Доклад «Использование модульно-рейтинговой системы оценивания знаний на уроках истории»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Талдан Амурской области


ДОКЛАД

Тема: «Использование модульно-рейтинговой системы оценивания знаний учащихся на уроках истории»


Автор: М.В.Бондаренко, учитель истории и обществознания.














Введение.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.
Ещё в 2002 г. Министерство образования РФ разместило в Интернете пресс-релиз “О многобалльной системе оценок в российской системе образования”, в котором оно отмечает, что одновременно с модернизацией педагогического образования пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся.
Новая система оценивания направлена на искоренение следующих проблем:
Пассивность учащихся
Необъективность оценивания
Поверхностные знания по предмету
Возможные стрессовые ситуации для учащихся при контроле знаний
Цель введения рейтинговой системы:
объективность в оценке знаний и умений учащихся;
стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе, выходящей за пределы обязательного минимума;
повысить ответственность за учебный труд;
осуществить большую демократизацию и гуманизацию учебного процесса;
снижение роли случайностей;
повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных учащихся;
уменьшить число пропусков и опозданий без уважительных причин;
индивидуализация обучения;
Основная часть.
Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)
Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МРТ производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.
В основу методики положены основополагающие принципы:
обоснованность и гласность оценивания:
открытость и наглядность оценок:
объективность оценки и самооценки знаний,
индивидуализация обучения;
самостоятельность изучения;
изучение учебного материала модулями.
Данная технология позволяет развивать и воспитывать
Аналитическое и критическое мышление;
Коммуникативные способности;
Ответственность за результаты своей работы;
Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
Умение рационально распределять своё время;
Чувство самоуважения.
Что понимать под “модулем”?
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную
по содержанию,
методам обучения,
уровню самостоятельности,
темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся
Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:
в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
дается разъяснение к этой информации;
определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.
Что такое “рейтинг”?
Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала.
Рейтинг - это объективный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия.
Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников.
Этапы работы:
Методическая подготовка
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:
Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах.
Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется итоговая оценка:
“Отлично” – выше 80 баллов.
“Хорошо” – от 60 до 79 балла.
“Удовлетворительно” – от 40 до 60 баллов.
“Неудовлетворительно” – менее 40 баллов.
Основные контрольные точки:
Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (15 б);
Конспект текста учебника, журнала, статьи (3 б);
Выполнение письменного домашнего задания (5-7 б.)
Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3 б);
Подготовка дополнительного материала по теме (5 б)
Устный ответ – монолог (до 10 б).
Самостоятельные работы (от 3 до 5 баллов)
Тестирование (по 1 б. за каждый правильный ответ)
Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (10-20 б).
Работа с текстом на уроке (3 б.)
ведение тетради – 5-10 баллов (по итогам четверти).
изготовление наглядных пособий –от 5  до 10 баллов;
выполнение творческих проектов по предмету – от 5 до 20 баллов:
кроссворд, рисунок, ребус и др. – 5-7 б.,
компьютерная презентация – 10-15 б.
исследовательская работа – 15-20 б.
Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, (до 5 б)
Штрафы :
за отсутствие на уроке без уважительной причины – минус 5 баллов;
опоздание на урок – минус 1 балл;
не выполненное домашнее задание – минус кол-во баллов за домашнее задание,
отсутствие тетради на уроке – минус 3 балла,
отказ от ответа на уроке – минус 3 балла
В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Школьники, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100 %, могут быть освобождены от зачётов
Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.
Психологическая подготовка учеников
Взаимодействие учителя и ученика. На первых уроках провела подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, классными руководителями, а через них – с родителями. Объяснила суть этой системы и принципы выставления оценок в журнал.
Преимущества модульно-рейтинговой технологии:
-рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса,
-хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
-рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся.
-по результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.
-рейтинговая система исключает всякое унижение личности школьника, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу в течение триместра, года.
Распределение баллов по контрольным точкам осуществляется с учётом значимости и сложности контрольно-учётного блока.
Сложности введения МРТ.
-Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
-Важное значение приобретает “разбалловка” материала.
-Необходимо продумать способы получения баллов для пассивных учащихся, которые могут испытывать трудности при выборе заданий.
Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов, чаще всего – 10 б,
А за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл.
В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его личной суммы баллов и максимально возможной.
Выводы:
Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.
Учащиеся стремятся скорректировать свои пробелы, сами требуют провести для них зачёт или тестирование, даже если пропустили по уважительной причине.
Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке учитель делает замечания по ошибкам и недочётам непосредственно в их работах (на компьютерах) или анализирует типичные ошибки на уроке.
Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что выполнять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.
По ходу работы корректируется ранее разработанная “разбалловка” с учётом уровня подготовленности класса и конкретных обстоятельств.
Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:
Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;
Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;
Обучение становится личностно-ориентированным;
Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

15