Открытый урок. Контраст как основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого После бала
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
п.БалягаАвтор урока Лисихина Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. БалягаТема урока: «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
Цель урока: Развитие умений и навыков анализа художественного текста, обучение приёму сопоставления; воспитание чувства уважения и любви к человеку
Задачи: обучающие: - Дать понятие контраста в литературе как художественного приема.
- Анализировать текст: провести наблюдение над языковыми средствами, выявить, какие приёмы позволяют отразить душевное состояние человека в искусстве?
- Увидеть взаимосвязь формы и содержания.
- Раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».
развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас;
воспитательные: формировать интерес к предмету
Тип урока усвоение новых знаний
Методы обучения: диалогово - проблемный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, познавательный, коммуникативный.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Базовый учебник: Г.С Меркин Литература8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
Планируемые образовательные результаты:
Предварительная подготовка учащихся к уроку: ознакомиться с текстом, повторить литературоведческие термины, приготовить индивидуальное сообщение об эпохе НиколаяIОборудование
Компьютер
Проектор
Документ-камера
Интерактивная доска
Мультимедийная презентация
Опорные карты для каждого учащегося
Работа учащихся: урок полностью рассчитан на продуктивную работу учащихся: индивидуальную, групповую. Опора идет на знания учащихся. Сочетаются разные формы работы: устная, письменная, с текстом, индивидуальная, групповая, творческая. Мотивация учащихся:
-индивидуальное целеполагание;
-сотрудничество;
-познавательный материал;
-использование ИКТ (опорные карты, презентация, музыка);
-творческие работы, рисунки.
Компетентностный подход- работа со словарями, с новыми словами, терминами, создание оригинального текста).Здоровьесберегающие ресурсы урока :1.Смена учебной деятельности, режимов работы (чередуется работа с текстом, с компьютером, с опорной картой; самостоятельная, групповая работы; слушание, письмо, чтение и говорение).2.Происходит расслабление и релаксация во время прослушивания музыки.
3.Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
4.Проблема, обсуждаемая на уроке, затрагивает нравственное здоровье человека.
Формируемые УУД на всех этапах урока
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач(П2)Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л)
Целеполагание. (Р)Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)Формулирование собственного мнения(К)Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности(К)
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный этап Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха Подготовка класса к работе.
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся I Эксперимент.
- Сегодня мне хотелось бы начать урок необычно, с двух видов искусства: живописи и музыки. Я хочу предложить вам обратиться к картине Айвазовского «Девятый вал» и прослушать фрагмент симфонии № 9 Бетховена. Одновременно задумайтесь над вопросами:
- Что вы можете сказать о настроении и чувствах, вызванных в вас этими произведениями?
Учитель. Что позволило вам столь точно понять смысл живописного и музыкального произведений? Какие средства изобразительности использовали авторы картины и музыки?
Учитель. В каких отношениях находятся цвета в живописном произведении и музыкальные фрагменты в симфонии?
Учитель. А как называется резкое противопоставление?
Учитель. Мы увидели, как композиционный приём контраста, использованный в музыке и живописи, позволил авторам донести до нас смысл, идею их произведений, вызвать в нас ответную реакцию. Но литература ведь тоже искусство, искусство слова. Давайте посмотрим, как работает этот приём в литературном произведении на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Слайд № 2.
II. Оглашение темы и целей урока.
Итак, тема сегодняшнего урока:«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Основной вопрос, который сегодня мы должны решить,который задает Иван Васильевич :«…человек не может понять, что дурно, а что хорошо». Так ли это?»Слайд № 3.
(Просмотр и прослушивание)Слайд № 1.
Настроение тревожное, напряжённое. Возникает чувство беспокойства о судьбе героев.
Состояние тревоги вызывает в картине Айвазовского цветовая гамма. В музыке Бетховена различен характер музыкальных фрагментов: сначала музыка сильная, напористая, громкая, вызывающая тревогу и смятение чувств, а затем плавная, мягкая, мелодичная, снимает напряжение и вселяет надежду на благополучный исход.
