Конспект урока по литературе Лев Николаевич Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.
8 класс Литература
Тема: Лев Николаевич Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.
Цели: познакомить с основными биографическими сведениями о писателе, историей создания рассказа «После бала», углубить литературные знания, умения, навыки анализа произведения; развивать логическое мышление, обогащать словарный запас; помочь учащимся дать оценку поступкам действующих лиц.
Тип: изучение нового материала
Технология: ИКТ, проблемное обучениеОборудование: выставка фотоматериалов, иллюстраций к биографии писателя, вальс из кинофильма «Война и мир» (кадры фильма)
Ход урока
1.Организационный момент 2. Мотивация учебной деятельности (работа с эпиграфом)
«Если можно было бы писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» Теодор Драйзер
3 Объявление темы, цели урока 4 Актуализация опорных знаний 4.1. Вступительное слово учителя
Каким же он был, граф Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель? Отрывки из писем Толстого, воспоминания о писателе изображают его как человека огромной и разносторонней культуры, ярко мыслящим; речь Толстого была выразительна, эмоциональна, красива. В общении с людьми он был сердечен, необыкновенно деликатен, прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу его интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил писатель Горький: «Выйдет он - маленький. И все сразу станут меньше его». В памяти людей Толстой - не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям. 4.2. Сообщения учащихся о писателе 5.Восприятие учебного материала 5.1. Слово учителя (звучит вальс из кинофильма «Война и мир») Бал… Танцы были важным элементом дворянского быта. В жизни русского столичного дворянства время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам; другую половину занимала служба, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снимались вечером на балу или званом вечере. Бал – непринуждённое общение, светский отдых, где границы служебной иерархии ослаблялись. Основным элементом бала были танцы. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим основу танца. Второй бальный танец – вальс, который состоял из одних и тех же повторяющихся движений. Танцевали кадриль, котильон. На бал съезжались к десяти часам вечера, а заканчивался он лёгким ужином часу во втором. Разъезжались же гости к пяти утра. Итак, на балу можно было расслабиться, продемонстрировать свои наряды, утончённые манеры. На бал мог приехать и государь. Бал – один из способов весело и шумно провести ночь. 5.2. Слово об истории написания рассказа 18 июня 1903 года сделал набросок в Дневнике: « Весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу красавицу. Дочь воинского начальника – поляка, танцует с ней; и красавец старик отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро после влюблённой бессонной ночи звуки барабана, и сквозь строй гонят татарина, и воинский начальник велит больше бить». Здесь точно записано содержание рассказа, первоначально названного «Дочь и отец». 5.2. Анализ композиции рассказа - Можно ли считать, что рассказ построен по классическому образцу? (рассуждения учащихся) - Как начинается рассказ? (рассуждением героя) - Какое предложение вызывает интерес, желание читать дальше? (Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…») - От какого лица ведётся рассказ? Почему? - Что является завязкой рассказа? (описание Вареньки, выборочное чтение) - Как автор описывает танец отца с дочерью, какие чувства его переполняют (развитие действия) - Каким рассказчик видит отца своей возлюбленной утром? - Какой финал рассказа? (любовь сошла на нет) 5.3. Проблемные вопросы – Почему рассказ назван «После бала», хотя основная часть произведения повествует о самом бале? – Почему Лев Николаевич Толстой отказался от первоначального названия рассказа «Отец и дочь»?
- Какой приём использовал писатель, чтобы раскрыть идею рассказа? 6. Рефлексия Тест по произведению Л.Н.Толстого «После бала» 1. Замысел произведения: А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого. 2. О событиях какой эпохи рассказывает Иван Васильевич? А) Александра II Б) Николая 1 В) Николая II 3. Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «...Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае...»? А) Вареньке Б) Ивану Васильевичу В) Петру Владиславовичу 4. С каким императором проводится параллель при описании отца Вари в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? А) Александром III Б) Николаем I В) Николаем II 5. За что наказывали солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? А) За трусость Б) За побег В) За грубость начальнику 6 . Кто по званию был отец Вареньки? А) Капитан Б) Майор В) Полковник 7. Что дала на память Варенька главному герою? А) зеркальце Б) перчатку В) Носовой платок 8. Какой композиционный прием лежит в основе рассказа Л.Н. Толстого «После бала» А) сравнение Б) метафора В) антитеза
9. Как называется имение Л.Н. Толстого, в котором он прожил большую часть своей жизни? А) Большие Луки Б) Ясная Поляна В) Красная Поляна 10 . Какую сторону творческой личности Л.Н. Толстого раскрывает рассказ «После бала»? А) иронию Б) гуманизм В) религиозность 11. Тема произведения: А) повествование о любви Ивана Васильевича; Б) рассказ о полковнике; В) показ николаевской России 6. Итог 7. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов: «Бал был чудесный…» до слов «в белых атласных башмачках»
1.Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
2.Вклад в повышение
качества образования, распространение собственного опыта, использование новых образовательных технологий
3.Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений
5. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы