Приёмы активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках домашнего чтения вVIII классе общеобразовательной школы (немецкий язык)


Приёмы активизации речемыслительной деятельности учащихся
на уроках домашнего чтения вVIII классе общеобразовательной школы
(немецкий язык)

Иностранный язык – специфический учебный предмет. В качестве объекта обучения
выступает здесь речевая деятельность, основная задача – развитие речевого умения,
которое является основой говорения Средством формирования и развития говорения
является постоянная речевая практика на основе речемышления, ибо процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Мышление выполняет свою
коммуникативную функцию,заключающуюся в том, чтобы осуществлять управление речевой деятельностью для достижения какой-либо цели, ради которой человек вступает
в общение. Таким образом, мыслительная деятельность, применительно к иностранному
языку, направлена на совершение речевого поступка. Именно поэтому поставленная зада-
ча на развитие речевого умения не может быть решена без реализации одного из главных
принципов коммуникативного обучения-принципа речемыслительной активности, пред-ставляющую собой, по определению Е.И. Пассова , «внутреннюю постоянную готов-
ность субъекта общения к речевому поступку» /Е.И. Пассов. Коммуникативный метод
обучения иноязычному говорению. М., 1994.С.47/.
Каждая деятельность, в том числе и речемыслительная, побуждается целой совокупнос- тью мотивов-внешних и внутренних.. «Мотор леятельности-мотив. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом»,- пишет А.Н. Леонтьев в книге «Деятельность и личность» /М.,1976. С.26/. Не отрицая значимости внешних мотивов, следует подчеркнуть важность создания мотивов внутренних. В качестве таких в речевой деятельности высту-пает познавательно-коммуникативная потребность. Формированию познавательно-коммуникативных мотивов способствует содержательная, структурная, а также процесс-суальная сторона урока.
Одним из эффективных средств, позволяющим процесс обучения сделать интересным и способствующим активизации речемыслительной деятельности, являются задания, направленные на фантазийное изменение прочитанного. Мысль, использовать такие зада-ния, пришла при работе с текстами для домашнего чтения к учебнику немецкого языка
«Шаги» под редакцией И.Л. Бим (М., «Просвещение», 2001.Составитель «Книги для чтения» Е.В.Игнатьева). Текстовой материал, представленный в «Книге для чтения»,- это
шванки, немецкие сказания и легенды, а также отрывки из произведений немецких писа-
телей, где затрагиваются проблемы, волнующие подростков. Выполняя свою образова-
тельную и воспитательную функцию, тексты являются в то же время базисом, на основе
которого происходит усвоение нового языкового материала и развитие речевых навыков
и умений. К сожалению, многие задания к текстам ориентированы лишь на репродуктив-
ный и конструктивный уровень речевой деятельности. Задания, стимулирующие продук- тивную речемыслительную деятельность, практически отсутствуют. А ведь именно в
старшем подростковом возрасте мышление школьников становится всё более самостоя- тельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, способность и потребность рассуждать, раскрывать причинно-следственные связи, строить доказатель- ства. Идёт, по выражению И.А. Зимней, «стремительное развитие речемыслительной деятельности подростка». /Психология обучения иностранным языкам в школе. М.,1991, С.137/. Представляется, что использование заданий, направленных на фантазийное изме-нение прочитанного, во многом будут способствовать активизации речемыслительной деятельности учащихся, стимулировать продуктивную речь учащихся.
Задания, направленные на фантазийное изменение прочитанного,предполагают развитие
речевой деятельности /диалогической и монологической/, предметно-смысловое содержа-


ние которой определяется не только информацией, заложенной в тексте, но и содержа-нием коммуникативных ситуаций. Текст используется как повод к самостоятельному высказыванию. Это задания, требующие работы мышления и воображения.
В качестве примера можно привести задания к шванку “Der kluge Esel” /Книга для чтения.
С.198/.
1.Stell dir vor! Till Eulenspiegel schreibt eine Anzeige, wo er vorschlдgt, seinen Dienst als
Lehrer zu erweisen. Hilf ihm bitte!
2.Stell dir vor! Die Professoren der Universitдt besprechen, wen sie in die Lehre zu Till Eulen-
spiegel geben sollen.
3.Stellt euch vor! Till Eulenspiegel und der Esel lachen die Professoren aus, mit denen sie
einen Streich gespielt haben. Inszeniert diese Episode!
В основу заданий такого типа положен принцип ситуативности. Это обусловлено тем,
что ситуативность способна воссоздать коммуникативную реальность и тем самым
пробудить интерес подлинного говорения, что очень важно для активизации речемыс-
лительной деятельности. Ситуация, таким образом, становится задачей смысловой и
речевой, которую должен решить ученик. Предпосылкой для самого широкого использо-вания домысла, фантазии и вовлечения учащихся в речевую деятельность, соответствую-
щую их социальному опыту и языковым возможностям, является неразвёрнутая ситуация.
Описание такой ситуации даётся кратко, ибо чем меньше очерчена ситуация, тем больше
вовлекается в процесс решения речевой задачи мышление учащихся.
Например:
“Stellt euch vor! Ihr seid die Bьrger der Stadt. Ihr zerbrecht euch die Kцpfe, warum die Sonnenuhr keine Zeit mehr zeigen will”./”Die Sonnenuhr”,c.202/
При создании ситуации можно использовать простые или комплексные коммуникативные
задачи. Примером простой коммуникативной задачи может быть следующая:
“Stell dir vor! Du bist ein Fischer. Einmal hast du Lorelei vom weiten gesehen. Was kannst du
dem Freund ьber sie erzдhlen?”/”Lorelei,”c.204/
Коммуникативная задача здесь направлена на реализацию лишь одной речевой функции-
передача собственных впечатлений. А вот другая ситуация:
“Stellt euch vor! Ihr seid Schildbьrger. Ihr haltet Rat, wo man die Glocke verstecken kann.
Eure Vorschlдge bitte! Begrьndet sie!” /Die versunkene Glocke”. c.201/.
Как видим, здесь используется комплексная коммуникативная задача, направленная на
реализацию двух речевых функций: учащимся необходимо не только внести предложения,
но и обосновать их. Использование учителем коммуникативных задач различной сложнос-ти позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения.
Учитывая особенности подросткового возраста, когда идёт интенсивное формирование
и развитие нравственного сознания, возникает потребность в самооценке и оценке других
людей, следует, где это возможно, создавать ситуации, ставящие подростка перед проблемой нравственного выбора. Так, после чтения отрывка из романа П. Гертлинга
“Die zweite Zeile”/с.221/, посвящённого проблеме первой влюблённости, можно предло-
жить учащимся следующую ситуацию:
“Stell dir vor! Du bist Anna, die Ben liebt. Du siehst, dass deine Mitschьler Ben auslachen.
Wie wьrdest du dich in dieser Situation benehmen?”
Проблемы, интересные для учащихся, способствуют возникновению мотивации, которая,
в свою очередь, приводит в движение мысль.
Как уже было сказано, принцип ситуативности является главным в подходе к составле-нию заданий, направленных на фантазийное изменение прочитанного. Однако он не един-
ственный. Существует ещё несколько видов творческих заданий, которые будят фантазию и воображение школьников. Это могут бы проблемные вопросы,требующие от подростка
определить свою поведенческую линию, оказавшись в сходной с литературным героем
ситуации. В отличии от проблемной ситуации с элементами ролевой игры, где ученик го-
ворит от имени какого-либо персонажа, здесь он говорит от своего собственного имени,
выражая свою позицию по предложенной проблеме:
“Sage bitte! Was wьrdest du in Bens Situation machen? Beginne so: “Wenn ich Ben wдre, so”
\”Die zweite Zeile”, c.221\
Такие вопросы вызывают естественный интерес у детей, стимулируют их речемыслительную деятельность, так как обращены к личности ребёнка.
Эффективными являются задания, предлагающие продумать возможную концовку текста:
“Stellt euch vor! In der Stadt gibt es die einzige Uhr, die Sonnenuhr, die keine Zeit mehr zeigt.
Wie stellt ihr euch das Leben der Stadt ohne Uhr vor? Setzt den Schwank fort!”
\”Die Sonnenuhr”, c.202\.
Большой интерес и высокую речемыслительную активность вызывают задания, предлага-
ющие домыслить предисторию героев, события, которые оказали решающее влияние
на характер и поступки героев:
“Der Sohn des Mьllers wurde zum Taugenichts. Wo liegt der Grund? Wie meint ihr, wie war seine Kindheit? Erzдhlt bitte darьber!” /”Taugenichts zieht in die Welt hinaus”, c.228/.
Значительно активизируют речемыслительную деятельность задания, предлагающие
учащимся создать свою версию развития сюжета текста, если бы некоторые обстоятель-ства в жизни героев сложились несколько иначе:
“Wie meint ihr, wie wьrde die Reise der Jugendlichen durch Holland verlaufen, wenn das Reise-
geld ausgereicht hдtte?”, /”Wandervogel”, c.217\.
Разнообразие коммуникативных задач позволяет учителю использовать на уроке различ-
ные формы работы: фронтальную, парную,групповую, индивидуальную, стимулируют
развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся. В процессе выполне-ния творческих заданий учащиеся испытывают трудности, связанные с недостатком лек-
сического запаса. Задача учителя-помочь ученику найти нужное слово в нужный момент.
Е.И. Пассов пишет по этому поводу следующее: «Необходимо организовать процесс обу- чения так, чтобы сначала вызвать у учащихся желание высказать свои мысли и чувства, а
потом дать им слова для выражения их мыслей и чувств». /Е.И. Пассов. Урок иностранно- го языка в средней школе. М.,1993, с.84/.Конечно, учитель, планируя задания, может стро-
ить какие-то прогнозы относительно полёта фантазии учащихся и дать им заранее пред- полагаемые необходимые слова. Но этого не следует делать, так как они будут являться
смысловой подсказкой для учащихся, что в данном случае противоречит самому приёму обучения. Однако учитель должен, учитывая разнообразие коммуникативных задач
/расспросить, сообщить, описать, рассказать, попросить, посоветовать, выразить согласие/
несогласие, покритиковать,убедить и т. д./, постоянно тренировать учащихся в употребле-ни соответсвующих речевых штампов-клише,которые будут способствовать развитию
навыков спонтанной речи учащихся.
Опыт показал, что задания, направленные на фантазийное изменение прочитанного, не только способствуют активизации речемыслительной деятельности учащихся, но и повы- шают эффективность запоминания лексики за счёт возрастающей роли непроизвольного запоминания в условиях разнообразно протекающей творческой речевой деятельности учащихся.














ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Der kluge Esel
(Nach dem Volksbuch von Till Eulenspiegel) Книга для чтения, с.198

1. Stell dir vor! Till Eulenspiegel schreibt eine Anzeige, wo er vorschlдgt, seinen Dienst
als Lehrer zu erweisen. Hilf ihm bitte!
2. Stellt euch vor! Die Professoren der Universitдt besprechen, wen sie in die Lehre zu Till
Eulenspiegel geben sollen.
3. Wie meint ihr, was sagte der Esel ьber Professoren, wenn er sprechen kцnnte?
4.Stellt euch vor! T. Eulenspiegel und der Esel lachen die Professoren aus, mit denen sie
einen Streich gespielt haben. Inszeniert diese Episode!

II. Die versunkene Glocke
(Nach dem Volksbuch “Die Schildbьrger”),c.201

1.Stellt euch vor! Ihr seid Schildbьrger. Ihr haltet Rat, wohin man die Glocke verstecken
kann. Macht eure Vorschlдge bitte! Begrьndet sie. Und wer ist der Bьrgermeister?
2.Stell dir vor! Die Schildbьrger bestiegen das Schiff und fuhren mit der Glocke auf den See.
Du fдhrst mit und hцrst den Vorschlag des Bьrgermeisters, eine Kerbe in das Schiff zu ma-
chen, um die Glocke wieder zu finden. Erklдre bitte dem Bьrgermeister, das er nicht recht
hat.

III. Die Sonnenuhr
(Nach J. P. Hebel), c.202
1.Die Sonnenuhr auf dem Rathaus gefдllt allen Stadtbewohnern. Jeden Tag stehen sie auf
dem Rathausplatz und bewundern die schцne Uhr. Stellt euch vor! Ihr steht auch auf
diesem Platz und bewundern die Uhr.
2. Um die schцne Uhr gegen das Gewitter zu beschьtzen, brachten die Bьrger ьber die Son-
nenuhr einen gro
·en Regenschirm an. Seit dieser Zeit zerbrechen sich die Stadtbьrger die
Kцpfe, warum die Uhr keine Zeit mehr zeigen will. Hilf ihnen bitte! Gib einen Rat!
3. Stell dir vor! Du bist Stadtbьrger. Es tut dir leid,da
· die Sonnenuhr keine Zeit mehr zeigt.
Schreibe darьber deinem Freund!
4. Stellt euch vor! In der Stadt gab es die einzige Uhr, die kaputt gegangen ist. Wie stellt ihr
euch das Leben der Stadt ohne Uhr vor?

IV. Lorelei
(Eine Sage), c.204

1.Wie stellt ihr euch das Дu
·ere von Lorelei vor? Setzt bitte die Beschreibung fort!
“In der Nacht kam ein schцnes Mдdchen auf den Felsen.”. ..
2.Stell dir vor! Du bist ein junger Fischer. Einmal hast du Lorelei vom weiten gesehen und
bist von ihr begeistert. Erzдhle darьber deinem Freund!

V. Ein Besuch beim Friseur
(Nach H. Fallada), c.215

1.Stell dir vor! Du bist der Held dieser Geschichte. Erzдhle deinem Freund ьber deine
Enttдuschung wegen deines neuen Haarschnitts! Beginne so: “ Als ich mich im Spiegel
sah, .”.
2.Stellt euch vor! Der Junge ist aus dem Frisiersalon nach Hause gekommen. Der Zorn
der Eltern ist so gro
·. Inszeniert bitte das Gesprдch zwischen dem Jungen und den Eltern!
3.Stell dir vor! Du bist der Freund des Jungen., der wegen der neuen Frisur mi
·gestimmt
ist. Beruhige ihn bitte!

VI. Wandervogel
(Nach H. Fallada), c.217

1.Stellt euch vor! Ihr seid die handelnden Personen dieser Geschichte (der Sohn und
die Eltern). Der Sohn bittet die Eltern um Erlaubnis, ins Ausland zu fahren. Inszeniert
bitte dieses Gesprдch!
2.Stell dir vor! Du bist voller Erwartung auf die Reise nach dem schцnen Holland.
Erklдre deinem Freund den Grund deiner Ungeduld!
3. Wie meint ihr,wie wьrde die Reise durch Holland verlaufen, wenn das Reisegeld
ausgereicht hдtte?.

VII. Die zweite Zeile
(Nach P. Hдrtling),c.221
1 .Stell dir vor! Du bist Anna. Du siehst, dass deine Mitschьler Ben auslachen. Wie wьrdest
du dich in dieser Situation benehmen?
2 .Sage bitte, was wьrdest du in Bens Situation machen? Beginne so: “Wenn ich Ben wдre, .
so.”.
3. Wie meint ihr, wie werden sich die Beziehungen zwischen Anna und Ben entwickeln?

VIII. Sicher ist sicher
(Nach E. Kдstner), c.224
1. Wie meint ihr, wie kann sich die Geschichte mit den Heften entwickeln? Setzt die Erzдh-
lung fort: “Professor Kreuzkamm nahm die Hefte selber mit nach Hause. “Sicher ist
sicher ,”- sagte er und verlie
· das Zimmer so ernst, wie er gekommen war.”

IX. Taugenichts zieht in die Welt hinaus
(Nach J.von Eichendorff), c.228

1.Der Sohn des Mьllers wurde zum Taugenichts.Wo liegt der Grund? Wie meint ihr, wie war
seine Kindheit? Ihre Vermutungen bitte!
2.Stell dir vor! Du bist der Taugenichts Freund.. Seine Lebensweise gefдllt dir nicht. Was
kannst du ihm raten?
3. Stell dir vor! Du bist Taugenichts. Du ziehst in die Welt hinaus, um dein Glьck zu machen.
Erklдre dem Vater, wie du dir das Glьck vorstellst.
4. Taugenichts zieht in die freie Welt voller Hoffnung auf das Glьck hinaus. Wie meint ihr,
was wird mit ihm geschehen? Ihre Gedanken bitte!