В отношениях противопоставления, антитезы
Контраст
Записывают число и тему урока в тетрадь
3 Актуализация знаний Для повторения литературоведческих терминов, знание которых необходимо в процессе урока, учитель предлагает учащимся выполнить тест соответствия:
Тест соответствия
Фамилия имя ученика______________________________
Литературоведческий термин Определение
1. Композиция 1. Яркое художественное определение, придающее речи большую изобразительность, основанное на переносе значения
2. Идея 2. Резкое выражение противопоставления
3.Антитеза 3. Построение произведения, соотнесённость частей произведения
4.Контраст 4. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения
5.Эпитет 5.Противопоставление характеров, обстоятельств, композиционных частей
Ответ:
Выполняют тест с последующей самопроверкой по эталону
4 Первичное усвоение новых знаний Чтобы перейти к анализу текста мы должны с вами охарактеризовать эпоху, которая изображена в рассказе. Сегодня к уроку Саша Мансуров приготовил небольшое сообщение. Послушаем
Анализ текста
. А теперь перейдём к тексту рассказа. Что вы можете сказать об особенностях композиции этого рассказа?
. Назовите элементы композиции рассказа.
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. Слайд № 5 .
Что можно сказать об основной части рассказа?
Сообщение
. Повествование ведётся не от автора, а от лица уважаемого человека Ивана Васильевича
Вступление, картина бала, то, что произошло после бала, заключение.
. Она в свою очередь представлена двумя картинами: картина бала и картина истязания.
5 Первичная проверка понимания Верно. Давайте проведём небольшую исследовательскую работу по этим эпизодам по следующему плану Слайд № 6.
Картина бала Картина наказания
Бал:
- зала
- буфет
- музыканты Улица
Варенька Солдаты
Полковник Наказываемый
Иван Васильевич Полковник
Характер музыки Характер музыки
Иван Васильевич
Учитель. У каждого из вас есть карточка(приложение № 2). Вам каждому надо поработать над тем персонажем, объектом, который указан у вас в карточке: найти нужный эпизод и выписать в тетрадь образный ряд, характеризующий данный персонаж, объект, т.е. проводим наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых автор описывает картину бала и наказания солдата.
5 -7 минут самостоятельной работы.
После выполнения работы учитель предлагает ученикам рассказать о своих наблюдениях. Ребята отвечают на следующие вопросы, опираясь на текст и свои записи в тетрадях:
- Каков бал, зала?
- Кто был главной героиней бала? Какой вы её увидели?
- Кто ещё привлекает наше внимание и внимание публики, собравшейся на балу? Каков он?
- Что вы можете сказать о музыке? Какая звучала музыка? Каков её характер?
- Каков главный герой? Каково его настроение, психологическое состояние? Почему? (Он влюблён, красив, молод).Слайд № 8.
Учитель. Ребята, а теперь, используя свои наработки, нарисуйте словесную картину бала: каким он вам представляется, обратите внимание на преобладающие цвета (белый, розовый), с чем эти цвета ассоциируются? (Свет, чистота, благополучие, праздничность).
Работают самостоятельно
Отвечают на вопросы
Предполагаемый ответ учеников. Бал чудесный, зала прекрасная, залитая светом и блеском. Музыка весёлая, праздничная. Звучат вальсы, мазурки, польки, кадрили. Дамы в красивых нарядах, кружатся пары. Лица радостны. Все счастливы и веселы.
6 Релаксация Погружение в атмосферу бала, прослушивание музыки, которая, возможно, звучала всю ночь в ушах нашего героя: Глинка «Вальс-фантазия». 1 мин
6 Первичное закрепление Учитель. Но, к сожалению, ребята. На этом рассказ не заканчивается. Послушаем, каковы результаты тех учеников, которые работали над вторым эпизодом: картиной истязания, наказания солдата.
Беседа: Слайд № 9.
- Какова улица, на которой оказался Иван Васильевич после бала? Что даёт нам описание улицы? Какие краски преобладают здесь?
- Каковы образы солдат? Что можно сказать о цвете их мундиров? Какую роль это играет?
- Что можно сказать о характере музыки, сопровождающей истязание
- Что вы можете сказать о наказываемом солдате? Какой цвет стал преобладающим в этой сцене? О чём это говорит?
- С образом какого персонажа связано это зло?
- С каким чувством полковник творит это зло?
- А есть ли персонаж, который по-другому относится к этому? Каково его психологическое состояние в этот момент?
Учитель. Итак, ребята, мы увидели две картины жизни, так ярко нарисованные автором. Как же удалось автору это сделать? Какой приём использовал автор, чтобы мы так живо представили себе эти картины?
Учитель. Правильно. Мы увидели, что во всех произведениях искусства, и в литературе в том числе, контраст позволяет лучше понять произведение, услышать то, что хотел сказать автор. Давайте подведём итог этой части урока. В каких элементах рассказа Л.Н. Толстой использует приём контраста и ещё раз обозначим роль контраста в данном произведении. Слайд № 10.
Учитель. С каким персонажем связана главная мысль произведения, его идея? Как относится этот персонаж к существующему в мире злу?
Учитель. Как повлияло на Ивана Васильевича то событие, свидетелем которого он стал?
Учитель.Как прожил он свою жизнь, каким он был, какими были люди, с которыми он общался, как относились к нему молодые люди, которым он рассказывал свою историю?
(Ученики зачитывают соответствующие фрагменты, отвечают на вопросы.Предполагаемый ответ.Появляется серый, мрачный цвет. Настроение меняется, возникает какое-то беспокойство, предчувствие беды).(Предполагаемый ответ.Появляются солдаты. Цвет чёрных мундиров усугубляет настроение: из беспокойного оно перерастает в растущую тревогу).? (Предполагаемый ответ.Герой слышит музыку. Это звук барабанов и флейты. Музыка неприятная, визжащая. Барабан возвещает о происходящей трагедии, флейта передаёт ощущение пронзительной боли). (Предполагаемый ответ.Преобладающим стал цвет крови, боли, страдания. Это говорит о том, что в мир пришло зло.) (С образом полковника).
(Предполагаемый ответ.Он творит это зло с равнодушием, точно выполняя свою работу, все предписания инструкции).
(Предполагаемый ответ.Да, есть. Это Иван Васильевич. Он потрясён и возмущён увиденным.Его настроение счастья мгновенно исчезает).
(Предполагаемый ответ.Автор использует приём контраста.)
(Предполагаемый ответ.Автор использует контраст в языковых средствах, в системе образов, в композиции. При помощи этого приёма автор показал две стороны жизни, два мира. Жизнь красивую. Счастливую, радостную. Но есть и другой мир – мир страшный, мир жестокости и насилия.) (Предполагаемый ответ.Главная мысль произведения связана с образом Ивана Васильевича. Восхищаясь Варенькой и отношением к ней её отца, Иван Васильевич посчитал себя причастным к этому злу. Ему стало стыдно за полковника и за свою принадлежность к этому обществу. Он дал оценку совершающемуся в мире злу, он отверг его, он не принял его, не принял жестокость страшного мира, которая совершается с такой уверенностью, так привычно и так обыденно.). (Предполагаемый ответ.Это событие изменило его жизнь: Он отказался от Вареньки, от военной карьеры.). (Предполагаемый ответ.Это был уважаемый человек.Ребята зачитывают строки, которые свидетельствуют об этом.).
Закрепление Учитель. Но обратимся к проблемному вопросу урока: «…человек не может понять, что дурно, а что хорошо. Так ли это?» (Предполагаемый ответ.Нет. Человек может это понять и жить так, чтобы не проявлять равнодушия. Человек должен чувствовать ответственность за всё происходящее вокруг.).Учитель. Запишем в тетрадь вывод:Слайд № 11.
Человек должен чувствовать моральную ответственность за всё
происходящее вокруг.
VI. Закрепление. Тест. См. приложение № 3.
VII. Заключение.
Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за происходящее вокруг нас, в современном мире? Давайте поговорим на эту тему. В ответе на этот вопрос вам поможет следующий слайд. Слайд № 12.
Звучат высказывания учащихся.
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Выберите одно любое задание из предложенных:
мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»?
8 Рефлексия Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)
Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания