Конспект урока Л.Н. Толстой После бала Контраст как прием, позволяюший раскрыть идею рассказа. 8 класс


Алматинская область
Уйгурский район, с. ЧарынКГУ «Средняя школа им. М.Хамраева с ДМЦ»
Сертифицированный учитель русского языка и литературы (2 уровень)
Идрисова Гульмира КарлиновнаКласс: 8
Тема урока: Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Цели: - Учащиеся, применяя уже имеющиеся знания о сюжете, сумеют раскрыть писательский замысел и особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала»;
- Учащиеся знакомятся с контрастом как литературным и музыкальным приемом на основе изучения жизненных источников, особенностей композиции рассказа; на основе наблюдения над языковыми средствами;
- Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы: Индивидуальная, парная, групповая.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, поисковый, практический.
постер, игровая разминка «Домино», опережающее задание, «Черный ящик»
Оборудование: Учебник, оценочные бланки, памятки для учащихся с указанием их функций.
Ключевые идеи: В основе обучения – диалог между учениками, между учеником и учителем. Данный подход позволяет учащимся построить собственное критическое мышление.
Применяемые модули: 1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ.
5. Обучение талантливых и одаренных.
6. Управление и лидерство в обучении.
7. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Оценивание Формативное, суммативное, критериальноеОжидаемый результат: Учащиеся познакомятся с контрастом как литературным и музыкальным приемом, позволяющим определить идею и тему произведения
Этапы урока: Деятельность учителя Деятельность ученика
Стадия
вызова Приветствие учеников.
Психологический настрой.
Беседа.
1.ПР. Проверка выполнения д\з
Смена парного состава.
2.-Давайте перенесемся в эпоху 19 века, для того чтобы узнать о том времени, о взглядах людей того времени и писательском замысле данного рассказа. В этом нам помогут видеосюжет и ученица К.Г.
3. Учитель объявляет тему урока.
-Правильно. Как вы слышали и увидели, и в музыке и во всем, прослеживается полное противопоставление, прием контраста.
– Для чего он его использовал?
-Как мы сформулируем тему урока: Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
- Какие цели урока мы должны отсюда вываести? О чем мы еще не знаем?
Зная сюжет рассказа, мы не знаем чего? Приветствие учителя.
А) Учащиеся в паре строят последовательность событий в произведении; (от лица автора) сюжет
Б) Дети меняются в паре. Строят последовательность рассказа в реальности. (от лица героя) фабула
Дети внимательно смотрят видеосюжет.
- Что необычного вы увидели и услышали при просмотре данного видео? (бал: музыка, добрые и улыбающиеся лица, довольные и счастливые) и (улица: дробь барабана, жестокие взгляды людей)
- Что изменилось в звучании музыки?
- Изменилось ли при этом ваше настроение?
- Чем отличается звучание этих мелодий? (противопоставление)
Учащиеся записывают тему урока.
Дети выражают свои мнения. Выводят целевые установки.
2. Стадия
осмысления 1.Опережающее задание
2.- Вы прочитали рассказ Л.Толстого «После бала». –Понравился ли вам рассказ? Дайте краткое содержание произведения.
3.-Какие литературоведческие термины мы употребляем на данном уроке? (сюжет, композиция, контраст, антитеза)
4. Формирование групп. Задания группам
5.Черный ящик
Вывод:
-Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски?
РАЗМИНКА. Игра «Домино» Ученице К.Г. заранее дано опережающее задание «О писателе и его замысле рассказа «После бала»;
Ученица А.Н. – «Чем являлся бал для дворянина 19 века?»
Ученик (1-2) рассказывают содержание.
По названным словам учащиеся формируют группы.
1 группа
Сравните 2 сцены (бал и наказание солдата)
2 группа
Сравните (I и II ч ) поведение и внешность полковника на балу и после бала.
3 группа Сравните описание зала у предводителя и описание улицы.
4 группа Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после.
(Можно внести ящик под звуки игры «Что? Где? Когда?, положить предметы, встречающиеся по тексту. Например: перчатки, веер, и т.д.)(Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров.)Составление вопросов и ответов (учащиеся самостоятельно составляют вопросы и ответы по правилам игры)
Рефлексия Рефлексия. Прием критического мышления «Думай и дай ответ»
2.Задание на дом. Высвечивается на доске. Сочинение – эссе «Мое отношение к герою» по рассказу «После бала» Л.Н.Толстого. Анализ на основе приобретенных знаний.
Записывают в дневниках.
Анализ урока
Что было удачно?
Что было неудачно? На какие сильные стороны можно полагаться? Откуда возможна поддержка? Как проходил урок? Что следующее Вы собираетесь делать?