__________ класса МАОУ «СОШ №92»
________________________________________ на _______________ учебный год
(фио)
№ КРИТЕРИИ 1 – й класс
полугодие конец года
1 Отношение к учебе в целом:
положительное безразличное негативное 2 Участие в работе класса на уроках:
постоянное инициативное регулярное частое редкое 3 Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто редко почти никогда 4 Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:
всегда самостоятелен нуждается в помощи и сопровождении самостоятельность проявляется редко уклоняется от ответственности 5 Глубина усвоения материала:
воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания неполностью6 Организация учебной деятельности:
готов к уроку самостоятельно готов к уроку с напоминанием не готов к уроку 7 Оформление работ:
по всем требованиям частично нарушены требования без выполнения требований красиво аккуратно грязно 8 Понимание смысла учебной деятельности:
сам формулирует цель учебной работы формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель учебной работы 9 Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:
всегда иногда никогда 10 Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:
положительное безразличное негативное 11 Соблюдение норм и правил поведения учащихся:
отличное хорошее удовлетворительное плохое 12 Учебные навыки освоены:
отлично хорошо удовлетворительно плохо Подпись педагога
Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Возможные приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: (слайд 8)
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;
ИЛИ Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора + четвертый цвет – белый. - Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.«Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».- Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме. «Мне нужно позвать учителя на помощь».Для организации работы по данной системе оценивания каждый ученик работает с сигнальными карточками всех четырех цветов. При выполнении какого-либо задания (решение уравнений, задач, заполнение пропусков и т.д.), сравнив его с образцом, ученики, показывают сигналом, как они выполнили задание. Учитель видит, как выполняют учащиеся задание, видит и общий результат. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивает, подает сигнал учителю не только внешне (сигнальной карточкой), но и на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет «светофора». Совпадение детской и учительской оценки означает, что ученик умеет оценивать свою работу и это очень хорошо. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, учитель еще раз раскрывает с ребенком критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее, либо строже, либо просто внимательнее. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
ИЛИ
Ребёнку предлагается «лесенка из десяти ступеней». Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.Яleft000 все знаю, все умеюleft000left000Я ничего не знаю, не умею.В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
- «Волшебная линеечка»
Сleft000left000 целью формирования самооценки у первоклассников можно использовать «Волшебную линеечку», разработанную Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. «Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни, который может быть расположен горизонтально (рис.1) или вертикально (рис.2).
left000left000left000left000left000Рис. 1 Рис. 2left000Крайняя правая точка (рис.1) или верхняя точка (рис.2) – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу (эталону). Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца.Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа:
выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе желательно задавать только один критерий)
самостоятельная работа
сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном)
оценивание.
Для оценивания ученик рисует на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпали, учитель обводит крестик ученика кружком.Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся. (слайд 9)
Учителя в своей профессиональной деятельности используют рейтинговую систему оценивания как средство контроля и учёта знаний в 1 классе.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Рейтинговая система оценки знаний широко распространена в европейском образовании и имеет давние традиции в российской школе, но широкого применения не нашла, так как требует от учителя большой подготовки и обеспечение техническими средствами для осуществления контроля накопления баллов каждым учеником и разработки раздаточного учебного материала, тестового материала для осуществления промежуточного контроля по всем заявленным критериям оценивания. Только сегодня, когда учитель имеет свое персональное рабочее место, оснащенное компьютерной техникой, может осуществить введение рейтинговой системы оценивания таким образом, чтобы учитель не имел большую дополнительную нагрузку.
Данная система предполагает использование баллов, как показателя объёма выполненной работы. Данная система помогает наглядно увидеть и определить пробелы в знаниях учащихся, а также причины их появления. Но мониторинг используется только в контрольных работах.
Отличительной особенностью построения контрольных и проверочных работ по новой системе оценки является то, что задания, предлагаемые учащимся по каждому разделу, не делятся на уровни «3», «4» и «5», а просто перечисляются с тем количеством баллов, которое учащиеся могут «заработать» при успешном их выполнении. Ученик становится в позиции выбора не уровня, а тех заданий, которые он будет выполнять для того, чтобы набрать нужное количество баллов. Задания разнообразны, но обязательно содержат в себе тот минимум, который должны усвоить учащиеся начальной школы. Во-первых, счёт в пределах 20, во-вторых, решение различных случаев сложения и вычитания, в-третьих, правильная запись цифр, а также решение неравенств и задач.
Перед выполнением контрольной работы учащимся сообщается максимальное количество баллов, которое они могут набрать за выполнение контрольной работы. Для каждого учащегося разрабатывается специальная карта контроля, в которой полностью описываются все задания. При анализе и оценке контрольных работ составляется таблицы «Мониторинг работ учащихся», которая состоит из следующих граф: список учащихся, номера заданий (количество этих граф соответствует количеству заданий предложенных в работе), суммарный балл, отметка за работу (ставится для родителей).
Каждое задание имеет свою «стоимость», которая зависит от сложности его выполнения. Например, решение задачи по математике оценивается в 5 баллов.
При этом учитывается ряд критериев:
Составление условий задачи.
Выбор нужного действия.
Составление выражение.
Правильное решение выражения
Выполнение требований к записи задачи (решение, пояснение, ответ)
Критерии оценивания заданий в контрольных работах по русскому языку в первом классе: (слайд 10)
№ п/п Вид задания Критерии оценивания Максимальный балл
-679452008505001 Обозначь печатную букву письменной. Правильность графического оформления письменной буквы. 1 балл
2 Составь модель слова. Правильность обозначения звуков цветами.
Слово правильно разделено на слоги. 2 балла
3 Допиши слоги до полных слов. Умение узнать слово.
Слог правильно дополнен до слова. 1 балл
4 Составь модель предложения. Обозначение слов в схеме.
Обозначение начала и конца предложения. 2 балла
5 Запись слов под диктовку. Правильное обозначение звуков буквами.
Безошибочное написание слова. 2 балла
6 Запись предложения под диктовку. Обозначение начала и конца предложения.
Раздельное написание слов.
Безошибочное написание слов. 3 балла
7 Диктант Обозначение красной строки в тексте.
Обозначение начала и конца предложений.
Раздельное написание слов.
5.Безошибочное написание слов.
6*. Верное выполнение дополнительного задания. 1 балл за каждый абзац.
1 балл за каждое предложение.
1 балл за каждое слово.
1 балл за каждое слово
Учитывается при определении дополнительного задания к тексту.
8 Списывание. Правильное оформление предложений.
Безошибочное написание слов.
Соблюдение красной строки. 1 балл за каждое предложение.
1 балл за каждое слово.
1 балл за каждый абзац.
Для родителей балловая система переводится в традиционную «отметочную систему». Используется следующая формула: (слайд 11)
N=(100/t)*S,
где N - % правильного выполнения работы,
t – общее количество набранных баллов,
S – сумма набранных баллов.
Также составляется диаграмма мониторинга работ учащихся. (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Мониторинг работ учащихся по письму (слайд 12)
При переводе в пятибалльную систему учитывается процент выполнения работы:
На «5» - 100-95 %;
На «4» - 94-88 %;
На «3» - 87-50 %;
На «2» - менее 50 %.
На оценку «отлично» допускается недобор только одного балла, что соответствует отметке «5-». (слайд 13)
По результатам контрольных работы учащиеся могли самостоятельно определить причины полученного количество баллов и, следовательно, у них не возникло вопросов по поводу поставленных баллов. У сильных учащихся возникло желание помочь слабым учащимся, потому что они видели в каких заданиях у учащихся возникали трудности. Но эти оценки не выставляются. Учащимся сообщается только процент выполнения работы и вывешивается гистограмма мониторинга работ учащихся.
Результаты контрольных работ заносятся в индивидуальную карту успеваемости учащихся.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность деятельности как педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
Стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а следовательно, и к дисциплине в целом.
Процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
Дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
Развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между учителем и обучаемыми. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учетом собственного опыта.
Наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
Проявляется дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работ (самостоятельных, контрольных, «срезовых», текущих и т. д.), и отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей.
Появляется возможность улучшить полученную оценку.
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице. Главное назначение системы рейтингового контроля знаний — это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.