Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся
Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".Бернард Шоу
Что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученикаДоклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект - не одно и то же.
2.Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
3.Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
4.Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Учебный проект основывается на следующих моментах: -развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления; - самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; - решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области; - представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению; - сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").
Характерные особенности этого метода обучения.-наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. -иметь ясную, реально достижимую цель. -проектный продукт, который создается автором в ходе его работы -предварительное планирование работы.
Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.-проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. -целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.-планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.-самооценка и рефлексия.