Статья на тему: Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языка
Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языкаОдной из главных целей концепции модернизации образования является повышение качества и эффективности образования. В связи с решением этой задачи возникает вопрос: «Как же повысить эффективность и качества обучения иностранному языку?». Работая над данным вопросом, следует выяснить следующее:
В чем заключается внутренняя и внешняя активность ученика на уроке?
Каким образом можно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке?
Какие условия необходимы для развития творчества и самостоятельности учащихся на уроке?
При традиционной методике обучения иностранному языку урок часто анализируется с позиции постоянно, но высокой активности всех учащихся. Как понимать эту активность? В чем она должна проявляться? Очень часто в погоне за активностью заставляют многократно проговаривать, составлять по образцу предложения за предложением, как можно быстрее, да ещё и хором. Под этим многие подразумевали активизацию. Но активизация ли это? Всем хорошо известно, что сам факт активного проговаривания вовсе не означает, что ученик активен, за этим скрывается пассивность мысли, чувства и даже бездумность на мой взгляд. Так как в результате такой работы происходит неосмысленное заучивание слов, фраз. Произнося за единицу времени, как можно больше предложений мы часто выхолащиваем мысль, а без мысли нет подлинного говорения.
Коммуникативная методика обучения иностранному языку, которая вошла в практику работы наших школ предполагает иной подход к обучению говорению и другим видам речевой деятельности. Одним из принципов данной методики является принцип речемыслительной активности; то есть необходимо наличие внутренней активности (мыслительной работы учащихся).
Мыслительная работа всегда совершается при внутренней активности, что предполагает постоянную мотивационную готовность выразить своё отношение к явлениям действительности, увиденному, услышанному. При наличии постоянной внутренней готовности ученик «упражняется» в говорении, даже тогда, когда молчит, так как происходит внутреннее осмысление и проговаривание.
Без развития речемыслительной деятельности учащихся не может быть коммуникативности (поэтому я считаю данною тему очень актуальной).
Современная концепция обучения предполагает переход на новую парадигму воспитания и образования – на личностном – ориентированную. Изменились ценностные ориентации в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособным интегрироваться в мировое сообщество. Ученик стал рассматриваться как субъект деятельности учения, а это значит обучение и воспитание направлено на формулирование личности, способной к самореализации и самоопределению.
Специфика предмета иностранный язык заключается в том, что иноязычной деятельности нельзя научить, ей можно только научиться. Для этого необходимо создавать такие условия, чтобы на уроках увеличивалось интеллектуальная нагрузка учащихся, то есть развивал речемыслительная деятельность.
Считаю что активизация речемыслительной деятельности – это один из путей повышения интеллектуальной нагрузки учащихся, повышение творчества и самостоятельности. Главным стимулятором речемыслительной активности на уроках иностранного языка служит речемыслительная задача, а «основным мотором» - познавательный интерес (Е.И.Пассов).
Поэтому я стараюсь так планировать уроки, чтобы ученик был активен, действовал самостоятельно и проявлял своё творчество.
С этой целью использую методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся:
- «Мозговой штурм» (кластер)
- Ситуационная задача (актуальность, проблемность, найти решение, сделать выбор).
Речевая деятельность человека носит поисковый характер. Для того чтобы речевая деятельность на иностранном языке была более естественная, важно направить её на решение познавательных задач.
Стимулирование речемыслительной деятельности зависит от функции абстрактно – логического мышления. Они включают анализ, логику, синтез. (Анализ позволяет выявить признаки предмета или явления, различить существенное и несущественное. Логику позволяет установить причинно-следственные связи между признаками. Синтез обеспечивает более глубокое понимание предмета или явления.)Например, при изучении темы «Дом» вместо того, чтобы дать учащимся готовое описание типичного английского дома, им предлагается внимательно рассмотреть картинку и обнаружить на ней не менее 15-ти особенностей, которые можно увидеть в английских домах. Опираясь на логические рассуждения, учащиеся делают вывод о том, почему в английском доме устанавливают камин, а не печь; почему дома обычно «двухэтажные» и др. В результате такой работы школьники самостоятельно строят свои высказывания об английском доме, привлекая дополнительные материал.
