Разработка сценария открытого урока литературы в 8 классе «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Лицей № 1
г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
681032, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре ул. Пирогова д. 21
тел. +7 (4217) 59-82-60, e-mail: kna_l1@edu.27.ru , lizeum-1@ya.ru
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Разработка сценария открытого урока литературы в 8 классе
«Контраст как средство раскрытия идеи рассказа
Л. Толстого «После бала»
(литературоведение)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Немеш Наталья Александровна
Адрес:
681032, Хабаровский край,
г. Комсомольск-на-Амуре
ул. Вокзальная, д. 91, к. 2, кв. 28
тел. 8 (4217) 59-84-90
e-mail: natalia_nemesh@mail.ru
г. Комсомольск-на-Амуре
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................3
Продуктивная мыслительная деятельность учащихся. ……………….6
Термины «Продуктивность», «продуктивное обучение» ………………..7
Разработка открытого урока литературы в 8 классе «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала». ………8
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...
Введение.
Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС второго поколения, это тенденция усиления роли компетенций в образовании. Компетентностный подход в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Сегодня жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Концепцией и стратегией модернизации образования предлагается формирование,  в первую очередь межпредметных и надпредметных компетенций.
Возрастная категория: учащиеся 8 классов
Объектом исследования является продуктивная мыслительная деятельность учащихся.
Предметом исследования ценностно-смысловые, коммуникативные, исследовательские компетенции учащихся (метапредметные компетенции).
Гипотеза: предполагаем, что уроки литературы, разработанные на основе компетентностного подхода с включением продуктивной мыслительной деятельности будут способствовать улучшению результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС (личностных, метапредметных и предметных)
Ресурсы: информационные: интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая литература, анализ работы учителя по методической теме: «Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования метапредметных компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы»
Теоретической базой исследования послужили труды ученых о компетентностном подходе А.В. Хуторского, И.А. Зимней, И. Осмоловской, О.Е. Лебедева, об организации продуктивной мыслительной деятельности Е.Ю. Федотовой, Ю.А. Пластининой, Е.М. Пототни, о современном уроке в рамках реализации ФГОС М.М. Поташника и других.
Цель: разработать сценарий урока литературы в рамках системно-деятельностного и метапредметного подходов, который будет способствовать развитию метапредметных компетенций.
Задачи:
Изучение теоретических положений о компетентностном и метапредметном подходах в образовании.
Применение в рамках урока современного педагогического инструментария, который будет способствовать развитию метапредметных компетенций.
Осмысление предметного содержания, его структурирование, ранжирование, а также проектирование приемов грамотного представления.
организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся на уроке литературы.
Методы исследования.Изучение научной литературы
Анализ собственной системы работы по данной проблеме.
База исследования: МБОУ Лицей № 1
Актуальность исследования.
Профессиональный тип организационной культуры, который был ведущим в XX веке, в XXI веке заменяется проектно-технологическим типом. Основу профессионального типа организационной культуры составляло производство научных знаний, которое определяло возможности и материального, и духовного производства. Приоритетной формой организации деятельности в новом проектно-технологическом типе культуры становятся проекты и технологии, предполагающие в качестве результата создание конкретного продукта.
Сегодня актуально конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В соответствии с этим резко возрастают требования к продуктивному, творческому мышлению, поэтому актуально особое внимание уделять воспитанию у подростков данной стороны мыслительной деятельности.
Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими “образовательной продукции”. Поэтому задачу учителя-практика автор видит в том, чтобы научить ребенка учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни.
Смена целевых ориентиров в образовании обусловила необходимость серьёзных изменений как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности, поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность». Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.
Преподавание литературы с использованием метапредметного подхода напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся – ценностно-смысловых компетентностей. В современных условиях непрерывного потока разноречивой и не всегда качественной информации школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Использование метапредметного подхода на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные фундаментальные понятия: любовь, смысл жизни, свобода, разум, долг, честь, достоинство.В современных условиях учителю-словеснику необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Продуктивная мыслительная деятельность
В современной педагогической литературе термины «продукт», «продуктивность», «продуктивное обучение», «продуктивное образование» используются довольно часто. A.M. Новиков считает появление этих терминов ответом системы образования на изменения, происходящие в обществе. Профессиональный тип организационной культуры, который был ведущим в XX веке, в XXI веке заменяется проектно-технологическим типом.
Приоритетной формой организации деятельности в новом проектно-технологическом типе культуры становятся проекты и технологии, предполагающие в качестве результата создание конкретного продукта. Использование терминов «продукт» и «продуктивность» отражает также происходящее изменение целей обучения от традиционной трансляции знаний, формирования умений и навыков к созданию условий для их практического использования.
Продуктивное образование — это развитие познавательных и созидательных способностей учащегося, раскрытие и реализация его творческого потенциала, становление творческой личности. Такой тип образования рассматривается сегодня как условие конкурентоспособности выпускника школы, его способности работать на перспективу. Это инновационное направление в развитии школы предполагает прежде всего перенос акцента с обучающей деятельности учителя на самостоятельную продуктивную учебную работу ученика, переход от школы как средства передачи знаний к школе самоопределения и саморазвития ученика. Продуктивное образование в узком понимании — практико-ориентированное обучение, которое основывается на овладении предметным знанием в процессе практической деятельности.
Как более широкое понятие продуктивное образование связано с самовыражением, самореализацией и саморазвитием личности учащегося. В концепции перспективного развития школы это понятие определяется как образовательный процесс, направленный на глобальное развитие личности, способной осваивать единую социально-культурную картину мира, когда личное образовательное приращение ученика, его знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания им собственных образовательных продуктов, исследований, сочинений, правил одновременно с включением его в научные и культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника. (В.С.Леднев, Ю.С.Дик, А.В.Хуторской).
В отличие от информационно-репродуктивного образования, которое строится по модели передачи ученику готовых знаний и культурно-исторического опыта, продуктивное образование предполагает иной путь: от постановки проблемы к ее разрешению через обращение к источникам теоретических знаний, накопление собственного опыта в процессе их использования и, таким образом, к созданию личностного образовательного продукта. (Л.Б.Крылова, А.В.Хуторской и др.). Иными словами, ученик перестает быть только «потребителем» знаний, он становится активным творческим участником образовательного процесса, создателем собственного образовательного продукта. Содержание культурно-исторического опыта (содержание обучения) актуализируется в процессе проживания учеником конкретной ситуации, связанной с его жизнедеятельностью, реализуется в образовательном продукте, который имеет для учащегося личностный смысл, личностную значимость.
В толковом словаре раскрывается два значения термина «продукт»: «а) предмет как результат человеческого труда; б) порождение, следствие, результат чего-либо». Термин «продуктивный» толкуется как «приносящий результаты, производительный» или «способный дать новообразования»2.Термины «Продуктивность», «продуктивное обучение»
В психологии термин «продуктивность» стал использоваться значительно раньше, чем в педагогике. В отечественной психологии исследованию продуктивного мышления (его специфике, закономерностям развития, связи с другими процессами) посвящены работы многих психологов (Б.Г. Ананьев, П. Гальперин, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Б.М. Теплов, Л.И. Узнадзе, З.И. Калмыкова и др.), считающих, что в мышлении «как процессе обобщенного и опосредованного познания в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным». Тем не менее, большинство психологов, изучающих мышление, считают необходимым выделение этих его видов (П.П. Блонский, З.И. Калмыкова, H.A. Менчинская, Я. А. Пономарев, O.K. Тихомирова), осуществляя деление не по признаку наличия или отсутствия продуктивности, так как любой процесс мышления продуктивен (A.B. Брушлинский), а по степени новизны получаемого продукта. В результате продуктивного мышления образуется принципиально новый, оригинальный продукт, представляющий собой «новые системы связей, новые формы психической саморегуляции, свойства личности, ее способности, что знаменует сдвиг в умственном развитии». Репродуктивное мышление является основой для решения задач известной структуры, поэтому, хотя и отличается существенно меньшей продуктивностью, играет значительную роль в познавательной и практической деятельности человека. В этом случае анализ условия задачи приводит к актуализации «ранее сформированных систем связи, обеспечивающих правильное, логически обоснованное решение такой задачи, адекватное отражение его в слове».
В отечественной педагогике термин «продуктивность» начал использоваться в 80-х годах прошлого столетия. В ряде исследований с его помощью осуществлялась характеристика результативности деятельности преподавателей и мастеров профессионально-технических училищ. Под продуктивностью понималась «система целесообразных действий, связанная с решением педагогических задач, обеспечивающая за отведенное на учебно-воспитательный процесс время достижение искомого конечного результата в отношении всех или подавляющего большинства учащихся» (Кузьмина Н.В.) Была сделана попытка выявить условия, влияющие на продуктивность деятельности.
В начале 90-х годов XX века в западной педагогике появился термин «продуктивное обучение», авторами которого стали немецкие ученые И. Бем и Й. Шнайдер. Принципиальное значение имели направленность деятельности на получение продукта и ее обязательная успешность, обусловленная поддержкой педагогов.
В 1991 году в Европе был открыт Институт продуктивного обучения (ГРЬЕ), функционировала сеть продуктивных школ (ШЕР8). В 1993 году первый в нашей стране институт продуктивного обучения, расположенный в Санкт-Петербурге, возглавил академик М.И. Башмаков. Исходное концептуальное определение продуктивного обучения было выработано совместно участниками второго Конгресса ГЫЕРБ в 1992 году в Пенише (Португалия). Согласно этому определению продуктивное обучение является «образовательным процессом, приводящим к развитию роли личности в сообществе (социуме) одновременно с изменениями в самом сообществе (социуме). Этот процесс реализуется в виде маршрута, образованного действиями, ориентированными на получение продукта в ситуациях реальной жизни с помощью группового образовательного опыта, проведение которого облегчается участием педагогов». Значимыми характеристиками продуктивного обучения были признаны его нацеленность на приобретение жизненных умений, обеспечивающих личностный рост и индивидуальное развитие, способствующих межличностному общению и взаимодействию. По своей сути продуктивное обучение предполагает получение образования на основе сети образовательных маршрутов, включающих последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых учащимся и обуславливающих получение им общеобразовательной и частичной профессиональной подготовки. При этом критерием продуктивности является наличие самостоятельного субъективно нового продукта деятельности конкретного ученика.
М.И. Башмаков выделил следующие черты продуктивного обучения как педагогической системы: личностную ориентацию, направленность на социализацию учащихся, необходимость использования технологий эффективного освоения информации.
Для данной системы в качестве критерия продуктивности наличия самостоятельно полученного школьником творческого продукта деятельности играет существенную роль, поскольку, по мнению Н.В. Кузьминой, качество создаваемого продукта в значительной степени отражает готовность и способность учащегося к проявлению компетентности в конкретной области.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать понятие «продуктивная мыслительная деятельность» как мотивированное, целенаправленное освоение учащимися содержания образования, при котором создаваемые ими индивидуальные образовательные продукты становятся средством их дальнейшего развития.
3. Разработка сценария открытого урока литературы в 8 классе
«Контраст как средство раскрытия идеи рассказа
Л. Толстого «После бала»
Тема урока раскрыта на предметном материале, в рамках программы по литературе для 8 класса общеобразовательной школы Г.С. Меркина. На изучение произведения рекомендовано отвести 3 часа. Данный урок планируется как итоговый.
При проектировании учебного занятия учитывались следующие возрастные особенности восьмиклассников.
Выбраны косвенные методы воздействия на сознание подростков: не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».
Для подростка большое значение имеет информация интересная, яркая, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься.
В соответствии с новыми стандартами мы стремились формировать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, что позволит учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. На уроке ученики не запоминают, но осмысливают важнейшие понятия, как бы заново открывая их. Поэтому на уроке уделялось большое внимание нравственным установкам и принципам.
Эти особенности обусловили выбор содержательной и технологической составляющих урока.
Дидактическая цель урока: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и нравственной справедливости, ответственности человека за все, что совершается в жизни, неучастие во зле;
развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять, анализировать, сравнивать);
развитие речевых и коммуникативных умений;
развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива.
Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя, разработанные карточки-задания для групп, словарь урока, высказывания Л.Н.Толстого о смысле жизни, Ф. Шопен. Мазурка ХХ, репродукция картины В. Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»)
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
-умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;
- умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
- умение видеть культурологические связи.
Предметные:
-понимание литературы как особого способа познания жизни;
-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия.
Ход урока
1. Этап – мобилизующий Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).
-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. В начале урока мне хотелось задать вам необычный вопрос: какое у вас сейчас душевное состояние?
- У меня тоже в душе волнение и радость от встречи с вами.
- Что влияет на душевное состояния человека?
(Примерные ответы: ситуация, в которую попадает человек. Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно противоположные).- Посмотрите на картину Василия Кандинского «Черное пятно». (Приложение 1) Какое состояние пытаются передать Кандинский? А как вы это почувствовали? (Художник используют цвет, чтобы показать противоречивые чувства).
- Прослушайте фрагмент музыкального произведения Мазурки Шопена, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (В звучании можно уловить контрастные настроения с помощью звука. Так чувствовал себя композитор, передавая это настроение).Слово учителя. Мы живем в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства, на наше душевное состояние. Цвет и звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.
Эту работу мы проделали не зря. Мы продолжаем изучение рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Сегодня – итоговый урок. Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого. Первый окунет нас в атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа в исполнении учителя или подготовленного ученика на фоне музыки М. Глинки «Бал был чудесный…). А вот другой отрывок (Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…» под военный барабанный бой). (Приложение 2)
- Что вы заметили? (Примерные ответы: изображенные картины в произведении Толстого резко противоположны, контрастны)
2 этап. Формулирование темы самими учениками. Целеполагание.
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Важно, чтобы ученики вышли на ключевые слова темы: контраст, идея (главная мысль произведения)).
Тема урока: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала».
Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов. (Прием целеполагания.)
Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея
Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого
Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,
Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.
Ребята, а зачем или, вернее, почему мы вообще изучаем этот рассказ Толстого?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
3.Этап актуализации знаний.
Слово учителя. Приготовьте листы - карточки «Словарь урока». (Приложение 3)
Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.
Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.
Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.
Попробуем это доказать знанием теории литературы.
Что такое композиция произведения?
Работа с таблицей. Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые чувства).I часть «На балу» II часть «После бала»
1. Залитая огнями бальная зала (языковые средства) Черный, грязный плац
(языковые средства)
2. Обаятельная Варенька
(образ) Истерзанный экзекуцией солдат (образ)
3. Веселые танцы
(композиция) Избиение солдата шпицрутенами (композиция)
4. Внешняя красота и благородство полковника Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя
5. Чувство …. Чувство….
Такая резкая противоположность называется контрастомЭтот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить сегодня на уроке. Исследуем на конкретных примерах роль контраста в рассказе, обратимся к тексту. Для этого обратите внимание на строки таблицы с 1 по 3. В чем противоположность? В чем проявляется контраст у Толстого? (Дети выходят на направления работы групп). Верно, исследовать роль контраста мы будем в системе образов, в композиции и языковых средствах.
Этап. Работа в группах.
Для этого работаем в группах. Для интересной работы у каждого будет своя роль: «специалисты» (готовят выразительное чтение), «лидеры» (руководят работой группы), «критики», «подводящие итог», «редакторы» (исправляют ошибки). У вас на столах конверты с заданиями для групп. (Приложение 4). Исследовать роль контраста мы будем в системе образов, в композиции и языковых средствах. Результатом работы будут ваши заполненные таблицы, выводы, которые вы представите в виде готовых текстов и самопрезентации группы. Каждая группа выбирает специалиста для выразительного чтения отрывка текста.
Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. В раскрытии контраста, проясняя и усиливая его, участвует точка зрения рассказчика, которая приводит читателя к постижению художественной идеи произведения. Эта схема поможет каждой группе увидеть свою часть в общей работе: (схема в конвертах для групп и на слайде). (Приложение 5). Время работы группы – 5-6 минут.
этап. Выступление групп. Самопрезентация.
Время истекло. Вложите в конверты свои работы. Во время ответа одной группы две другие думают над заданием: «На какой вопрос вы получили ответ, слушая выступление группы»
Отвечает 1 группа «Композиция».
Примерный ответ: нашей группе было дано задание сопоставить две части рассказа «На балу» и «после бала». Кого мы видим на балу? Беззаботное веселье, радость, много света и белого цвета. Все это так воспринимает герой-рассказчик Иван Васильевич. Сопоставляемые части контрастны. Душевное состояние героя резко меняется во второй части рассказа.
Вопрос к слушающим: : «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли обе части рассказа по композиции?»).Отвечает 2 группа «Система образов»
Примерный ответ: нашей группе необходимо было сравнить образы Полковника и Наказываемого по внешнему виду, походке и лицу. Соотнеся поля таблицы, мы пришли к следующим выводам. Изображение героев контрастно. Во-первых, контраст подчеркивает их социальное неравенство. Во-вторых, помогает понять, что полковник внешне не изменился, но проявляет злобу и жестокость по отношению к другому человеку. И это понимает читатель через восприятие героя-рассказчика.
Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: « Контрастно ли изображение героев рассказа и в чем оно проявляется?»).Отвечает 3 группа «Языковые средства»
Примерный ответ: наша группа сопоставляла языковые средства через сравнение цвета и звука в рассказе «на балу» и «после бала». Мы пришли к следующим выводам. Во – первых, отмечаем полную противоположность двух частей по «цвету и звуку» (доказывают примерами из таблицы); Авто использует лексические средства (какие? Антонимы, … примеры)Во-вторых, звуки и краски в рассказе даны через восприятие героя-рассказчика – Ивана Васильевича, значит контраст и в душевном состоянии героя рассказа.
Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли языковые средства в рассказе?»).
Этап. Вывод по работе групп.
Все группы, работая над своим заданием, пришли к общему выводу. Какому? Какой художественный прием лежит в основе рассказа? (Толстой использует прием контраста).
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа
Общее в ответах всех групп – это изображение психологического, душевного состояния героя – рассказчика. Именно через понимание его образа мы выходим на художественную идею произведения.
7 этап. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа.
- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе?
(вторая часть – именно после бала изменилась вся жизнь человека)
-Как изменилась жизнь героя после бала?
- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция?
(Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь – отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во всеобщем зле. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя). Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор. Не участие во зле – нравственный выбор героя
-Какова причина событий, изображенных в рассказе? (вспомните сравнение образов полковника и татарина?) Социальные противоречия.
Назовите нужные слова из данных: самодержавие, власть, карьерные устремления, произвол, строй, государство. (Самодержавие, власть)
Дополните недостающее соответствие в таблице«По закону» (принятому в обществе) ПолковникИван ВасильевичСоциальное (общественное) Нравственное (общечеловеческое)
(По закону нравственному, божескому)
-В чем проявляется контраст?
Сформулируйте художественную идею произведения.
В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости. Неучастия во зле. Ответственность человека за все, что случается в мире
Слово учителя
Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его жизни было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человеком. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учился понимать и других.
8 этап. Работа с логической цепочкой. (Приложение 6)
Восстановите логическую цепочку.
- события, изображённые в рассказе, относятся к 40 годам 19 века – время царствования Николая 1, прозванного в народе за особую жестокость Николаем Палкиным;
- конец 19 века – современная автору рассказа эпоха;
- начало 21 века – современная читателю эпоха.
- Чем актуален рассказ сегодня?
9 этап. Подведения итогов урока на рефлексивной основе.
Работа с высказываниями Л.Н. Толстого
У Вас на столах цитаты - слова великого Толстого (Приложение 7)
Выберите ту, которая соответствует вашему душевному состоянию, возникшему сегодня на уроке.
Заключение.
Данный урок разработан в рамках методической темы: «Организация продуктивной мыслительной деятельности как средство формирования метапредметных компетенций учащихся среднего подросткового возраста на уроках литературы»
Организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности, применение в системе работы на современном уроке литературы эффективных методов, средств и форм создает условия, способствующие формированию метапредметных компетенций обучения.