Эффективной формой абстрактно-логического мышления является построение смыслового комплекса высказывания (mind map интеллектуальной карты), который представляет собой основные понятия обсуждаемой темы, соединенной между собой логическими связями. Смысловой комплекс служит как бы путеводителем для построения самостоятельного высказывания.
Задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классификацию.
Например: Что можно увидеть в английском доме? (a fireplace). Что можно увидеть только в российском доме (Russian stove). Какие предметы быта вам кажутся наиболее важными? Расположите их в порядке убывания важности для вас.
Задание на классификацию: распределите список известных слов по группам: животное, растение, вещь. Такие задания могут симулировать дискуссию и подвести учащихся к монологическим высказываниям.
Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое общение. Например: Убедите ваших родителей в том, что давно пора приобрести для кухни посудомоечную машину. Подумайте о своих аргументах. Какие возражения могут сделать родители?
Какой подарок вы преподнесете своим родным и друзьям? Почему? При помощи каких вопросов можно узнать об их привычках и увлечениях?
Какую страну вы хотели бы посетить и почему? Чем она вас привлекает? Обоснуйте вашу точку зрения.
Для выполнения перечисленных заданий требуются дополнительное чтение, самостоятельная подготовка и помощь учителя.
В обучении иноязычной речи полезно опираться на наглядно-образное мышление, то есть на зрительные представления и действия с ними. В наглядно-образном мышлении большое значение имеет воображение. При изучении темы “Внешность и внешний вид” можно предложить задание описать “чудовище”, используя слова: very big eyes, long hair и т.д. Другие учащиеся слушают описание “чудовища” и пытаются нарисовать его.
В наглядно-образном мышлении используется память. Учащиеся в течении десяти секунд рассматривают картинку “кухни” и затем по памяти строят следующие высказывания о том, что есть и чего нет на картинке.
В наглядно-образном мышлении также важны пространственные представления. С их помощью учащиеся пытаются представить, как можно расположить мебель в комнате, как лучше пройти к нужному пункту в городе, как быстрее всего выйти из здания на случай пожарной тревоги и т.п. Эти задания выполняются без зрительной опоры, с использованием только пространственных представлений.
Для стимулирования речемыслительной деятельности важно также конкретно-ситуативное мышление. Оно осуществляется в процессе восприятия конкретной ситуации, которая чаще всего бывает представлена на картинке или фотографии.
Привычным является описание картинки. Однако описание лишь тогда стимулирует речемышление, когда с помощью описания решается некоторая проблемно-познавательная задача. Она может заключаться в том, чтобы догадаться и описать не вполне понятные детали, дать исчерпывающее название всем изображённым на картинке деталям.
Более сложным является рассуждение. К нему прибегают, когда изображаемая на картинке ситуация является не вполне ясной и требуется логическое рассуждение, чтобы понять её.
После того как содержание картинки становится более понятным, наступает этап интерпретации изображения, целью которого является осмысление содержания картинки и формулирование умозаключений. Обращается внимание на смысл изображённых предметов, персонажей и их действий, а также на смысл самой картинки. Изображение может носить исторический, нравственный, политический характер. Интерес вызывают фотографии археологических раскопок, бытовые эпизоды из жизни народов разных стран, сенсационные политические события и др.
Мотивировать речемыслительную деятельность на иностранном языке можно, если обучать школьников стратегии высказывания.
Стратегия высказывания (планирование и осуществление действий) меняется в зависимости от познавательной задачи. Высказывание может планироваться и осуществляться как ответ на вопрос, поиск деталей (дат, цифр, имён), поиск подробностей (фактов, сведений, обстоятельств), понимание процесса или явления (что такое молния, как возникают ураганы), умозаключение (самостоятельный логический вывод, не содержащийся в изучаемом материале), гипотеза (предположение на основании изученного материала), осмысление (в виде краткого, но всеобъемлющего заголовка), логическое построение (восстановление смысловой последовательности), резюме (суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правилами).
Подобная стратегия может применяться как для организации устного речевого общения, так и для обучения слушанию, чтению и письму. Наиболее привычной формой работы является вопросно-ответная. Вопрос стимулирует речемыслительную деятельность, если он направлен на то, что вызывает познавательное затруднение в связи с недостаточной информированностью учащихся, языковой сложностью материала, проблемным характером темы или идеи.
Поиск деталей может носить как открытый, так и закрытый характер. Более стимулирующим речемыслительную деятельность является поиск “закрытой” информации, которая неявно содержится в тексте: Какое событие было раньше? Сколько всего…? Где было больше…? Для ответов на эти вопросы учащимся необходимо не только найти, но также сопоставить и преобразовать конкретизирующую информацию в тексте.
Информация закрытого типа не формулируется, а присутствует в тексте “между строк”. Для её поиска важно не только понять сообщение, но также догадаться, предложить и воссоздать подробности.
Стимулирует речемыслительную деятельность и осмысление материала. Осмысление может быть пошаговым и целостным.
При пошаговом осмыслении учащиеся обобщают информацию в виде плана, логической схемы или комплекса. План составляется в виде кратких назывных или вопросительных предложений. Логическая схема представляет собой последовательность ключевых слов, отражающих развитие мысли в тексте. При целостном осмыслении школьники дают краткий заголовок всей информации, который должен вмещать все особенности содержания.
Логическое построение возможно в виде восстановления последовательности, вставки фрагмента, восстановления смыслового раздела.
Восстановление последовательности есть логическое расположение разрозненных абзацев прослушанной или прочитанной информации. Работа может проходить индивидуально или коллективно. Вставка фрагмента – это поиск наилучшего места для “пропущенного” в тексте фрагмента. Восстановление смыслового раздела заключается в том, чтобы разделить сплошной текст на абзацы, подчеркнуть или выделить курсивом наиболее важные предложения и слова.
Резюме делается в соответствии с принятыми правилами. Оно может начинаться с вступительного предложения (ВП), за которым следует тематическое предложение (ТП). Далее идут иллюстрирующие предложения (ИП), и завершается резюме повторением темы (повторительным предложением – ПП). При помощи условных обозначений можно руководить процессом подготовки резюме. Для стимулирования речемыслительной деятельности целесообразно ограничить резюме заданным количеством предложений или слов.
Стимулированию речемыслительной деятельности служит и тактика – способ достижения цели. Тактические ходы учителя могут быть следующие: предъявление учащимся тезиса, текста, изображения, единой и разной информации, последовательное предъявление вопросов, комплекса вопросов в случайном порядке, ключевых или уточняющих, открытых (к очевидной информации) или закрытых (к скрытой информации) вопросов, пропуск деталей и подробностей, множественный выбор ответа, самостоятельное конструирование ответа учащимися, поиск ассоциаций и связей, работа по образцу, творческая работа. Творчество ученика как считает И.Л. Бим, является одним из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода обучения. Последнее время популярность получил метод проектов. Основная причина популярности данного метода – это изменение задач обучения И.Я. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике. Школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к иностранному языку, так как повышается мотивация, развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
В работе учитываются индивидуальные особенности учащихся, что создаёт предпосылки для большей результативности обучения.
Необходимо поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как “метод проектов”. Использование этой методики способствует в особой степени реализации личностно-ориентированного подхода – основной стратегии обновления школы.
В заключении хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы порой не доверяем ученикам, не верим в их мыслительные способности, не учитываем способность к творчеству, присущую человеку как таковому, и облегчаем ему работу, снимаем барьеры. Но закономерность такова, что эти способности гаснут, если наши приемы работы не развивают их.
Считаю, что проблема активизации речемыслительной деятельности будет существовать довольно долго. Данная тема очень объема, сложна.
Нужно с самых ранних этапов обучения иностранному языку давать детям задания, активизирующие речемышление. Тогда мы будем воспитывать активную свободную, развитую личность, способную к самореализации и самоопределению.