В основе организации такого учебного процесса лежит принцип продуктивности, согласно которому «главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика» (А.В. Хуторской), содержащее внутреннюю и внешнюю составляющие. Внешняя составляющая включает материализованные результаты освоения литературы как учебного предмета, внутренняя составляющая — это освоенные способы деятельности, осмысленные знания об этих способах и другие личностные новообразования. Поскольку уровень образовательной продукции учащихся определяется их индивидуальными способностями, изменения внешних образовательных продуктов отражают их внутренние образовательные изменения, т.е. развитие личностных качеств (личностный рост).
Сегодня, как учитель-практик, автор твердо уверена в том, что от педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления. В связи с этим необходимо создание современного педагогического инструментария, который позволит учителю не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию нового социального заказа.
В качестве оценки эффективности предлагаемого опыта рассматривается диагностика личностного роста учащихся.
Оценивать внутреннее «образовательное приращение» учащихся как результат работы одного учителя нельзя, так как это результаты всего образовательного процесса, работы всех учителей, семьи, общества. Диагностику внутреннего «образовательного прироста» можно оценить опосредованно, проанализировав плановую диагностику образовательных результатов обучения.
Диагностика учащихся 8 А класса
1. Мониторинг личностного роста.
Опросник «Личностный рост» (методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.)
Личностный профиль класса определяется средними значениями по определяющим «характерам отношений к …» учащихся класса по шкале:
+15 - +28 – устойчиво – позитивное отношение;
+1 - +14 – ситуативно – позитивное отношение;
-1 - -14 – ситуативно – негативное отношение;
-15 - -28 – устойчиво – негативное отношение.
Результаты диагностики учащихся 8 А класса (20 человек).
1 срез – 6 А класс (сентябрь 2012 год)
2 срез – 8 А класс (декабрь 2014 год)
№ Параметры1 срез2 срез«Личностный прирост»
1 к семье20 21,4 1,4
2 к Отечеству12 15,5 3,5
3 к Земле14,2 16,3 2,1
4 к миру13,4 17,4 4,0
5 к труду10,6 11,5 0,9
6 к культуре12 16,8 4,8
7 к знаниям10,7 18,2 7,5
8 к человеку как таковому9,9 13,5 3,6
9 к человеку как Другому12,5 17,5 5,0
10 к человеку как Иному14,6 18,1 3,5
11 к своему телесному Я 15,8 22,0 6,2
12 к своему внутреннему миру16,5 18,2 1,7
13 к своему духовному Я 15,8 20,0 4,2
Личностный профиль 8 А класса
Мониторинг личностного роста учащихся 8А класса на протяжении двух учебных лет показывает положительную динамику по всем характеристикам. Личностный профиль класса лежит в области устойчиво-позитивного характера отношений к указанным параметрам.
Список литературыФедотова Е.Ю. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности.
Пластинина Ю.А. «Роль учителя в формировании опыта продуктивной учебной деятельности у школьников»
М.М. Поташник и М.В. Левит «Как помочь учителю в освоении ФГОС». Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. - М.:2014, 315 с.
Л.Н. Толстой. «После бала». Рассказ. http://ilibrary.ru/text/1005/p.1/index.html
Ф.Е. Соловьева. Методическое пособие к учебнику литературы 8 класса. Под редакцией Г.С. Меркина. М.: «Русское слово», 2012, 312с.
«Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 8 классе» http://festival.1september.ru/articles/572020/
Анализ рассказа Л.Н. Толстого «После бала» http://lit-helper.ru/p_Analiz_rasskaza_Posle_bala_Tolstogo_L_N
Картины (репродукции) В. Кандинского «Красное пятно», «Черное пятно» http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fshkolazhizni.ru%
Приложение 1.
В. Кандинский. «Красное пятно» 1913г.
Эрмитаж, Санкт – Петербург

Приложение 2. «Бал был чудесный…»


«Я стал смотреть туда же…»

Приложение 3.
Словарь урока по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
Композиция – построение произведения
Рассказчик – тот, кто рассказывает (Иван Васильевич)
Автор – тот, кто написал рассказ (Л.Н. Толстой)
Работа с моделью композиции рассказа. Используя модель, ответьте, в чем особенность композиции?
На балуПосле балаНа балуПосле балаЗаключениеВступление
Опора ответа:
Повествование ведется от лица …………, ……….., вспоминающего ….
Рассказ заключен в «……», такой прием называется ……
Обо всех событиях мы узнаем от ……..
Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода:………….. и ……………..
В данной модели не все фигуры одинаковые, потому что……
Какая из частей называется как рассказ, почему?
Работа с таблицей. Проанализируйте 1 и 2 части таблицы. Что вы заметили? Добавьте пропущенное в 5 строке.
I часть II часть1. Залитая огнями бальная зала (языковые средства) Черный, грязный плац
(языковые средства)
2. Обаятельная Варенька (образ) Истерзанный экзекуцией солдат (образ)
3. Веселые танцы (композиция) Избиение солдата шпицрутенами (композиция)
4. Внешняя красота и благородство полковника Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя
5. Чувство …. Чувство …..
Приложение 4. Задания для групп.
1 группа. Контраст в композиции.
Соотнесите поля таблицы, дополните их 1-2 примерами из текста рассказа. Сделайте выводы. Дайте ответ в виде связного текста (в слабом классе можно использовать опору для ответа). Выразительное чтение отрывка, наиболее ярко иллюстрирующего контраст в композиции. На балу После балаХозяева баладобродушный старичок, богач-хлебосолУлицаЧто-то большое, чёрное, жёсткое
Варенькав белом платье, в белых перчатках, СолдатыМного чёрных людей, в чёрных мундирах
Иван
ВасильевичСчастье моё всё рослоИван
ВасильевичБыло стыдно, опустил глаза,
ВыводыДушевная состояние героя…..
ВыводыДушевное остояние героя …..
2 группа. Контраст в «Системе образов».
Соотнесите поля таблицы, дополните их 1-2 примерами из текста рассказа (стр. 358). Сделайте выводы. Дайте ответ в виде связного текста. Выразительное чтение отрывка, наиболее ярко иллюстрирующего
После бала ПОЛКОВНИК ТАТАРИН Выводы
Внешний вид Высокий военный Оголённый по пояс спина его - что-то пёстрое, …
неестественное Полковник…
Наказываемый …
Замшевая перчатка Походка шёл твёрдой подрагивающей походкой То опрокидываясь назад…то падая наперёд Полковник (Уверенный в своей правоте человек);
Наказываемый…
Лицо Румяное лицо Сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы… Татарин испытывает…
лицо полковника.. Раздувая щёки… Грозно и злобно нахмурившись… 3 группа. Контраст в языковых средствах.
Соотнесите поля таблицы, дополните 1-2 примерами из текста рассказа. Сделайте выводы. Дайте ответ в виде связного текста, используя опору для ответа. Выразительное чтение отрывка, наиболее ярко иллюстрирующего На балуПосле балаВыводыЦветаВаренька в белом платье ……. Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах) Контраст цвета:
Белое –
Черное –
Красное -
Спина… ЗвукиКадрили, вальсы, польки… Били барабаны, свистела флейтаКонтраст звука.
Флейтщик (почему не флейтист) барабанщик
Мелодия – не музыка? а что?
Мазурочный мотив… Нежно, плавно… Неприятную, визгливую мелодию
Приложение 5. Схема-опора для групп.

Приложение 6. Логическая цепочка.

Приложение 7.
Высказывания Л.Н. Толстого о смысле жизни
« Смысл жизни в служении людям. Жить для одного себя нельзя. Это духовная смерть. Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе любви, и добра»
«Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя».
«Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе»
«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя»
«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира»
«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
«Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно»
«Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть»
«Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только вспомнишь, что живешь не телом, а душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете».
«Прошлой ночью я подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в то движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним»
«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви». «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
«Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только вспомнишь, что живешь не телом, а душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете».
«Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».